Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Теоретические подходы к исследованию психологии способностей как объекта психодиагностики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. Понятие объектов психодиагностики 5

1.1 Общее понятие о способностях психодиагностики 5

1.2 Классификация способностей психодиагностики 9

1.3 Виды методов проведения исследовательской диагностики способностей как объекта психодиагностики 13

Глава II. Психодиагностика способностей 15

2.1 Процесс диагностики способностей как объекта психодиагностики 15

2.2 Диагностика профессиональной пригодности посредством исследования психологии способностей как объекта психодиагностики 22

Заключение 33

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Важность изучения теоретических подходов к исследованию психологии способностей как объекта психодиагностики по психологической определяется по большей части большой практической значимостью данной проблемы. Как правило у практикующих специалистов интерес к данной проблеме диагностирования обоснован двумя причинами. Во-первых, запросами практики обучения и воспитания детей на разных этапах системы образования [8]. Как правило, начинающие учителя пытаются найти в уже опубликованных исследованиях советы или же рекомендации по решению тех или иных педагогических ситуаций. Для этого, в первую очередь, необходимо предполагать, какие способности и склонности присущи тому или иному обучающемуся. Только поле этого возможно грамотное построение адекватной и логичной системы психолого-педагогической работы, а также последующей реализации индивидуального подхода для каждого отдельно взятого ученика. Если подобного рода работа происходит на раннем этапе, например, для одаренных детей, то как правило, их проверяют на выраженность у них музыкальных, художественных или же других талантов. Порой бывает сложно четко выяснить результаты данных составляющих, если обучающиеся старше, например, являются студентами.

Если обратить во внимание, что исследуемой группой являются обучающиеся-студенты, тогда также стоит рассматривать во внимании и дальнейший выбор профессии, то есть профориентацию.

Актуальность данного рода психологической диагностики способностей может быть позднее определена последующей установкой будущей профессиональной ориентацией или же консультацией со студентами.

В подобной диагностике более точный результат могут предоставить исследование психологии способностей в качестве объекта психодиагностики.

Цель данного исследования: выявление и обоснования условий, при которых происходит полноценное и качественное исследование психологии способностей в качестве объекта психодиагностики.

Задачи:

• изучить научно-методическую литературу по данной теме;

•установить каким образом можно развивать процесс данного исследования;

• дать рекомендации по проведению диагностики психологии способностей студентов для выбора будущей профессии в качестве объекта психодиагностики.

Методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели: анализ методической литературы, анкетирование, индивидуальная беседа с обучающимися, наблюдение, эксперимент.

Научная новизна данной работы заключается в выявлении новой системы проведения диагностики психологии способностей в качестве объекта психодиагностики.

Также новизна данной работы заключается в том, что разработанный образец проведения диагностики психологии способностей студентов в качестве объекта психодиагностики могут использовать как опытные учителя, так и начинающие преподаватели.

Практическое значение полученных результатов находит отражение в улучшении проведения диагностики психологии способностей студентов в качестве объекта психодиагностики. Данные результаты легки в основу системы составляющей примерной диагностики, которая приведена в этой исследовательской работе.

Апробация результатов проведенного ранее эмпирического исследования была также позже представлена в некоторых научных семинарах и конференциях очного и онлайн форматов, которые происходили в рамках подведения результатов исследования. Работа заинтересовала некоторых участников исследования.

Структура представленной исследовательской работы представляет собой введение, теоретическую и практическую главы с приведенными данными проведенного эмпирического исследования по проведения диагностики психологии способностей студентов в качестве объекта психодиагностики и методическими рекомендациям по их последующему использованию начинающими или же опытными учителя, а также заключение и список используемой литературы для создания данной работы.

Также важно отметить то, что приведённые в исследовательской работе методы по определению уровня развития способностей путем психодиагностики и последующих их развития, могут использоваться как начинающими преподавателями, так и опытными учителями, которые достаточно долго работают в сфере образования.

Материалы также могут модифицироваться и видоизменяться в зависимости от образовательных особенностей обучающихся. Также можно изменить уровень сложности данных методов и подстроить их под ту форму работы, которая наиболее часто используется педагогом во время разных видов работы.

Однако стоит помнить, что наиболее эффективными в использовании данный материал является при групповой форме работы со студентами. Но при индивидуальной форме данный материал также является достаточно действенным.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Природа любого рода человеческих способностей до сих пор вызывает большое количество споров не только среди практикующих учителей, но и среди большого количества современных исследователей.

Как правило заново изучаются вопросы, которые относятся к тому, нужно ли человеку иметь ряд врождённых особенностей для занятия тем или же иным видом деятельности или же достаточно просто усердной работы. На данный момент существуют сторонники как одной, так и второй выше описанной идеи. При этом на постоянной основе ведутся какие-либо дополнения обоих теорий.

Сторонник той идеи, что в основе любого успеха лежат врождённые особенности, как правило утверждают, что все зависит от унаследованного генетического фактора, на основе которого и строятся дальнейшие работы, совершаемые человеком для улучшения своих знаний, умений и навыков [2]. В этом случае воспитание и последующие обучения просто будут способствовать развитию врождённых способностей в ускоренном режиме.

Представители второй точки зрения считают, что совершенно неважно, какие знаниями, умениями и навыками обучающиеся обладают с рождения, так как с помощью воспитания и обучения возможно достижение любых результатов и открытия новых возможностей в любом человек вне зависимости от его увлечений и исходных данных [15].

Сторонники данного мнения также берут за основу обоснования своей точки зрения существование людей с синдромом Маугли: когда дети из самых дальних племён при получении должного воспитания и последующего образования ничем не отличались от европейцев, а порой даже и превосходит их [16]. Таким образом, данная теория имеет еще одно подтверждение, которое основано на неоспоримых доказательствах.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что любой вид способностей основан на наследственных или же приобретённых знаниях, умениях или навыках, которые впоследствии можно развить до нужного уровня. Однако, чтобы развить определённую деятельность, нужно постоянно выполнять эту деятельность для развития опыта и навыка ее выполнения.

Таким образом, во всей проведенной исследовательской работе были рассмотрены понятие способностей вместе с их классификацией, а также были даны некоторые характеристики часто используемых в педагогической деятельности психодиагностических методов для изучения способностей отдельно взятой личности, что стало основой разработки диагностики специальных способностей.

Также в завершении данной работы хотело бы отметить перспективы развития психодиагностики способностей.

Важно обратить внимание на тот факт, что постоянно происходящие изменения разного направления в современном мире профессий, а также постепенное и своевременное развитие некоторых психологическо-педагогических представлений человека, которые напрямую зависят от данных факторов и являются основой его человеческой индивидуальности. Данные события оказывают некоторое положительное действие на укрепление некоторых изменений в любой диагностике профессиональной пригодности. Таким образом, начал существовать приоритет личностной составляющей.

Из-за того, что все больше и больше профессий требуют от будущих работников проявления ряда интеллектуальных, творческих или же способностей другого рода, без которых весьма затруднительно осуществлять не только интересы отдельно взятой личности, но и компании. Стоит отметить, что без этого также невозможно развитие последующих интересов обеих сторон, формирование активных стремлений и потребностей в индивидуальной самоактуализации.

Вместе с тем некоторые практикующие психологи наравне с психодиагностами начинают уделять большое количество внимания на проведения ряда новых исследований для решения вышеописанных вопросов исследованиям и непредвзятым трезвом оценкам целостной индивидуальности отдельно взятого человека. При этом составляющие компоненты данной личности должны взаимодополнять, а также компенсировать друг друга, постоянно находящихся в сложном взаимодействии и саморазвитии [3].

Со временем прогнозировать успешность различного рода деятельности или же профессия становиться все более просто, однако важно делать данный прогноз только на основе измерений, которые включают в себя ряд психических функций. Впоследствии на основе этих данных становится очень легко выявить уровень знаний и сформированности конкретных навыков у того или иного обучающегося вне зависимости от его возраста. Несмотря на простой процесс исследования, все полученные данные на основе методик могут очень быстро меняться при повторном исследовании одного и того же человека.

Измеряемые так называемыми тестами способностей параметры крайне лабильны, изменчивы, неустойчивы, зависят от прошлого опыта индивида, его обученности и многих случайных факторов.

так называемыми тестами способностей параметры крайне лабильны, изменчивы, неустойчивы, зависят от прошлого опыта индивида, его обученности и многих случайных факторов.

Главную задачу всей психологической диагностики способностей была раскрыта в работах А.А. Бодалёва и его соавторов, которые также определили и прогностическую силу данного процесса.

В заключении проведенного ими исследования были отмены дальнейшие перспективны повышения последующей прогностичности следующих тестовых методов:

1) метод ориентировка при интерпретации проведенных тестов или методик на критерий, которые задается нормативами и оценками тестовых данных по степени приближения к нему;

2) метод опоры при оценке полученных результатов тестирования или другого вида диагностики на «профиль профессии», а не на целый количественный тестовый балл. В этом случае необходимо учитывать, что профили различного рода профессий имеют существенное отличие друг от друга, а также могут наблюдаться различия внутри разных специфических направлений одной и той же профессии.

Это связано с формированием структуры индивидуализированного характера способностей будущих или уже работающих профессионалов, которые отличаются друг от друга природными данными.

Индивидуальные варианты в таком широком разнообразии формирования профпригодности могут впоследствии стать предметом основания для описания разных типов профессионалов [17].

Понимание способностей в психологии никогда не было стабильным –

оно менялось от исследователя к исследователю, от страны к стране. На

В первую очередь понимание способностей в любом направлении психологии никогда не отличалось особой стабильностью. Оно постоянно менялось, большинство исследователей представляли работы на данную тему во всем разнообразии имеющихся вариантов.

На данном современном этапе не существует какого-то конкретного определения способностей обучающихся, которое бы принимали и разделяли все ученые, однако, можно утверждать, что большое количество исследователей придерживается той точки зрения, что человеческие способности представляют собой индивидуально-психологические особенности любой конкретно взятой личности, которые нельзя сузить до области к знаниям или же умениям, формирующихся в процессе выполнения любой деятельности, а также имеют непосредственное отношение к се успешному выполнению.

В этом случае взгляды зарубежных или же отечественных исследователей в данной области имеют ряд общих черт. Однако существуют и некоторого рода различия во всем процессе, описанного выше. Например, в потребности современного общества в методах выявления более приемлемых сотрудников для выполнения определенного вида работы на территории России достаточно низкие. Это впоследствии оказывает большое влияние на развитие последующей области диагностики способностей людей.

Применение различного количества тестовых методик в психодиагностике способностей будущих работников сталкивается с достаточно крупным рядом ограничений. Этот в свою очередь свидетельствует о некоторой необходимости продолжение постоянной непрекращающейся разработки более эффективных способов для их оценки после получения нужных для этого результатов.

Отождествление человеческих способностей и последующих достижений по итогу представляют собой в корне неверно описанный процесс. На основе этого нужно преподавателю быть предельно внимательным при проведении исследования или же проведения одного или рядам психодиагностик. В этом случае также необходимо четко понимать, какие именно показатели нужно будет впоследствии оценивать для получения более качественного результата и его последующей интерпретации.

Использование различного рода тестов для определения любого вида человеческих способностей для профессионального отбора и профессионального консультирования оказывает значительное положительное влияние на решение некоторых задач разных дисциплин в общеобразовательном процессе.

На основе приведенных выше аргументов можно сделать вывод, что перед преподавателем ставится конкретная цель для работы только с одним направлением. В данном случае работа будет оказывать положительное влияние на разностороннее развитие обучающихся, у которых могут быть совершенно разные способности, а также сложности в усвоения новых знаний, умений и навыков в течение всего общеобразовательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Понятие объектов психодиагностики

1.1 Общее понятие о способностях психодиагностики

Когда человек пытается определить и объяснить, почему все люди разные, то порой он склоняется к мыслям, что все связано с обстоятельствами, которые, конечно же, бывают разные у большого количества людей.

Через данное умозаключение можно подойти к понятию самих способностей, ведь таким образом еще проще ответить на вопрос выше, ведь в данном случае все будет зависеть от разницы в успехах, что объясняется намного проще. Понятие способностей используется многими и в таких случаях, когда нужно четко осознать разницу между людьми. Что же такое способности?

Б.М. Теплов внес весьма значительный вклад в последующую разработку общей теории способностей. В своих работах он отмечал, что способности, как правило, представляют собой индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого [7].

Важно отметить, что человеческими способностями вне зависимости от их более узкой характеристики можно назвать не все индивидуальные особенности той или иной личности обучающего, а только те, которые отличаются непосредственным отношением к будущей работы или любому другому выполнению работника какой-либо деятельности. Порой возможно выполнение сразу нескольких деятельностей одновременно. Главное – чтобы это не сказывалось на личности негативным образом. Также нужно постоянно держать во внимании тот факт, что само по себе понятие «способность» сводится, в первую очередь, не только к определенному роду знаниям, навыкам или же умениям, которые являются врожденными у того или иного человека.

Важно постоянно держать во внимании тот факт, что любой ребенок изначально появляется на свете не с достаточным уровнем развития конкретных способностей, которые он спустя некоторое время уже сможет свободно использовать для осуществления ряда различных деятельностей. Способности развиваются на протяжении всей жизни. Случается так, что у одного человека в течение осознанного возраста развились знания, умения или навыки в одной конкретной области, а у другого человека развились совершенно другие способности в диаметрально противоположной области. Таким существенные различия формируются на основе разного воспитания и обучения на всех этапах современного образования, а также последующей рабочей деятельностью человека. Но в этом случае ни в коем случае не стоит отделять способности от их изначального заданной точки установки. Также не стоит рассматривать способности конкретной личности в качестве его становления совершенно независимым от окружающих постоянно изменяющихся условий, людей и мира в целом.

Многие ошибочно утверждают, что вне зависимости от направления человеческих способностей не стоит рассматривать во внимании физиологические особенности той или иной личности. Наоборот, как правило большая часть способностей имеет тесную взаимосвязь с данной составляющей человека и на основе этого способности могут только зарождаться, а потом и активно совершенствоваться.

Большое количество известных способностей, как правило, имеет тесную взаимосвязь вязано с теми видами деятельности, которые основаны на постоянном выполнении определенных физических элементов. И если у человека нет предрасположенности к данному виду деятельности, то развить данный вид способностей он не сможет.

Подтвердить данную мысль можно легко на следующих примерах, которые будут приведены ниже. Без развития до должного уровня слухового анализатора невозможно должное развитие музыкального слуха, а следовательно, и музыкальных способностей должного характера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы