Курсовая с практикой на тему Теоретические и методические аспекты нарушения письменной речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения письменной речи 5
1.1 Речь, ее виды. Предпосылки формирования письменной речи в онтогенезе. 5
1.2 Современные подходы к изучению дисграфии. Классификация 11
1.3 Типология ошибок письма у учащихся младших классов. Дисграфия и дизорфография 14
Глава 2. Методические аспекты нарушения письменной речи 20
2.1 Анализ методик диагностики состояния письменной речи у младших школьников 20
2.2 Анализ методик коррекции дисграфии у младших школьников 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Введение:
Грамотность является одной из главных целей начального образования. Успешное усвоение письменных навыков в начальной школе дает качественную последующую подготовку.
Письмо — трудная, систематическая, умственная и произвольная работа, которая гарантируется ролью всевозможных структурных и функциональных компонентов и многими психологическими функциями. Письмо непосредственно связано с устной речью и реализуется только на основе достаточного уровня качества ее развития, формирования. Однако формирование устной речи является лишь одной из предпосылок успешного усвоения буквы.
В начальной школе обучающимся часто диагностируют несоблюдения орфографических, графических навыков письма. Это негативно влияет на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию обучающихся, на развитие и формирование личности школьника.
По мнению многих авторов: М. Грушевского, А. Н. Корнева, М. М. Безруких и в соответствии с данными доклада экспертов Европейской рабочей программы по образованию и развитию, растет число обучающихся с дислексией и дисграфией. В общеобразовательных школах число обучающихся достигает более 30%, в гимназиях – 20%. Дисграфию у обучающихся можно увидеть не только в начальной школе, но и в старших классах.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается во всевозможных аспектах: психологическом, психолингвистическом, клиническом, нейропсихологическом, педагогическом (Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Н. А. Никашина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, С. Н., Шаховская, А. В. Ястребова и другие.). Специфические расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушению овладения орфографией (Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова), нередко считаются предпосылкой стойкой неуспеваемости, отклонений в развитии личности обучающегося.
Существуют научные работы, посвященные коррекции нарушений письма обучающихся в общеобразовательных школах (И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова). В некоторых исследованиях был представлен анализ нескольких механизмов нарушения письма (А. Н. Корнев, Р. Е. Левина).
Поэтому выявление и исправление нарушений письма при обучении младших классов общеобразовательной школы в настоящее время считается актуальным.
Данная проблема помогла определить цель исследования: изучение теоретических и методических аспектов нарушения письменной речи.
Исходя из цели, определяются следующие задачи исследования:
1. Изучить речь, ее виды, функции.
2. Определить современные подходы к изучению дисграфии.
3. Изучить особенности нарушения письма у учащихся младших классов.
4. Провести анализ методик диагностики состояния письменной речи у младших школьников.
5. Провести анализ методик коррекции дисграфрафии у младших школьников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь – это форма коммуникативного взаимодействия людей, реализуемая на основании овладения языковыми конструкциями и правилами их построения. Формирование речи неразрывно связано с развитием интеллектуальных функций и мыслительных процессов человека. Уровень речевого развития ребенка отражает степень сформированности его психических процессов.
Можем выделить следующие предпосылки генезиса письма:
1) достаточное развитие языковых и когнитивных способностей ребенка;
2) развитие моторики, которое предполагает умение дифференцировать движения, «держать строку», выдерживать определенный размер;
3) развитие фонематического слуха и умение вычленять элементы в потоке звучащей речи;
4) умение строить внеконтекстуальное связное речевое высказывание.
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психических функций, обеспечивающих процесс письма.
И.Н. Садовникова наиболее подробно анализирует механизмы возникновения ошибок разных типов на письме школьников. Автор выделяет три группы специфических ошибок, применив принцип поуровневого анализа ошибок: ошибки на уровне буквы и слога, ошибки на уровне слова, ошибки на уровне предложения.
1. Ошибки на уровне буквы и слога
2. Ошибки на уровне слова.
3. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.
Ддизорфография – стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Современные нейропсихологические методики обследования письма младших школьников являются эффективным, комплексным инструментом выявления не только проявлений дисграфии, но и ее причин, обуславливающих нарушения письма.
Нейропсихологические методики обследования письма младших школьников направлены на исследование психических процессов, высших психических функций, лежащих в основе процесса письма. Такая комплексная диагностика позволяет обнаружить недостатки развития (нарушение работы) функциональных блоков мозга, которые являются основой формирования высших психических функций, в том числе письменной речи, и наметить эффективную коррекционно-развивающую деятельность.
Логопедическая работа по коррекции дисграфии строится с учетом механизмов и форм нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии включают заполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; Развитие связной речи. Большое значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии имеет развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Речь, ее виды. Предпосылки формирования письменной речи в онтогенезе.
В настоящее время проблема развития речи детей является одной из наиболее актуальных. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка.
Речь – это форма коммуникативного взаимодействия людей, реализуемая на основании овладения языковыми конструкциями и правилами их построения. Формирование речи неразрывно связано с развитием интеллектуальных функций и мыслительных процессов человека. Уровень речевого развития ребенка отражает степень сформированности его психических процессов [23].
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме [11].
Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.
В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:
— Вербальная. Основное средство общения – слово (лат. Verbum).