Курсовая с практикой на тему Теоретические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста посредством загадок.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста. 8
1.1. Сущность
развития речи детей среднего дошкольного возраста. 8
1.2.
Возрастная характеристика детей среднего дошкольного возраста. 12
1.3.
Средства, методы и приемы развития речи дошкольников. 15
Краткие
выводы по первой главе. 17
Глава
2. Методика развития словаря детей
среднего дошкольного возраста посредством загадок. 19
2.1.
Средства, методы и приемы развития словаря детей среднего дошкольного возраста. 19
2.3. Роль загадок в развитии словаря детей
среднего дошкольного возраста. 22
Краткие
выводы по второй главе. 25
Заключение. 26
Список
использованных источников. 28
Глоссарий. 30
Приложение. 31
Приложение
1. 31
Введение:
Актуальность исследования. Современным обществом однозначно обозначен
запрос на личность, обладающую способностью четко, емко и понятно выражать свою
мысль. Современная школьная программа дает современному школьнику роль
исследователя, ставит серьезные задачи для самостоятельного, творческого
решения, что предполагает наличие у ребенка способности правильным образом
излагать суть своей позиции, поставленные цели и пути их достижения. Для
решения данных задач школьник должен обладать соответствующим словарным
запасом.
На современном этапе развития общество
нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией
дошкольного воспитания» основой обучения и воспитания в дошкольном детстве
является овладение речью.
Актуальность темы данной работы определяется также
той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Язык и речь рассматривались в педагогике и психологии (Л.С. Выготский, А.А.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) как системообразующий фактор психического развития:
мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом
приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также
необходимым условием воспитания и обучения. Слово – материальная оболочка
мысли, и за каждым словом ребенка стоит образ предмета. После того как ребенок
овладевает речью, окружающий мир для него открывается с новой стороны. Ребенок
использует речь для того, чтобы выразить свои чувства, мысли, тем самым
воздействовать на окружающих людей.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом
развития речи, являются приоритетными задачами речевого воспитания детей.
Согласно ФГОС
Заключение:
1. Мы выяснили особенности развития речи
детей среднего дошкольного возраста. Развитие речи идет в нескольких
направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими
людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов,
орудием мышления. В среднем дошкольном возрасте формирование словаря происходит
одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с
воспитанием чувств, отношений и поведения детей, работа над словом проводится
при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной
деятельности.
2. Средний дошкольный возраст – это важный
период в жизни ребенка, когда за довольно короткое время происходят
значительные изменения в формировании психических процессов, в установлении
межличностных отношений ребенка с окружающим миром.
3. Можно выделить 2 метода по формированию речи
детей дошкольного возраста: метод накопления и метод закрепления. Методические
приёмы, направленные на развитие словарного состава языка: словесные; наглядные;
игровые.
4. Для выявления уровня развития словаря была
выбрана методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. В исследовании приняли участие
18 детей среднего дошкольного возраста. Результаты этапа показали, что многие
дети среднего дошкольного возраста имеют недостаточный словарный запас. Анализ
полученных данных позволяет сделать вывод, что большинство детей нуждаются в
повышении уровня развития словаря. Поэтому необходимо организовать
целенаправленную работу по развитию словаря. Подготовленная работа положительно
повлияет на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. В процессе
работы у детей повышается интерес к устному народному творчеству, улучшается
звукопроизношение, дети лучше будут пересказывать тексты, увеличится словарь,
будут понимать и правильно употреблять пространственные предлоги, речь будет
более четкой и правильной.
5. Не маловажную роль в развитии речи,
пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и
фольклор. Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается
эмоциональной и поэтической лексикой. Художественная литература и различные
формы фольклора (потешки, поговорки, загадки, песенки, пестушки и т.д.)
помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,
метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, обогащают словарь
детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи
решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития словаря детей
среднего дошкольного возраста 1.1. Сущность развития речи детей
среднего дошкольного возраста Речь – это исторически сложившаяся форма
общения между людьми при поддержке языковых систем, которая формируется на
основе определенных правил. Речь изучается со всех сторон различными науками:
психологией, психолингвистикой, физиологией, лингвистикой, семиотикой.
Письменная речь отличается от устной не
только графическим представлением (с помощью письменных знаков), но и строгим
следованием слов друг за другом. В письменной речи и писатель, и читатель имеют
в своем поле восприятия одновременно несколько слов. Кинетическая речь – это
единственный тип речи, который выполняет все речевые функции. Со временем этот
вид речи утратил свои функции и теперь используется как
эмоционально-экспрессивный элемент речи – жесты[1].
Существует еще одно деление речи на два основных
типа: внутреннюю и внешнюю речь. Внешняя речь связана с процессом общения и
обмена информацией. Внутренняя речь в первую очередь связана с обеспечением
процесса мышления. Рассмотрев основные типы речи, нельзя не упомянуть и о
формах устной речи (рисунок 1). Рис. 1.1. Формы устной речи
Речь в форме разговора является основным
исходным типом устной речи. Такая речь называется разговорной, или
диалогической. Ее ключевая характеристика активно поддерживается речью
собеседника и не требует детального выражения. Монологическая речь (монолог) –
это речь, произносимая одним лицом, при этом слушатели воспринимают только речь
говорящего, а не непосредственно участвуют в ней. Как диалогическая, так и
монологическая речь делится на два типа: активную и пассивную.
Трудности формирования речи и речевых
отношений в дошкольном возрасте выявляются в исследованиях Л. С. Выготского, М.
И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Н.
Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др.
Основной целью речевого развития детей
дошкольного возраста является формирование у них устной
речи и культуры речевого общения с окружающими на основе
овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике развития речи задачи
словарной работы в детском саду были выявлены в работах Е. И. Тихеевой, О. И.
Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. В настоящее время
принято выделять 4 ключевые задачи по развитию словарного запаса детей среднего
дошкольного возраста:
1. Обогащение
словарного запаса за счет новых лексических единиц; освоение дошкольниками
ранее неизвестного слова, а кроме того, открытие нового значения некоторых
слов, уже присутствующих в их лексиконе. Прежде всего, словарь обогащается
общеупотребительной лексикой (наименования предметов, признаки и качества, действия,
процессы и т. д.)[2].
Исправление и уточнение словаря. Потребность данного
задания [1]
Недорезова Н. А. Речевое развитие дошкольников в детском саду / Н. А.
Недорезова, Е. В. Губайдуллина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2014.
№ 1. – С. 23-25. [2]
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч.; т.2. — Москва, 1982.- 504 с.