Теория и практика подготовки педагогов дошкольного образования Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Теоретические основы исследования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования 7
1.1. Коммуникативная культура педагога в теории и практике педагогического образования 7
1.2 Сущность и структура коммуникативной культуры педагога дошкольного образования 12
Глава 2. Разработка методов формирования коммуникативной культуры 15
2.1 Формирование коммуникативной культуры педагога дошкольного образования 15
2.2. Программа формирования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования 18
Заключение 38
Список литературы 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития общества важное место в профессиональном образовании принадлежит коммуникативной культуре, которая собственно и определяет наличие у каждого специалиста определенных личностных качеств, умений и навыков, обеспечивающих достижение целей в межличностном взаимодействии с другими людьми, что позволяют конструктивно общаться, ориентироваться на успех в профессиональной деятельности, адаптироваться к новой системе взаимоотношений в коллективе, стремиться к самосовершенствованию и самореализации.
Коммуникативная культура специалиста является целостным, динамичным личностным образованием, обеспечивает его адаптацию и самореализацию в современном обществе. Учитывая это, проблема формирования коммуникативной культуры студентов высших учебных заведений является актуальной и требует научно-практического решения.
Проблема формирования коммуникативной культуры личности является многоаспектным предметом исследования философских, психологических и педагогических наук. Так, труды ученых посвящены пониманию отдельных сторон профессионально-педагогической культуры: методологической (И. Исаев, В. Сластенин), морально-этической (Е. Гришин), коммуникативной (В. Грехнев, И. Комарова, А. Мудрик, И. Тимченко).
Проблема понимания коммуникативной культуры как самостоятельного предмета междисциплинарных исследований нашла отражение в научных работах, что обобщают их результаты в пределах разных научных школ, направлений и подходов с целью построения общей теории коммуникации (Л. Землянова, В. Кашкин, Г. Почепцов).
Значение этих исследований для развития современных педагогических проблем заключается в том, что они позволяют, во-первых, более целостно представить коммуникативную культуру личности как предмет педагогического анализа и, во-вторых, — исследовать педагогические проблемы в контексте коммуникативной проблематики.
В последнее время в работах Н. Волковой, В. Грехнева, И. Комаровой, С. Мусатова, С. Ольховецкого, Л. Пономарь, Л. Петровской, В. Полторацкой, С. Рябушко, Г. Сагач исследовались вопросы формирования коммуникативной культуры личности.
Речь идет, прежде всего, об исследовании коммуникативного взаимодействия, психолого-педагогических аспектов коммуникативной подготовки студентов, педагогические условия формирования коммуникативных умений и коммуникативной культуры личности.
В условиях реформирования всей системы образования утверждаемся во мнении относительно необходимости изменений не только в содержании, подходах, формах, методах и методах обучения будущих специалистов, но и в содействии их качественным личностным изменениям. Речь идет о профессиональной культуре.
Применяя это понятие к профессии воспитателя заведения дошкольного образования необходимо учитывать коммуникативную культуру как важная составляющая профессиональной культуры. Ведь весь процесс взаимодействия во время пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования организовывается средствами коммуникации. В таких условиях коммуникация никак не может сводиться к чисто технологическому каналу передачи информации.
Анализ предыдущих исследований и публикаций свидетельствует об усилении внимания ученых к проблеме профессиональной подготовки будущих воспитателей учреждений дошкольного образования.
В частности учеными исследованы такие аспекты проблемы: формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей (Г. Беленькая, Л. Кидина) формирование профессиональной культуры (К. Коновалова, Ю. Смолянка) развитие речи будущих воспитателей (Ю. Руденко) формирование профессионального мастерства будущих воспитателей (Т. Швец) формирования риторической культуры (В. Норасова) психологические особенности формирования ценностно смысловой сферы будущих воспитателей (С. Гусаковская).
Объект – дошкольная педагогика.
Предмет — теоретические основы исследования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования
Цель — анализ теоретических основ исследования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования.
Задачи:
1. Изучить коммуникативную культуру педагога в теории и практике педагогического образования.
2. Рассмотреть сущность и структуру коммуникативной культуры педагога дошкольного образования.
3. Проанализировать формирование коммуникативной культуры педагога дошкольного образования.
4. Разработать программу формирования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования .
Гипотеза. Если использовать в образовательном процессе современные технологии, то это позволит повысить эффективность формирования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования.
Теоретической основой исследования стали ключевые положения научной теории о единстве деятельности, сознания и личности в динамике образовательного процесса, ценностных ориентаций процесса формирования готовности будущих педагогов к коммуникативному процессу, конкретные научные достижения ученых по проблемам образования и воспитания.
Методы исследования. Для достижения цели и задач исследования применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: (анализ, сравнение, классификация и обобщение научных положений философской, психолого-педагогической литературы) позволили определить концептуальные подходы к проблеме, определить понятийно-категориальный аппарат, основные научно-теоретические положения, критерии и показатели, комплекс условий обучения будущих педагогов.
Эмпирические методы: (педагогическое наблюдение, беседы) сделали возможным определение направлений сформированности указанного качества, особенностей его проявления.
Научная новизна работы полегает в том, что были определены основные направления формирования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования.
Практическая значимость полегает в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Объём и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Во время исследования мы выяснили, что формирование коммуникативной культуры будущего специалиста является сложным и многофакторным процессом. Условно факторы формирования коммуникативной культуры студентов можно разделить на внешние и внутренние, объективные и субъективные, которые являются взаимодополняющими друг друга. Важными среди них являются: организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе, организация досуга, взаимодействие учебного заведения и общественности, личностные свойства: тревожность, эмоциональная устойчивость, диалогичность сознания и рефлексия, личностные ценности, мотивация, эмпатия, конформность и др. Однако основу формирования составляет опыт человеческого общения на разных уровнях (от межличностного общения к общению в макрогруппе).
В современной психолого-педагогической науке существуют разные взгляды на определение профессионально-коммуникативной культуры специалиста, в зависимости от направления проводимых исследований и сферы, в которой это понятие применяется. Поэтому понятие «профессионально коммуникативная культура» специалиста дошкольного образования рассматривают как интегральное понятие, которое способно сочетать в себе лингвистический, психологический, педагогический и этико-эстетический смыслы. Это обеспечило основу для определения структуры профессионально-коммуникативной культуры, к которой отнесли нормативный, коммуникативный, эмпатийный и этико-эстетический компоненты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования

1.1. Коммуникативная культура педагога в теории и практике педагогического образования
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что коммуникативная культура является составной частью общей культуры личности. В свою очередь, мы с выяснили, что понятие культуры определяется как сложный социальный феномен, который касается практически всех аспектов общественной и индивидуальной жизни человека. Итак, коммуникативную культуру можно рассматривать в трех аспектах:
1) как частный случай коммуникации;
2) как системообразующий, интегрирующий социум фактор;
3) как отраслевой аспект (например, рядом с художественной, эстетической, информационной и др.) [3].
Научное содержание понятия коммуникативной культуры мы раскрываем через сущностный анализ понятий коммуникации и коммуникативность. Итак, анализ показал, что понятие «коммуникация» является синонимом понятий «связь», «объединение», «взаимодействие», «общение», «обмен информацией», «сообщение».
Итак, общение является совокупностью взаимодействий людей, сообществ, в которых происходит обмен информацией, умениями и навыками, опытом и результатами жизнедеятельности.
Общаясь, люди организуют свою деятельность, обмениваются информацией, обращаются друг к другу с благодарностью, просьбой, требованием т.д., взаимно влияют друг на друга, формуются как общественные объекты. Общаться означает поддержание отношений, деловой связь со кем-нибудь, объединения для совместных действий [4, с.1368].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы