Курсовая с практикой на тему Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.. 5
1.1. Методическая работа в дошкольном образовательном
учреждении. 5
1.2. Концепция воспитания и развития ребенка в дошкольном
возрасте как основа методической работы в ДОУ.. 11
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ.. 18
2.1. Личные и профессиональные качества воспитателя для
успешного ведения методической работы в ДОУ.. 18
2.2. Формы организации методической работы в дошкольном
образовательном учреждении. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Введение:
На дошкольное
образовательное учреждение в нынешних реалиях развития современного общества
возлагаются очень значимые социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить
к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых
будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный
прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более критическими
становятся ошибки и упущения в учебно-воспитательной работе дошкольных
образовательных учреждений, в менеджменте системы образования и в самой педагогике.
Современные реалии,
объективные потребности улучшения системы образования, воспитания и развития учащихся
обуславливают потребность в резком повышении роли и значения методической
работы в дошкольном образовательном учреждении, делают научное исследование и реальное
совершенствование этой работы актуальнейшей задачей.
Сейчас действительный
уровень осуществления методической работы в детском саду превращается в один из
значимых критериев оценки его эффективности. Вот почему необходимо расценивать
методическую работу в дошкольной образовательной организации, как что-то первостепенное.
Задача руководства и
методического коллектива детского сада состоит в том, чтобы разработать
систему, выявить доступные и эффективные способы совершенствования
педагогического мастерства.
Актуальность проблемы
связана с оказанием помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно
мыслящего, активно действующего воспитателя, работа которого будет основана на
восприятии каждого человека как самоценности.
Предмет исследования —
методическая работа в детском саду.
Объект исследования – теоретические
и прикладные аспекты методической работы воспитателя в ДОУ.
Цель исследования – изучить
методическую работу в ДОУ на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ
методической и педагогической литературы по теме работы.
2. Изучить основные
концепции воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном
учреждении, чтобы выявить основные цели методической работы воспитателя.
3. Рассмотреть роль
характера, темперамента и профессиональных качеств в деятельности воспитателя
детского сада.
4. Исследовать
существующие в дошкольном образовательном учреждении формы организации
методической работы, как прикладного аспекта работы воспитателя.
Методы исследования:
— анализ специальной
литературы;
— анализ методической
документации дошкольного образовательного учреждения;
— педагогическое
наблюдение.
Заключение:
Методическая работа
занимает значимое место в системе менеджмента дошкольного образовательного
учреждения, поскольку способствует развитию личности педагога, активизации его креативности.
Все ее уровни и аспекты направлены на повышение квалификации и совершенствование
педагогического мастерства воспитателей. Непрекращающаяся связь содержания
методической работы с результатами деятельности воспитателя гарантирует
постоянство процесса профессионального совершенствования каждого педагога. В то
же время методическая работа должна иметь опережающий характер и отвечать за
развитие и совершенствование всей системы взаимодействия с детьми, а также соответствовать
новым разработкам в педагогической науке. Поэтому методическая работа не должна
рассматриваться как способ исправления ошибок в деятельности педагога, хотя такая
потребность может возникнуть. Главным должно стать оказание реальной,
действенной и своевременной помощи воспитателям.
Анализ литературы
позволил определить основные векторы проведения методической работы в детском
саду. Был изучен комплекс источников содержания методической работы в дошкольном
учреждении и сделан вывод, что в условиях современного детского сада эта работа
должна быть творческой, не формализованной, но строго креативной. При этом содержание
методической работы должно создаваться, опираясь на различные источники, как единые
для всех дошкольных учреждений страны, так и уникальные, адаптированные под
конкретные условия.
Выбор наиболее
действенного варианта методической работы предполагает разностороннее исследование
личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
1.1. Методическая работа в
дошкольном образовательном учреждении
Методическое обеспечение
является значимой частью повышения квалификации педагогов. Оно должно
поддерживать оптимальный ход образовательного процесса, способствовать его
обновлению.
Проникновение теории менеджмента
в дошкольное образование, разделение субъектов и объектов управления детским
садом, выделение видов деятельности управления с позиции объектов привели к возникновению
терминологической неточности в применении привычных и новых понятий. В
частности, появились вопросы, на которые обратила внимание Багаутдинова С.Ф.
[2] о применении и понимании понятия «методическая работа в ДОУ»; что есть сама
методическая работа – объект или аспект управления; как взаимодействует
методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом»,
«управление образовательным процессом»; насколько правильно сегодня применять
это понятие.
С ее точки зрения, термин
«методическая работа» можно использовать по отношению к современному детскому
саду, если верно определить суть этой работы. Методическую работу необходимо
считать неотъемлемой частью управления и изучать как деятельность, ориентированную
на повышение качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Есть разные подходы к пониманию
методической деятельности. Так С.Ж. Гончарова [6] определяет ее как
деятельность, ориентированную на создание, внедрение и использование новых
методов.
Каждое образовательное
учреждение существует в одном из двух состояний: функционирования или развития.
Отсюда следует, как пишет
Белая К.Ю. [4], что в детском саду, находящемся в состоянии стабильного
функционирования, методическая работа должна быть направлена на изменение
педагогического процесса в ситуации его отхода от принятых технологий, методики
реализации программы работы с дошкольниками.
В случае, когда коллектив
хочет работать в инновационном темпе, это требует формирования новой модели
методической работы, облегчающей переход детского сада из простого
функционирования в режим развития.
Такое рассмотрение
методической работы формирует требования к постановке ее задач, специфике
содержания и определению участников.
В качестве единых задач
методической работы, Багаутдинова С.Ф. определяет следующие: управление педагогическим
процессом (ведущая), способствование повышению квалификации педагогов,
организация взаимодействия с родителями [2].
Ответственность за планирование
методической работы лежит на методисте. Он, формируя стратегию, цели, задачи
развития и работы дошкольного учреждения, конкретизирует перечисленные аспекты.
В методической работе принимают участие и педагоги-психологи, помогая
воспитателям и родителям в рамках своей компетенции.
Так или иначе, задача
методической работы – сформировать такую образовательную среду, в которой в
полной мере будет осуществляться и развиваться творческий потенциал каждого воспитателя
и всего коллектива в целом.
Многие педагоги, особенно
молодые, нуждаются в профессиональной помощи со стороны более опытных коллег. Сейчас
эта потребность возросла из-за перехода на вариативную систему образования, а
также в связи с необходимостью ориентироваться на разнообразие интересов и
возможностей детей.
Методическая работа должна быть опережающей по
своему характеру