Курсовая с практикой на тему Теоретико и методологические аспекты исследования леворадикальных политических учений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 8
1.1. Леворадикальные политические учения: сущность, типология, функции……………………….8
1.2 Основные этапы развития левых политических учений 18
2. КОМПАРАТИВНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ В СТРАНАХ ЗАПАДА В 1945 2000 ГОДАХ 29
2.1 Эволюция коммунистической доктрины в США и странах Западной Европы 29
2.2 Новые направления леворадикальных политических учений второй половины XX века 34
2.3. Феномен нового левого популизма в странах Запада на рубеже XX XXI веков……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Введение:
Актуальность темы. Леворадикальные учения занимают устойчивую нишу в политическом спектре на протяжении последних столетий. Термин левые появился в период Великой Французской революции, в 1789 г., из-за того, что группа, придерживавшаяся революционных взглядов, нахо-дилась слева от председателя парламента Франции, они с тех пор распро-странили свое влияние на все страны Европы и вышли за её пределы.
Со временем леворадикальные учения сформировались также в Азии, странах Африки и Латинской Америки. Они вдохновлялись примерами успешных революций в разных странах мира. Наибольшее влияние на ле-вый радикализм оказал приход к власти Коммунистической партии в Рос-сии и радикальная марксистская идеология, предполагавшая насильствен-ное свержение буржуазного строя и захват власти во всех странах мира.
Под влиянием данной идеологии сформировались леворадикальные учения в Китае и на Кубе, во Вьетнаме и странах Восточной Европы. По-лучили они распространение и в капиталистических странах, где зачастую принимали формы революционных движений не только марксистской, но и маоистской, троцкистской, анархистской, националистической ориента-ции. Можно отметить распространение подобных учений в Европе, Латин-ской Америке, странах арабского мира и Африки.
После ухода коммунистической идеологии с глобальной арены в 1989 1991 гг. леворадикальные учения не утратили своей привлекательно-сти в протестных группах. Наряду с идеями классического марксизма, мощный толчок леворадикальным движениям дали негативные аспекты процессов глобализации.
В настоящее время продолжаются дискуссии политологов по вопросу о роли леворадикальных политических учений в современном мире. Их дискуссионность и повышенный интерес к данным учениям подчеркивают актуальность темы.
Степень изученности проблемы. Изученные материалы можно раз-делить на две группы. В первую следует отнести работы теоретического плана. К ним относятся труды таких авторов, как Т.И. Ойзерман , Б. Ка-гарлицкий , А. Колганов , А. Тарасов , К.Л. Майданик , а также либераль-ные и консервативные критики левых учений Ф. фон Хайек , К. Поппер , У. Ростоу .
Ко второй группе работ относятся исследования, посвященные тем или иным леворадикальным движениям или изучению отельных госу-дарств. К ним можно отнести материалы В. Слеженкова, А. Тараскина, С. Малоземова, А. Тарасова, М. Черникова, М, Черныш , посвященные марк-сизму и неомарксизму, Э. Уокера и Дж.Мерфи о левых движениях в Америке, Э. Эндрюса , Дж. Мархэма , М. Булла , посвященных истории левого движения, а также обширные материалы энциклопедии «Британни-ка» .
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1789 года, когда Французская революция актуализировала леворадикальные учения в политической практике, до начала XXI века, периода, когда утвердились современные формы леворадикальных учений, сформиро-ванные после краха СССР и коммунистической идеологии и под влиянием процессов глобализации.
Заключение:
Левые движения получили свое название после событий Великой французской революции. К ним стали относить сторонников радикальных изменений в обществе посредством перераспределения собственности и средств производства.
Условно сторонников левых движений можно разделить на сторонни-ков более радикальной идеи построения коммунизма, и относительно бо-лее умеренных последователей социалистических идей. Последние также варьировались в зависимости от своего понимания социалистических идей, от более умеренных и более радикальным.
В истории становления левых движений можно выделить несколько этапов. Первым этапом стала Великая Французская революция. В 1789 году сторонники социалистических идей получили места слева от предсе-дательствующего в парламенте, и традиция именовать левыми и правыми сторонников более либеральных и более консервативных идей. Левые в период Французской революции стали образцом для последующих дви-жений.
На втором этапе, в период революции 1848 года, левые, социалисти-ческие и коммунистические идеи охватили большую часть стран Европы. Несмотря на то, что революции в основном завершились поражениями, они продемонстрировали силу и масштаб леворадикальных течений.
Третьим этапом стала революция в России. Она привела к власти сто-ронников построения коммунизма, то есть наиболее радикальных предста-вителей левых идей. Революция в России оказала наибольшее влияние на левое движение XX века. Это произошло благодаря тому, что Советский Союз посредством Третьего Интернационала поддерживал коммунистиче-ские движения по всему миру, а те страны, в которых побеждали их сто-ронники, становились союзниками СССР.
Эволюция коммунистического движения в США и Западной Европе показывает, что эти движения развивались и схожим, и различным обра-зом. Схожее было то, что они стали обретать популярность во второй по-ловине и в конце XIX века, в то время Октябрьская революция в России придала стимул этим движениям по всему миру. Пика коммунистические движения достигли в период Второй мировой войны и сразу после ее окончания. Затем, после начала холодной войны и по мере восстановления экономики Западной Европы коммунисты стали повсеместно терять под-держку, и наиболее успешные их этих партий вынужденно объединялись с социалистами.
Новые левые стали политической силой, которая лучше всего прояви-ла себя в США. Этот термин объединял широкий спектр политических сил, зачастую общего между ними было только то, что они протестовали про-тив существующего социального порядка. В Западной Европе на смену коммунистическим движениям приходили движения за демократический социализм, которые постепенно стали занимать нишу, оставляемую ком-мунистическим партиями.
На рубеже XX-XXI веков левое и тем более леворадикальное движе-ние осталось в основном разношерстным и в основном периферийным яв-лением. В США наиболее весомые левые силы стали последовательно под-держивать Демократическую партию, то время как в Западной Европе они были представлены традиционными левыми демократическими социали-стическими партиями, в которых мало что осталось от радикальных дви-жений. Новой внесистемной силой стали антиглобалисты.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1.1. Леворадикальные политические учения: сущность, типология, функции
Термин «леворадикальные политические учения» имеет различный смысл. В общем виде левые связаны в целом с эгалитаризмом и народным или государственным контролем над основными институтами политиче-ской и экономической жизни общества .
Левые, как правило, враждебно относятся к интересам традиционных элит, в том числе к богатым слоям общества и аристократии, и отстаивают интересы малообеспеченных слоёв общества. Они склонны рассматривать социальное обеспечение как важнейшую цель правительства. Социал-демократия является типичной левой идеологией в большинстве стран ми-ра; коммунизм это более радикальная левая идеология.
Рабочий класс, или пролетариат, рассматривается левыми движени-ями как маргинализированный класс общества. В Древнем Риме пролета-риат состоял из бедных безземельных свободных людей. В него входили ремесленники и мелкие торговцы, которые постепенно обнищали в резуль-тате распространения рабства. Пролетариат (буквально означающий «производители потомства» ) был самым низким званием среди римских граждан; первое признание его статуса традиционно приписывалось рим-скому царю Сервию Туллию в VI веке до н.э.
В некоторые периоды древнеримской истории пролетариат играл важную роль не в качестве самостоятельной силы, а в качестве последова-телей в политической борьбе римских патрициев и плебеев. Поскольку у пролетариата было мало возможностей для продуктивной работы, кото-рую в основном выполняли рабы, он в значительной степени паразитиро-вал на римской экономике. Иногда пролетариев успокаивали раздачами хлеба от государства и отвлекали зрелищами .
В теории Карла Маркса термин «пролетариат» обозначал класс наемных работников, которые занимались промышленным производ-ством,их основной источник дохода получен от продажи своей рабочей силы. Как экономическая категория, в марксистской литературе «пролета-риат» отличался от бедных, рабочего класса и люмпен-пролетариата. Из-за своего подчиненного положения в капиталистическом обществе и влия-ния периодических депрессий на заработную плату и занятость пролета-риат, как его описывал К. Маркс, обычно жил в бедности .
Но пролетариат не отождествлялся исключительно с бедными, по-скольку некоторые члены пролетариата, высококвалифицированные или «трудовые аристократы», были довольно состоятельными, а некоторые представители класса входили даже в средний класс общества.
Несмотря на синонимичное использование в агитационной литерату-ре, термин «пролетариат» отличался от рабочего класса. Первый касался тех, кто занимался промышленным производством, а второй всех, кто должен зарабатывать себе на жизнь и кто получал заработную плату, включая сельскохозяйственных рабочих, «белых воротничков» и наемных работников, занятых в службах распределения.
Люмпен-пролетариат состоял из маргинальных и безработных ра-ботников, а также из нищих, нищих и преступников, которые составляли наиболее обездоленную часть общества .