Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология конфликта

Курсовая с практикой на тему Теории и концепции конфликта в психологической науке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ теорий и концепций конфликта в психологической науке 4
1.1 Исторические исследования в области конфликтов 4
1.2 Психологическая сущность, структура и функции конфликта 15
1.3 Теории конфликта в психологической науке 18
Глава 2. Исследования уровня конфликтности и конфликтной компетентности среди выпускников интернатов 25
2.1 Методы и методики, применяемые при исследовании конфликтов 25
2.2 Результаты экспериментальных исследований, их анализ 28
Заключение 36
Список используемой литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одной из актуальных проблем современной конфликтологии, психологии и социологии конфликта является отсутствие общепринятого определения понятия «конфликт».
Степень научной разработанности: Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что проблема конфликтов нашла достаточно широкое отражение в трудах западных (Г. Дойч, Г. Келли, Г. Лайоль, В. Майерс, и др.), российских (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Денисов, С.М. Емельянов, и др.) и украинских (А.И. Бондарчук, И.В. Ващенко, С.П. Гиренко, В.М. Кушнирук, и др.) ученых. В упомянутых исследованиях раскрыта сущность конфликта, его структуру, виды, типологические и динамические характеристики, стратегии и тактики конфликтного противодействия, методы предупреждения и урегулирования конфликта.
Проблема исследования: Исследователи, которые сравнивали его применение в научных текстах, зафиксировали отсутствие единого значения, это позволило сделать вывод о «гумо-подобности» этого понятия. Для примера приведем десять определений конфликта в разных научных текстах: «крайнее обострение перечностей, которое приводит к непосредственной борьбе», «адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, происходит путем перестройки структуры системы», «способ взаимодействия сложных систем», «нарушение гомеостаза», «разновидность негативной обратной связи», «столкновение интересов, мотивов, тенденций субъектов общественной жизни», «болезнь общения», «кризис взаимодействия»[9]. И даже такое, чрезвычайно широкое толкование конфликта, которое предложила Н. Гришина, которая утверждает принадлежность этого понятия «к широкому кругу разно-уровневых явлений, возникающих обязательно« между кем-то и кем-то »или реже «между кем-то и чем-то» [5, с. 13], не учитывает наличие в современных научных текстах сообщений «конфликт иммунитетов», «конфликт программ», «конфликт имен», «конфликт технических систем». В приведенных сочетаниях мы не найдем субъекта конфликта, поэтому происходит столкновение чего с чем-то.
Гипотеза исследования. Жизнь ставит задачу такого изменения подхода к пониманию конфликтам, что позволит органично включить в понятия конфликт новые значения, которые отражают фиксацию в языке изменений, которые происходят в концептуальной картине мира[22, c.139].
Предмет нашего изучения: Теории и концепции конфликта в психологической науке.
Объект исследования: конфликт.
Целью исследования является: изучение теории и концепции конфликта в психологической науке.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Определение путей возникновения конфликтов;
3. Изучение теории и концепции конфликта в психологической науке.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс методов:
· теоретический анализ литературы;
· сопоставление, сравнение, классификация основных понятий по проблеме; · изучение конфликтности в школе-интернат среди выпускников; · разработка и проведение программы по обучению способам предупреждения конфликтной ситуации.
Практическая значимость работы заключается в систематизации и конкретизации практического материала по организации и проведению программы. Теоретическая значимость работы заключается в возможности ее использования преподавателями и студентами входе преподавания и изучения курса.
База исследования: Исследование проводилось в городе Москва, школе-интернат № 56.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конфликты — это мощная сила, которая может сработать как на благо (вывести ситуацию из ступора, дать ей возможность развиваться дальше), так и иметь серьезные негативные последствия. Именно поэтому изучением этого явления занимается множество социологов, политологов и психологов. Все они хорошо представляют, какова структура конфликта[6].
Разработка теоретических постулатов конфликта во многом возможна благодаря существенному научному вкладу психологов в этой сфере. С начала XX в. особенно продуктивно исследуют конфликт зарубежные психологи.
Психоаналитическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло области причин конфликтов у личности:
– в бессознательного человека;
– во взаимодействии с окружающей средой;
– невозможностью реализации личностных стремлений.
Социотропное направление (У. МакДугалл, С. Сигеле) в психологии конфликтов уделяло внимание социальным инстинктам (страх, самоутверждение, инстинкт толпы и др.), которые существуют в любом обществе и поэтому вызывают конфликты.
Выделяют этологическое направление, в рамках которого теории конфликта австрийского исследователя К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена. Главной причиной конфликта здесь выступает агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так и у целой группы или толпы. Ведущее направление в психологии конфликта занимает теория групповой динамики, основателем которой является К. Левин.
Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности.
Отношения между людьми всегда являются значимыми для индивидов и вызывают у них особые реакции и эмоции, поэтому существуют эмоциональные предпочтения и антипатии в обществе. Их изучение согласно теории социометрии, Я. Морено способно предотвратить и урегулировать межличностные конфликты и гармонизировать отношения в конкретной группе или в обществе в целом.
Значимыми теориями психологического конфликта также являются теории представителей Чикагской школы (Т. Шибутана) , Д. Мида , теория трансактного анализа Э. Берна . Считая главными противоборствующими сторонами «личность– среда», «личность – личность», эти теории особое внимание уделяли рациональной организации любого взаимодействия и бесконфликтных отношений.
Среди отечественных теорий психологии конфликта наиболее ценными являются подход Л. Петровской об общей методологии конфликта, исследования конфликтов социализации А. Рояк, Т. Драгуновой , подход к внутриличностным конфликтам А. Леонтьева, В. Мясищева, А. Спиваковской и др.
Современные направления разработки конфликта в психологии: теория организационных систем; переговорные процессы (Р. Фишер, Д.Рубин) ; игровое направление в профилактике конфликта.
Полученные результаты исследования готовности к переговорам и разрешению конфликтов показали, что готовности у учащихся-выпускников недостаточно высокого уровня, а высокие показатели могут свидетельствовать о субъективности оценки своих потенций. Исследуемые имели преимущественно низкий уровень агрессивности, что свидетельствует об их неумение постоять за себя, настоять на своем и тому подобное. То есть, именно такие дети нуждаются в поддержке и формирования ассертивности.
Более половины среди учеников — выпускников 2018 и 2019 годов имели средний, низкий и очень низкий уровень выраженности эмпатийных тенденций, а среди выпускников 2019 г., совсем нет детей с высоким уровнем эмпатии. Между тем, именно эмпатия — это профессионально важное качество профессий типа «человек-человек». Учитывая то, что многие выпускники выбирают профессии именно этого типа, в систему психологического сопровождения выпускников нужно вводить психологические мероприятия различного типа по формированию у учащихся эмпатийных способностей.
С целью помощи выпускникам — детям-сиротам и социальным сиротам — в профориентации и с целью их познания своих личностных особенностей, влияющих на выбор профессии, мы создали пилотную программу, профессионально ориентационных занятий, благодаря которой ученики получат необходимые знания о мире профессий и о своем месте в нем, получат первичные знания, умения и навыки для эффективной профессиональной деятельности в будущем. Эта программа будет внедрена в школе-интернате, где проводились исследования.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ теорий и концепций конфликта в психологической науке
1.1 Исторические исследования в области конфликтов

Все люди живут в социуме и все разные, каждый имеет свои убеждения, свою жизненную позицию, поэтому между людьми возникают конфликтные ситуации. Для того чтобы уметь, как себя вести в этом случае, необходимо знать, что такое конфликт, из чего состоит, способы предупреждения и стили поведения в нем.
Каждый человек ежедневно общается с другими людьми. Она включается в семейные отношения, принадлежит к ученикам школьного коллектива, группы студентов или трудового коллектива. Такие отношения является не стабильной комбинацией, а нагромождением составляющих, которые постоянно находятся в движении, изменяют свои значения и имеют, как правило, разно-векторную направленность.
Каждая такая группа личностей постоянно меняется, трансформируется, морально стареет, приобретает новых форм и изменяются количественные или качественные параметры; происходят изменения в запросах, потребностях, особенности человеческих отношений, цель, цели, задачи, интересы сторон или отдельных групп и личностей в коллективе и вне его.
Все эти процессы и явления обусловливают возникновение неординарных ситуаций, которые ранее не встречались и требуют безотлагательного решения. Неизбежность возникновения противоречий является проявлением закона единства и борьбы противоположностей, одного из классических законов развития.
По этому закону любое явление или ситуация рассматривается как единство противоположных сторон, взаимоисключающих друг друга, преодолевают сопротивление своего антипода, однако, одновременно, не могут существовать отдельно, обоюдно взаємозумовлюються (одна существует лишь потому, что имеющаяся вторая).
Поэтому понятие конфликта и является таким важным для современной психологии и социологии. В наше время, когда условия жизни людей часто и быстро, иногда кардинально меняются, когда слово «стресс» и «депрессия» известны многим еще со школьной парты, невозможно переоценить актуальность проблемы конфликта и способов и методов его решения.
Социология конфликта — отрасль социологии, изучающая сущность, обусловленность, последствия управления конфликтом как социальное явление.
Социальный конфликт — столкновение интересов двух или большего числа индивидов, социальных групп. По своей природе конфликт является социальным явлением, порожденным особенностями общественной жизни, социальных систем, столкновением, противоборством субъектов социума. Состояние конфликта — далеко не редкое явление. В той или иной степени, он присущ каждому социальному субъекту на определенных фазах его развития. Учитывая это, конфликт часто рассматривают как повод для решения противоречий.
Это стимулировало внимание ученых к проблеме прогнозирования и управления конфликтами, последствия которых в основном ощутимо зависят от остроты столкновения конфликтного взаимодействия[4, c.33]. Острота конфликта — степень столкновения интересов, глубина противоречий участников конфликтного взаимодействия. Как правило, эту остроту отражает уровень интенсивности конфликтных действий, что сказывается на возможности разрешения конфликта. Острота конфликта дает основания прогнозировать время, которое нужно будет затратить на преодоление конфликтной ситуации, то есть спрогнозировать продолжительность конфликта.
Продолжительность конфликта — временные измерения существования конфликта. Согласно теории, конфликт может быть кратко-, средне- и долгосрочным, зависит от цели конфликтующих, остроты проблемы, социальной культуры, ресурсов управления конфликтом[1].
Особенности конфликтной ситуации, возможности решения ее во многом зависит от интересов и социальных характеристик ее участников (конфликтантов). Ими могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества и даже государства. Совокупность факторов, обусловливающих конфликт, его развертывание в пространстве и времени, определяют его границы.
Границы конфликта — внешние структурно-динамические границы конфликта: субъектность (количество участников), пространственные (территория, на которой происходят конфликт), временные (длительность конфликта). Первым обратил внимание на социальный конфликт Аристотель. Определенные мысли относительно природы и разрешения конфликта имеющиеся в философских системах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо[25]. Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом, который считал его основой разделения общества на классы и экономической борьбы между ними. Г. Гегель усматривал причину социального конфликта в социальной поляризации общества. На отдельных аспектах социальных конфликтов и способах их решения сосредоточены фрейдистские, неофрейдистские концепции, теории социал-дарвинизма и социо-биологии. Учредителями собственно социологической теории конфликта считают К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля. К. Маркс применил конфликтологическую парадигму ко всему исторического развития, рассматривая его как борьбу классов[3, c.188]. Межклассовый конфликт, он считал, прежде всего, антагонистическим столкновением интересов правящего и угнетенного классов, может разрешиться только социальной революцией.
М. Вебер усматривал главный конфликт современного ему общества в борьбе между политическими партиями, которые представляют интересы общественности, и бюрократии.
Формирование основных принципов теории конфликта, внедрение в научный оборот термина «социология конфликта» состоялось благодаря немецкому социологу Г. Зиммель, который считал конфликт универсальным явлением, а бесконфликтное общество – недееспособным[6].
По его мнению, чем острее конфликт, тем более сплоченными есть группы, которые конфликтуют; чем меньше острота конфликта, тем вероятнее, что он выполняет интегрирующую функцию в обществе; чем чаще конфликты и меньше их острота, тем вероятнее, что участники конфликтующих групп могут лишиться вражды и поддержать систему, выработав нормы регулирования конфликта. Итак, в отличие от Маркса, Зиммель считал, что конфликт не только может быть урегулирован мирными средствами, но и стать средством развития общества[11, c.300].
Т. Парсонс трактовал конфликт как социальную аномалию, фактор, который дезорганизует и дестабилизирует жизнь. По его мнению, главная задача общества состоит в предотвращении и поддержании бесконфликтных отношений между его элементами. На уровне социальной системы такую функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. С развитием общества все меньше становится причин для возникновения конфликтов.
Из современных ученых чаще прибегают к проблеме социологии конфликта Л. Козер, Р. Дарендорф, К.Э. Боулдинґ.
Анатоль Рапопорт, один из классиков теории игр, который занимался исследованиями конфликтов, обосновал важную функцию игры: игра может быть использована для анализа степени различия поведения индивидуумов с нормативными критериями рациональности [4].
Можно назвать еще одну особую функцию игры в исследовании конфликтов: игра является инструментом тестирования специфических прогнозов и сценариев эскалации реальных конфликтов, смоделированных на основе классических и современных теорий.
В целом игры являются эффективным инструментом исследования конфликтов, потому что (а) они являются моделями реальных ситуаций конфликтов; (б) построены на евристичній функции, является инновационным подходом к анализу конфликтов; (в) помогают понять, как рациональность нарушается под влиянием социальных факторов; (г) является инструментом тестирования теорий и гипотез.
Следуя своей обычной манере широкого подхода, Рапопорт не ограничивается одним типом конфликтной ситуации, который, по его мнению, открывает путь к решению основных проблем. Анализируя различные «подходы буржуазных авторов, он выделяет три основные формы конфликтных ситуаций: конфликты типа сражений, типа игр, типа дебатов.
По Рапопорту, в конфликтах типа сражений участники конфликта стремятся причинить друг другу максимальный вред, не руководствуясь при этом ни разумными целями, ни разумными способами выбора действия.
С точки зрения Рапопорта, для игровых конфликтов, характерно сугубо рациональное поведение участников, когда игроки избирают цели и способы действий на основе рассудочных оценок, исключая воздействие эмоциональных факторов. Системы предпочтений игроков считаются неизменными. Задача состоит не в том, чтобы раздумывать, насколько эти системы соответствуют действительности, истинным интересам участников, а в том, чтобы, приняв их за основу, пытаться выиграть как можно больше у своего противника.
Рапопорт считает, что в международных конфликтах прошлого и настоящего в той или иной степени представлены все три рассмотренные формы конфликтных ситуаций. Однако он почти полностью сосредоточивает внимание на анализе двух форм — конфликтах типа игр и типа дебатов, ибо, по его мнению, от соотношения этих двух форм в решающей степени зависит исход современного глобального конфликта, а вместе с этим и будущее всего человечества. Точнее говоря, Рапопорт считает, что вплоть до настоящего времени конфликт между США и СССР или шире — между капиталистической и социалистической системами протекал в русле конфликта типа игр. В то же время он проявляет здравый смысл, подчеркивая, что этот процесс неизбежно привел бы к тяжким последствиям, если конфликт не удастся перевести в русло дебатов.
Пагубное «игровое» состояние конфликта Рапопорт объявляет результатом непонимания общественностью и правительствами стран их действительных интересов. Свою основную задачу Рапопорт, как ученый, усматривает в том, чтобы путем широкой теоретической полемики, разъяснения обеспечить вытеснение в сознании широкой общественности, государственных деятелей своей страны идеи «выигрывания» конфликта на международной арене. По мнению Рапопорта, для разрешения любого конфликта его следует перевести в русло дебатов, в ходе которых стороны искренне стремились бы понять позиции друг друга и прийти к некоторому справедливому заключению, согласующемуся с требованиями разума и совести.
А. Рапопорт на базе динамики развития конфликтов выделял такие типы конфликтов, как борьба, игры и дебаты. Он описывает типы конфликтов на основе различия их характеристик, используя при этом разные подходы. «Борьба», лучше описывается с помощью психологических концепций агрессии, «игры» — на основе теории игр и других математических моделей, а «дебаты» должны изучаться с помощью теорий И.П. Павлова и 3. Фрейда[13].
В одном из последних своих трудов — «Конфликт в созданной человеком среде» — Рапопорт представил обновленную концепцию социального конфликта. В отличие от прежних взглядов со всей четкостью он ставит вопрос о «невозможности создания общей теории конфликта, поскольку слово «конфликт» выражает наше понимание и отношение к множеству существенно отличающихся явлений, подчиняющихся совершенно различным принципам». Это относится, по его мнению, и к попыткам создания общей теории войны, хотя понятие войны значительно уже понятия конфликта. В своей работе автор вновь возвращается к центральной теме своих исследований — изучению поведения сторон в конфликте.
Рапопорт различает «эндогенные» и «экзогенные» конфликты. К первым относятся такие конфликты, участниками которых выступают системы — части большей системы, обладающей определенными механизмами для поддержания ее устойчивого состояния, управления конфликтом между ее подсистемами или разрешения этого конфликта. Если же такой «сверхсистемы» не существует, то место имеет «экзогенный» конфликт. Наряду с названными видами Рапопорт выделяет «симметричные» и «асимметричные» конфликты. В «симметричных» конфликтах участники представляют собой одинаковые системы или же рассматривают себя таковыми. Соответственно, участниками «асимметричных» конфликтов являются различные системы.
По мнению Рапопорта, следует особо выделить конфликты, разрешение которых связано с решением вопроса о предмете спора и не вызывает изменения в структуре конфликтующих систем и «сверхсистемы», и конфликты, разрешение которых вызывает изменение структуры[13]. Наконец, автор обосабливает такой вид конфликта, как соперничество, особенностью которого является наличие большого числа участников. Каждый из них находится в конфликте с любым другим (конкурентная борьба, борьба за власть отдельных лиц или групп).
Впервые рациональный подход к пониманию причин, динамики и методов ведения войны был предложен Сунь — Цзы в книге «Трактат о военном искусстве». Эта книга была адресована будущим политическим лидерам и военачальникам, которые «должны понимать психологию и механизмы конфликта так глубоко, что движение противника будет вовремя предсказуемым и понятным, будут действовать в соответствии к ситуации и достигать своей цели минимальными усилиями» [5].
Теория игр как математическое моделирование конфликтов и кооперации была применена Фредериком Ланчестером (1881-1953) и Льюисом Ричардсоном (1868-1946) для анализа событий Первой мировой войны. Научные интересы и моральные позиции этих исследователей были противоположными.
Книга «Авиация в войне», написанная Ф. Ланчестером, систематизировала возможные стратегии в баталиях и тактики концентрации силы. Пацифист Л. Ричардсон в книге «Математическая психология войны» пытался понять логику, динамику вооружения и возможности предотвращения развития конфликта. Научные исследования Л. Ричардсона, вероятно, стояли в стороне от мейнстрима исследований конфликтов и безопасности того времени. Он анализировал конфликт с целью обеспечения мира. Математические модели убеждали читателя, насколько разрушительными являются последствия войны и насколько несомненна ценность мира [6].
Модель Ричардсона базируется на системе дифференциальных уравнений. Желание вооружиться является результатом взаимодействия страха и реальной угрозы. Мотивы обеих сторон являются симметричными, каждая из них боится другого и этот страх побуждает их повышать расходы на безопасность. Если х и y определяют готовность к войне двух сторон, то
dx/dt = ky — ax + g (1)
dy/dt = Lx -by +h, (2)
где а и b — положительные константы, которые отражают сопротивление правительства и населения политике увеличения расходов на вооружение, к и L — положительные «коэффициенты обороны», g и h — положительные или отрицательные константы образы, которые моделируются дружескими чувствами или ненавистью между сторонами [6].
В соответствии с этим уравнение, даже полное разоружение с обеих сторон (x = y = 0) не может предотвратить конфронтации, если факторы образы являются положительными. Потому что бюджет на оборону не может быть отрицательным, эквилибриум в расходах на оборону не может существовать, если константы g и h являются положительными.
Модель Ричардсона отличается от классической теории игр, которая появилась позже, отсутствием функции. Контекст, в котором работал Ричардсон, привел его к выводу, что чем ниже вероятность войны или расходы на вооружение, тем выше общий выигрыш сторон. Но для Ричардсона война либо мир не является бинарной альтернативой с нулевой суммой. В статистическом анализе конфликтов его фокусом была динамика человеческих потерь сторон в течение конфликта, что объединяет его исследования с более современными научными школами.
Источники современной науки принятия решений, как и теории игр, не могут быть однозначно определены, потому что много научных школ осуществляли свои исследования параллельно, но ключевая работа Джона фон Ноймана и Оскара Моргенштерна является важной частью истории рационального подхода к принятию решений в конфликтах, потому что, прежде всего, в ней сформулированы идею, что рациональный выбор игрока должен максимизировать ожидаемую субъективную полезность [6].
Современные исследования конфликтов с использованием теории игр базируются на понятии стратегии, определенном Джоном фон Нойманном. Стратегия является набором действий; она указывает участникам, как они должны действовать в любых возможных обстоятельствах. Теория игр была основана как нормативная теория, направленная на демонстрацию того, как должны действовать рациональные игроки, как, например, предложенный фон Джоном фон Нойманном и Оскаром Моргенштерном общий анализ игр с нулевой суммой с полностью определенной функцией полезности.
Тотальная война как пример не кооперативной игры с нулевой суммой.
Тотальная война является конфликтом неограниченного масштаба, в котором противники мобилизуют все доступные ресурсы (человеческие, промышленные, сельскохозяйственные, военные, технологические) для полного разрушения способности другой стороны к сопротивлению. Классические концепции стратегии тотальной войны связываются, прежде всего, с работами немецких теоретиков Карла фон Клаузевица и Эриха Людендорфа. Первая и вторая мировые войны в исторической литературе классифицируются как тотальные. В обеих этих войнах германский генеральный штаб преследовал цели полного уничтожения противника и изменения международного порядка [7].
Во второй мировой войне «апокалиптическая» война осуществлялась на Востоке как комбинация различных операций на фронте и в тылу в рамках единой стратегии, которая была направлена на установление глобальной гегемонии Германии[8,c.190].
Подобно тому, как во времена Наполеона неограниченные цели радикальных изменений международного порядка доcтигались путем разрушения и подчинения противника, во второй мировой войне они стали причиной чрезмерного использования силы Германией против Советского Союза. Имея подобные цели, война не могла осуществляться в «классических европейских традициях»-инструментально, профессионально, рационально, с ограниченным использованиями силы и обоснованным нанесением вреда. Германия привлекла до войны много ресурсов, и не только военных. Важную роль играла концепция гегемонии и порядка. Это была тотальная война, или на языке национал — социалистической партии, «специальный режим» для многих народов — дискриминация и уничтожение славян, нарушения прав пленных солдат и офицеров, эксплуатация народов Восточной Европы, что повлекло гибель многих миллионов людей.
Идеология или логика привели генеральный штаб Германии к такому выбору? Один из аргументов в пользу рациональности: эскалация насилия и запугивания рассматривались как необходимое средство скорой победы. Военная победа, паралич противника, его способность использовать силу в ответ, террор были ключевыми элементами военной стратегии. Идеологические цели были в центре военных операций, но они только поддерживали стержень войны.
Но среди немецких историков имеет место другая позиция — военная стратегия Гитлера была скорее интуитивной, чем системной, фокус с систем принятия решений было смещено на политические цели. Его идеологическая и расистская политика базировалась на вдохновенные больше, чем на логике, на привлечении последователей больше, чем на рациональных расчетах. Стратегическое планирование, ключевой подход к войне, который исторически применялся немецким генеральным штабом, оказался заложником политики «апокалипсиса».
Конечно, стратегии — это лишь рациональные пути действий против также рационального оппонента. Игры не показывают, как использовать ошибки оппонента. К тому же, игры с нулевой суммой является случаем, который редко встречается на практике. Игры со смешанными мотивами являются более близкими к реальному миру ограниченных войн, угроз и обещаний, торговли и переговоров, сделок и компромиссов[1,c.55].
Теория игр начала свой путь с анализа ситуаций «чистого конфликта», то есть игр с нулевой суммой на примерах тотальных войн на уничтожение. Но в 1958 г. Томас Шелинг привлек внимание к играм с ненулевой суммой: «Чистый конфликт, в котором интересы двух антагонистических сторон являются полностью противоположными, является очень специальным случаем». Т. Шелинг начал одну из наиболее результативных научных дискуссий в истории теории игр. В 1970 г. Анатоль Рапопорт написал, что «реальная ценность теории заключается в разработке игр, которые находятся за пределами игр между двумя участниками с постоянной суммой» [8].
Особенностью теории игр является максимальное упрощение проблем и решений, которые принимают индивидуумы. Представляется, что индивидуумы пытаются повысить свое материальное состояние и безопасность, причем существуют определенные правила, выполнение которых приведет к желаемым результатам. Но что делать, если правила не существуют?
Основным назначением теории игр в исследовании конфликтов является построение аналогии, подобной скелету, которая могла бы использоваться для многих социальных ситуаций и контекстов. В образовании игровой аналогии мы оставляем в стороне сложность реальных социальных взаимодействий, но уделяем особое внимание фундаментальным структурным аспектам, которые могут помочь пониманию конфликтных ситуаций. Безусловно, игра отличается от сложности и завершенности реальной жизни, но подобно тому, как структура ДНК описывает главные черты здоровья человека, игра описывает структурные особенности, которые являются предпосылкой выбора человека.
Теория игр базируется на особой рациональности — инструментальной рациональности, которая предполагает, что мышление и принятие решений является инструментом достижения определенных, определенных прагматических целей. Концепция решения проблемы зависит от особенностей, преимуществ и целей игроков. Каждая модель является компромиссом между теорией, эмпирической верификацией и операционным внедрением.
Таким образом, конфликт является сложным социальным феноменом, который постоянно сопровождает жизнедеятельность общества и требует теоретического и практического изучения с целью управления им на всех стадиях его функционирования, особенно в периоды кризиса общества, трансформации его систем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы