Курсовая с практикой на тему Теории фирм: сравнительный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Сравнительный анализ теорий фирмы.. 5
1.1 Классическая (неоклассическая) теория фирмы.. 5
1.2 Институциональная теория фирмы. 6
1.3 Стратегическая теория фирмы.. 6
ГЛАВА 2. Некоторые аспекты функционирования фирмы
в современной экономике 9
2.1 Организационно-правовые формы действующих фирм. 9
2.2 Модели жизненного цикла организации. 13
2.3 Конкурентоспособность фирмы в рыночной
экономике. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33
Введение:
На протяжении последних трех
десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.
Фирма является главным звеном
рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное
функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет
большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для
других групп субъектов.
Изучение поведения фирм является
необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как
на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и
организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет
эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма
всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно
сказывается на рыночных отношениях.
Хозяйственная деятельность в условиях
рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием как
предпринимательская деятельность. Предпринимательская
деятельность — организация и соединение факторов производства
(ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные
потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов
предпринимателя. Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской
деятельности является фирма.
Предприниматели создают в рыночной
экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого
сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм
собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления
коммерческой деятельности.
Изучение поведения фирм является необходимым условием
выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микроуровне, так и
на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной,
региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной
экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных
отношениях.
В теории фирмы важное место занимает проблема
определения ее целевой функции, критерия оценок его деятельности. В моделях
классической предпринимательской фирмы критерий был один — максимизация
прибыли. Последующие подходы не предполагают такого критерия. Из этого следует,
что фирма — это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное
для координации решений владельцев производственных ресурсов. В
противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую
систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.
Цель курсовой работы – дать сравнительную
характеристику различных теорий фирмы.
Достижение поставленной цели требует решения
следующих задач:
Провести сравнительный анализ теорий фирмы:
— ознакомится с классической (неоклассической) теорией
фирмы ;
— рассмотреть институциональную теорию фирмы;
— разобрать стратегическую теорию фирмы;
Изучить некоторые аспекты функционирования фирмы в
современной экономике:
— изучить организационно-правовые формы действующих
фирм;
— исследовать модели жизненного цикла организаций;
— проанализировать конкурентоспособность фирмы в
рыночной экономике.
Объектом исследования является фирма как один из
субъектов рыночной экономики.
Предметом исследования выступают характеристики фирмы
и принципы ее функционирования в рыночной экономике, исходя из различных
научных теорий.
При выполнении курсовой работы были применены
следующие методы исследования: системный, структурно-функциональный,
ретроспективный методы, а также сравнительный анализ.
В работе использовалась учебная литература по
выбранной теме, а также периодические издания.
Заключение:
В соответствии с эволюцией экономической теории,
которая в свою очередь обусловлена развитием экономики, постепенно менялся
взгляд на фирму как основного участника рыночных отношений и производителя
ценностей или общественных благ.
Можно выделить три основных теоретических
подхода к объяснению природы фирмы, существовавших до последнего времени:
неоклассический, институциональный и управленческий (или предпринимательский).
Последний также некоторые ученые называют прикладным, поскольку в рамках
прикладных теорий (теории управления и предпринимательства) разработано
множество подходов к определению природы фирмы. Институциональный подход на
сегодняшний день является доминирующим, но внутри него можно рассматривать еще
как минимум несколько теоретических подходов к определению роли и природы фирмы
— эволюционную теорию фирмы, агентскую модель фирмы, контрактную модель фирмы,
теорию корпорации Гэлбрейта, системно-интеграционную теорию предприятия Г.Б.
Клейнера.
Чтобы продемонстрировать весь многообразный
спектр существующих теорий фирмы, приведем классификацию, предложенную Е.В.
Поповым. Как видно, автор выделяет технологический подход, который включает
неоклассический подход и альтернативные ему теории фирмы; институциональные
теории, а также прикладные. Среди прикладных автор выделяет основные сферы
функциональных наук теории управления — теорию маркетинга, финансов, логистики
и т.п. Фактически каждая из этих наук предлагает свой подход к описанию
предприятия и его основных функций, поэтому вполне может рассматриваться как
самостоятельная теория фирмы.
Результаты сравнительного анализа показали, что
из всех изученных моделей наиболее полное описание жизненного цикла
представлено в модели И. Адизеса, так как в ней описаны стадии от создания до
«смерти» организации, а также различные пути ее развития.
По итогам проведенного исследования можно
сделать вывод, что для определения стадии жизненного цикла организации и
принятия в дальнейшем управленческих решений можно использовать любую из
моделей, но выбирать модель следует в зависимости от целей, для достижения
которых определяется этап жизненного цикла.
Содержание
категории «конкурентоспособность» можно считать комплексным и зависящим от
масштаба и особенностей функционирования объекта, к которому оно применяется, а
именно: товар, предприятие, регион или страна. Более того,
конкурентоспособность и ее характеристики целесообразно исследовать в
зависимости от уровня функционирования объекта анализа. Можно выделить
несколько уровней: микро-, мезо- и макро-, или глобальный.
Обосновано,
что при моделировании конкурентоспособного поведения предприятия, на которое
решающее влияние оказывают факторы нестабильной социально-экономической, в том
числе и рыночной, среды функционирования субъекта хозяйствования, целесообразно
учитывать его ресурсы, к которым в самом общем виде можно отнести:
производственные, финансовые и трудовые.
В данной работе был проведен сравнительный
анализ пяти моделей жизненного цикла организации и даны рекомендации. Помимо
исследуемых существуют и другие модели жизненного цикла. В дальнейшем возможно
дополнение данного сравнительного анализа иными моделями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Сравнительный анализ теорий
фирмы 1.1 Классическая (неоклассическая)
теория фирмы На рис 1.1 представлена краткая характеристика
теоретических течений, объясняющих природу фирмы.