Курсовая с практикой на тему «Теоретические основы развития двигательного опыта у детей трех – четырех лет разными видами движений на уроках по ритмике».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения ритмики как средства развития координации движения у детей 3-4 лет 6
1.1. Характеристика понятия ритмика и ее разновидности 6
1.2 Развитие двигательной сферы у детей 3-4 лет 8
ГЛАВА 2. Проектирование комплексов занятий по ритмике для детей 3-4 лет 15
2.1 Особенности проведения занятий по ритмике с детьми 3-4 лет 15
2.2 Комплексы по ритмике для детей 3-4 лет 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время существующий в России Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей [22]. Следует заметить, что в Российской Федерации существует тенденция увеличения заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Так, по данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения (от 50 до 80% в разных возрастных группах) имеет различные отклонения в состоянии здоровья[11].
Анализ научных трудов таких ученых как: Э.Э. Сейтвелиева,
Л. Д. Биленькина, Л Е Дьякова, Е Т. Лебедева, ЕА. Болдина, Л. А. Микевич показывает, что сегодня проблема развития координационных способностей является одной из самых главных задач физического воспитания детей дошкольного возраста[21, с. 807]. По мнению О.А. Иванова и Л.А. Ланцберг, В.И. Лях и других исследователей физического развития детей дошкольного возраста, воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми, является ритмика[8, с. 56].
Следует заметить, что, несмотря на изученность проблемы развития координации у детей дошкольного возраста и роли ритмики, тема: «Теоретические основы развития двигательного опыта у детей трех – четырех лет разными видами движений на уроках по ритмике» актуальна и требует дальнейшего изучения.
В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка играет немаловажную роль в становлении личности человека.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, как развивать своего ребенка, в какую школу, секцию, какой кружок отдать своего малыша и стараются, сделать этот выбор как можно скорее, дабы не упустить время. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, так как хореография способствует гармоничному физическому и духовному развитию детей.
Занятие хореографией для малыша начинаются с уроков ритмики, где будущий танцор обучается простейшим движениям, пластике, мимике и ритму. Основной целю, таких занятий, является всестороннее развитие ребенка, развитие его музыкальности и чувства ритма, формирование его творческих способностей и индивидуальных качеств, средствами музыки и ритмических движений.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Дети дошкольного возраста испытывают потребности в движении, им свойственна двигательная активность. Движения в любой форме, адекватной физиологическим возможностям, всегда выступают как оздоровительный фактор, так же приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками, но и опытом творческого осмысления музыки с помощью движений своего тела.
Ввиду вышесказанного темой нашей работы была выбрана «Теоретические основы развития двигательного опыта у детей трех – четырех лет разными видами движений на уроках по ритмике».
Актуальность исследования заключается в необходимости комплексного исследования воздействия занятий ритмикой на развитие двигательного опыта у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – двигательный опыт детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие двигательного опыта у детей трех – четырех лет разными видами движений.
Цель исследования – изучить и обобщить существующий опыт по развитию двигательного опыта у детей трех, четырех лет разнообразными видами движений на уроках по ритмике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть психофизиологические особенности детей третьего, четвертого года жизни;
3. Подобрать необходимые приемы, формы и методы для развития двигательного опыта;
4. Определить содержание упражнений направленных на развитие двигательного опыта;
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Из всего выше сказанного следует, что основной целью программ по ритмике является содействие всестороннему развитию ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Основными формами проведения занятий по ритмике являются: индивидуальные, парные, групповые и подгрупповые чередования.
— Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
— Групповая — предполагает наличие системы «педагог-группа воспитанник»;
— Парная — может быть представлена постоянными и сменными парами;
— Подгрупповая — концертная деятельность (выступление с танцевальными номерами).
При распределении разделов программы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 4 лет. Данный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этот период повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения ритмики как средства развития координации движения у детей 3-4 лет
1.1. Характеристика понятия ритмика и ее разновидности
Анализ специализированной литературы по теме исследования показывает, что ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Ряд ученых утверждают, что упражнения ритмики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе[4, с. 13].
По мнению Э.Ж. Далькроза, ритмика — система музыкально-ритмического воспитания [11, с. 54]. Основной метод, как указывает ученый, заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях[11, с. 55]. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Т.С. Лисицкая, описывая в своем труде «Ритмика» историю появления этого термина сообщает, что Э.Ж. Далькроз работу над созданием и оформлением метода ритмического воспитания начал в 1900-х годах и первоначально называл этот метод — faire les pas («делать шаги»), позже появилось название ритмика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика» [8, с. 24].
В настоящее время употребляются оба слова. С тех пор ритмика продолжала развиваться и привлекать к своим занятиям большее число занимающихся. Также определённый интерес она вызвала и в научных кругах, что позволило на научно-теоретическом уровне её раскрыть и обосновать. Изучение методической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, о том, что существует большое количество определений, отражающих специфику этого вида физкультурной деятельности. Ритмика многолика, у нее много названий и направлений, и корни уходят в далекое прошлое. Она впитала в себя элементы восточной физической гимнастики, хотя фундамент её основан на европейских школах гимнастики. Ритмика – одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и другие). Они выполняются преимущественно поточным способам под эмоционально-ритмическую музыку различного характера[24, с. 76]. По особенностям воздействия на организм человека ритмика подразделяется на оздоровительную, лечебную и прикладную. Но выделение лечебной ритмики носит весьма условный характер, так как она сама по себе служит цели оздоровления [6, с. 16].
Поскольку важнейшим компонентом ритмики являются положительные эмоции, то по их силе, окраске, методам создания условий эмоционального фона она имеет виды игровой, танцевальной, атлетической и психорегулирующей направленности [21, с. 27].
Ритмическую гимнастику как вид двигательной деятельности подразделяют в возрастном аспекте: детская (в дошкольных учреждениях и начальных классах школы); подростковая и юношеская (молодежная); для людей зрелого возраста; для пожилых людей. Такое деление естественно, так же как и естественно стремление человека любого возраста к радости жизни, в любых формах ее проявления [8, с. 45].
Т.Т. Роттерс указывал, что ритмика в дошкольных учреждениях и с ребеноками младших классов должна носить игровую направленность[21, с. 28]. В свою очередь, известный ученый Карл Орф, создавший целую систему детской гимнастики, центральным содержанием которой являются средства и методы развития физических качеств детей, музыкальных способностей, построил свою систему на интеллектуальной основе занятий, являющихся безусловным фактором формирования осознанной потребности маленького человека в культурных движениях, в культурной физической нагрузке [6, с. 18].
Итак, можно сделать вывод о том, что под ритмической гимнастикой понимается комплекс физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмика использует разнообразные упражнения, по-разному влияющие на организм. Бег и прыжки влияют на сердечно-сосудистую систему и развивают выносливость, приседания и наклоны действуют на двигательный аппарат, расслабление и растяжка мышц влияют на нервную систему, упражнения в положении лежа развивают силу мышц и подвижность суставов, танцевальные движения развивают пластичность и так далее.
Таким образом, в зависимости от применяемых мероприятий, ритмика может носить атлетический, танцевальный, психорегулирующий, оздоровительный или смешанный характер.