Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические и практические основы формирования
изобразительных навыков и умений детей дошкольного возраста на занятиях по
предметному рисованию.. 8

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
развитию изобразительного творчества детей дошкольного возраста. 8

1.2. Педагогические
условия формирования изобразительных навыков и умений детей 3-4 лет на занятиях
по предметному рисованию.. 14

Глава 2.
Исследовательская работа по формированию изобразительных навыков и умений детей
3-4 лет на занятиях по предметному рисованию.. 23

2.1. Определение
исходного уровня развития изобразительного творчества (констатирующий
эксперимент) 23

2.2. Программа по
формированию изобразительных навыков и умений детей 3-4 лет на занятиях по
предметному рисованию (формирующий эксперимент) 32

2.3. Оценка
эффективности системы педагогической деятельности по формированию
изобразительных навыков и умений детей 3-4 лет на занятиях по предметному
рисованию.. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

Приложение
1  45

  

Введение:

 

Актуальность темы.
Современное дошкольное образование в свете изменения федеральных
государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к
будущему первокласснику.  В связи с этим
особое внимание воспитателя, уделяется выбору такого контента, методов и
приемов обучения детей дошкольного возраста, который бы обеспечил сохранение
внутренней ценности этого периода развития. Образование в этот период должно
способствовать развитию познавательных способностей, предпосылок, учебной
деятельности и, как следствие, формированию полностью развитой личности [44]. В
личностном развитии ребенка значительную роль играет искусство, которое
организует духовный мир, определяет систему нравственно-эстетических
ценностей.  Характерной чертой искусства
является отражение действительности в художественных образах, которые
воздействуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают у него определенное
отношение к событиям и явлениям жизни, обеспечивают более глубокое и лучшее
познание реальности [34]. В младшем дошкольном
возрасте (3-4 года) наряду с игровой деятельностью одним из важнейших факторов
интеграции в реалии мира становится изобразительная деятельность.  Благодаря изобразительной деятельности
происходит консолидация и утончение идей и знаний об окружающем мире, отражение
впечатлений от опыта, выражение эмоций. 
Прекрасная работа оказала положительное влияние на различные области
развития ребенка, такие как эстетическое, нравственное, патриотическое,
сенсорное, интеллектуальное, творческое, является критическим фактором при
подготовке ребенка к школе [19].

Рисование стало средством
образного познания детьми окружающего, воспитание отношения к изобразительной
деятельности, средством всестороннего развития личности ребенка.  В процессе рисования у ребенка развивается
наблюдательность, эстетические восприятия, эмоции, художественный вкус,
творческие способности и умения, ребенок стремится создавать что-то
красивое.  Занятия по рисованию развивает
умение видеть прекрасное в окружающем мире, в произведениях искусства.  Основная цель обучения предметного рисования
в дошкольном учреждении — научить детей изображать предметы, как среда
образного отражения жизненных представлений. 
Создавая рисунок, ребенок учится контролировать свои действия и
оценивать предмет, изображают. 
Предметное рисование является одним из видов изобразительного искусства
и занимает основное из ведущих мест в обучении дошкольников изобразительной
деятельности.  Оно углубляет
представления детей о многообразии и эстетическое богатство предметного мира,
формирует способность к здоровой оценки внешних признаков предметов.  Рисуя, дети усваивают элементарные знания о
средствах выразительности и технические приемы изображения, приобретают
графических умений и навыков. Предметное рисование
является подготовительным этапом к сюжетному, творческого рисования.  Учась рисованию, ребенок достигает
значительных успехов в изображении предметов и приобретает новые качества
(внимание, выдержка, усердие и т.д.) особенности, играют важную роль в
подготовке его к школе.  Следует
учитывать, что положительное влияние предметного рисования на личность ребенка
осуществляется только при условии правильной организации этого вида
деятельности.  Выдающиеся педагоги
прошлого Я.А.  Коменский, Ф. Фребель,
Песталоцци придавали большое значение детском рисованию.  Обучение детей рисованию рассматривался как
подготовка руки и глаза к письму, как первая ступень общей системы обучения
изобразительного искусства. По мнению В.С. Мухиной,
квалифицированное обучение ребенка рисованию предусматривает овладению ими
выраженными средствами какого-либо направления в искусстве.  Ребенок легко усваивает эти средства в их
элементарной форме. В работах А. В. Запорожца,
В. В. Давыдова, М. М. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в
процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять
существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными
явлениями и отражать их в образной форме. 
Разработка личностно-развивающих технологий рисования составляет цель и
предмет многих современных, отечественных и зарубежных научных исследований, и
новаторской практики.  (В настоящее время
этими вопросами занимаются Г. Григорьева, А. Дронова Т. Казакова, Т. Комарова,
Г. Сухорукова, Л. Шульга, В. Котляр и др.).

В связи с изложенным,
рассматриваемая проблема формирования навыков и умений в изобразительной
деятельности детей младшего дошкольного возраста является актуальной как в
теоретическом, так и в практическом плане. 
Это определило выбор темы: «Теоретические основы обучения
изобразительной деятельности детей 3-4 лет».

Актуальность темы
позволяет решать широкий круг обучающих и познавательных задач, доступных детям
и привлекательных для них.

Цель
исследования: выявить педагогические условия
формирования изобразительных навыков и умений детей дошкольного возраста.

 Объектом исследования изобразительное
творчество детей младшего дошкольного возраста.

 Предмет
исследования методы и приемы формирования изобразительных навыков и умений детей
дошкольного возраста на занятиях по предметному рисованию.

Задачи
исследования:

— провести анализ
теоретических источников по изучаемым вопросам,

 — выявить особенности формирования умений и
навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

-разработать рекомендации
по совершенствованию умений и навыков по изобразительной деятельности для
воспитателя младшего дошкольного возраста.

 — оценить эффективность разработанной методики
работы.

Методологической основой
исследования являются труды российских ученых, в частности, динамика развития
художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных
образовательных программ, проанализированная в работах Н.И.  Воронина, Общие принципы развития ребенка в
зрительной деятельности у изучаемой Т. Н. Дерновой, психологические особенности
деятельности детей были показаны у Е. И. Игнатьева, обоснована связь
художественной деятельности и художественного развития детей дошкольного
возраста Т. Г. Казакова.

Методы исследования:

 — теоретическая: анализ
психолого-педагогической, педагогической, методической литературы по изучаемым
вопросам;

 — практические: педагогический эксперимент,
наблюдение, собеседование, опрос, методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальной
базой исследования выступало МАДОУ «Детский сад №263» Центрального района
города Барнаула. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного
возраста.

Научная новизна и
практическая значимость исследования заключается в разработке методов работы с
родителями дошкольников, основанных на индивидуальном подходе и ориентированных
на развитие изобразительного искусства детей, которые могут быть использованы в
практической работе ДОУ.

Исследование включало три
основных этапа:

1 этап –
теоретико-аналитический – осмысление методических и теоретических положений
исследования, определение объекта и предмета исследования; формирование
гипотезы и задач, разработка программы педагогического эксперимента, подбор
методов исследования, проведение констатирующего эксперимента и анализ его
результатов.

2 этап –
опытно-экспериментальный – разработка комплекса занятий по изобразительной и
самостоятельной художественной деятельности, проведение
опытно-экспериментальной проверки выявленных педагогических условий развития творческих
способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной
деятельности с использованием игровых технологий.

3 этап –
описательно-итоговый – анализ и систематизированы полученных экспериментальных
данных, формулирование основных выводов, литературное оформление выпускной
квалификационной работы.

Структура курсовой работы
отражает логику, содержание и результаты исследования, работа состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Детское изобразительное
искусство имеет общественное направление. Значение занятий изобразительный
деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и
умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность
должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые у них возникают.

Формирование трудолюбия
связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание,
настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться
желаемого результата.

В процессе
изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для
создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить
те или иные действия, овладеть определенными умениями.

По словам ученых, дети
дошкольного возраста более восприимчивы к членам семьи.  Поэтому, по нашему мнению, повышение качества
дошкольного образования в первую очередь зависит от слаженности семейных и
дошкольных учреждений, а в будущем и семей, и школ.  В основе нашей командной работы с семьей
лежит системный подход, позволяющий изменить взгляды и взаимодействие в семье
при воспитании ребенка, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

 Анализ практики ДОУ показывает, что не все
родители на соответствующем уровне, чтобы вникать в проблемы воспитания,
развития и совершенствования своего ребенка, поэтому в условиях жизни
современного общества учитель должен понимать проблему «Что такое происходит
между детским садом и родителями? 
Достаточные возможности для успешного взаимодействия?  И усыновление дошкольного учреждения является
полностью проблематичным для себя, не может повысить эффективность воспитания и
развития здорового ребенка.  Поэтому
основным направлением считаем сближение интересов учителей, детей и их
родителей.

 Современная семья как никогда нуждается в
помощи (медицинской, образовательной, социальной).  При участии воспитателя в развитии родителей
адекватный опыт семейного воспитания позволяет гибко развивать психологически
развитого учителя, поддерживать родителей в их личном осознании своих
прав.  Поэтому в работе учителя с
родителями необходимо менять мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из
своих потребностей и задач.  Поэтому
учителя и родители должны быть знакомы с задачами воспитания детей и развития
ребенка, вовремя и одновременно.  Нужны
учителя и родители, чтобы объединить свои усилия и обеспечить ребенку двойную
защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь дома и в детском
саду.

 Исследование показало, что развитие
изобразительного искусства у младших дошкольников более успешно, когда
выполняются следующие условия: установление партнерских отношений с семьями
учащихся, объединение усилий родителей и учителей для творческого развития и
воспитания детей, создание атмосферы общих интересов; при условии активизации и
обогащения педагогических навыков родителей, сохранения их уверенности в
собственных педагогических способностях.

 Таким образом, очевидно, что существующая система
работы в этом направлении способствует объединению учителей, родителей и детей
на основе общих интересов, привлекает взрослых к детям, что способствует
повышению качества образовательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и практические основы формирования
изобразительных навыков и умений детей дошкольного возраста на занятиях по
предметному рисованию

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию
изобразительного творчества детей дошкольного возраста В 3-4 летнем возрасте заметно совершенствуются
познавательные процессы. Значительно возрастают чувствительность различения
цветов и их оттенков, развивается фонематический и звуко-высотный слух, рука
превращается в орган активного осязания и практического действия. Увеличивается
чувствительность анализаторов, что является результатом обогащения детьми
собственного чувственного опыта. Для 3-4 летних детей характерны большая
активность, произвольность, целенаправленность восприятия [15, c.206]. На протяжении
дошкольного возраста неуклонно увеличивается продолжительность рассматривания
изображений (от 6 до 12 минут), ребенок постепенно учится координировать свое
зрение с движениями руки, прибегает к специальным приемам детального
обследования предмета. Значительно возрастает роль мыслительных процессов:
познавая предметы, младшие дошкольники сравнивают их, опираясь на имеющиеся
знания, обосновывают свое мнение, хотя при этом еще не всегда умеют отделить
то, что видят, от того, что знают о данном объекте. Дети все чаще замечают
изменения в окружающем мире без специальных вопросов взрослых [8, c.179].

 Развивается
наглядно-действенное мышление ребенка, возникают его новые формы. Мышление
становится образно-речевым — опирается на образы представлений и осуществляется
с помощью слов. Оно приобретает определенную самостоятельность: постепенно
отделяясь от практических действий, переходит в собственно мыслительный
процесс, направленный на решение познавательных задач. В связи с этим
возрастает роль речи, с помощью которого дети начинают мыслить в уме,
оперировать различными понятиями, сопоставлять их, раскрывать свойства и связи,
рассуждать.

 Высказывания младших дошкольников при решении
ими практических задач выполняют функцию планирования. Детям постепенно
становятся доступными не только внешние связи между предметами и явлениями, но
и более скрытые, глубокие, существенные. У четырех летнего ребенка интенсивно
обогащается словарь: он насчитывает 3500-4000 слов. Кроме существительных и
глаголов, ребенок уже употребляет прилагательные, пословицы, использует
вставные слова, делает значительный шаг вперед в овладении грамматической
структурой простых и сложных предложений. Развивается внутренняя речь, которая
становится способом становления и формой функционирования внутренних умственных
действий. Его появление свидетельствует о развитии словесно-логического мышления,
которое выделяется из практической деятельности, становится более абстрактным и
обобщенным [18, c.120]. Внутренняя речь ребенка формируется в
процессе овладения внешней (звуковой) речи и является результатом его
интериоризации. А в то же время важным средством превращения внешних
практических действий во внутренние идеальные действия. Развивается и так
называемое чувство языка, которое помогает ребенку успешнее пользоваться речью,
исправлять ошибки не только свои, но и товарищей[5,c.433].

 До четырех лет
заметно возрастают возможности памяти: увеличивается объем всего того, что
дошкольник может запомнить, сохранить и воспроизвести, длительность сохранения
и точность воспроизведения. У шести-семилетних детей часто обнаруживают уже не
механическую, а смысловую память, что дает им возможность запоминать
значительно больше, чем раньше. Воспитатель должен всегда иметь в виду: для
дошкольника характерно легко запоминать то, что производит сильное впечатление,
а, следовательно, важно следить за тем, чтобы неосторожным словом не спугнуть
малыша, не вызвать неприязнь к чему-то. Следует обогатить детей понятными,
полезными знаниями, которыми они будут пользоваться в своих играх, беседах,
рисунках, которые необходимы им для дальнейшего умственного и нравственного развития.

 Внимание
дошкольников, как известно, еще очень неустойчиво, способность
сосредотачиваться — незначительно. Дети часто отвлекаются по любому поводу.
Вместе с тем в шесть лет развитие произвольного внимания достигает такого
уровня, что дошкольники могут концентрироваться на объектах, которые отвечают
потребностям их деятельности. Они учатся быть внимательными. Однако это не
означает, что исчезает самопроизвольное внимание. Наоборот — так же
развивается, приобретает большей устойчивости и объема [9, c.85].

 Центральным
новообразованием психического развития детей дошкольного возраста является
воображение. Интенсивное формирование всех видов воображения, в частности
произвольной и творческой, начинается в шестилетнем возрасте. Мысленные образы
у дошкольников яркие, эмоционально насыщенные, но недостаточно управляемы.
Основная линия развития воображения — постепенное подчинение сознательным
намерениям, превращение ее в средство воспроизведения определенных замыслов
[21, c.180].

 Совершенствуется вся психическая деятельность
ребенка. Главное достижение ее развития в конце дошкольного возраста
заключается в том, что немало действий и движений уже контролируются сознанием.
Овладение умением произвольно регулировать свое поведение — наиболее
существенный показатель общего развития, свидетельство готовности к обучению в
школе. И все же само регуляция у шестилетних еще не совершенна: нередко дети
нарушают дисциплину, подчиняют свое поведение сиюминутному желанию, их движения
часто достаточно импульсивные. Знание этой закономерности ставит перед
воспитателем сложные

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы