Курсовая с практикой на тему Теоретические и эмпирические подходы к изучению современной российской молодежи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 8
1.1. Понятие «молодежь»: сущность и
содержание 8
1.2. Характеристика российской молодежи
как специфической группы. 14
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. 18
2.1. Систематизация исследований молодежи
социологическими центрами (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр) за период 2017-2021 гг. 18
Благодаря исследованиям Фонда Общественного
мнения было выявлено, что молодые люди
по сравнению с другими возрастными группами: 18
2.2. Классификация основных проблем молодежи на
основе выявленных исследований. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34
Введение:
Актуальность исследования.
Молодежь
является особой социальной группой, поскольку в молодом возрасте происходит
становление личности человека, влияющее на его дальнейшую жизнедеятельность.
Важно отметить, что в данном возрасте у молодых людей происходит активный поиск
себя и своего места в социуме, осуществляется
профессиональное становление и первые шаги по достижению жизненных
планов и целей.
По данным Росстата доля молодых людей в возрасте от 14 до 35
лет в общей численности населения Российской Федерации составляет приблизительно
25%[1]. Исходя
из статистических данных, можно сделать вывод, что молодые люди составляют
важную часть современного общества. Проблемы и иные затруднения, включая
разобщенность с другими возрастными категориями, погружение в виртуальный мир,
размытие ценностных ориентаций, в частности, переориентация с духовных благ на
материальные, с которыми сталкивается молодежь, отражаются на обществе в целом
т.к. данный контингент населения
является экономическим и демографическим потенциалом Российской Федерации.
В
современном российском обществе наблюдается нестабильность социальной ситуации,
поэтому исследование такой категории как молодежь приобретают особую социальную
ценность.
В курсовой работе будут рассмотрены теоретические и
эмпирические подходы к изучению современной российской молодежи. Степень разработанности проблемы.
Многие научные исследователи посвящают свои труды разным
категориям населения и их проблемам, включая молодежь. Важно подчеркнуть, что
понимание характеристики, потребностей, проблем и способов разрешения существующих
затруднений в молодежной среде должно носить комплексный характер.
Такие авторы, как В. Петрищев, Н.И. Усынина,
Р.В. Леньков и С.В. Яремчук дают общую характеристику социальной группы
молодежи, понимание ее проблем и основных способов их преодоления. Они также
вводят понятия благополучия и неблагополучия современной молодежи. К теоретическому
описанию молодых людей как отдельной группы обращаются социологи Ю.А. Зубок,
В.И. Чупров[2], Л.
Константиновский и др.[3]
Эмпирические исследования современной российской молодежи
отражены в работах Е. Баткаевой, С.В. Яремчука[4],
М.К. Горшкова[5],
Ф.Э. Шереги.
Отдельные ценностные ориентации молодежи, в частности,
ценности семьи, были описаны М.А. Ивченковой[6]. Студенческой категории молодежи посвящены труды Ю.А.
Егоровой[7],
Е.И. Толокнеевой[8], М.
Картавенко, А.В. Мироновой,
Возрастные особенности с точки зрения психологического
подхода к молодым людям рассматриваются
И.В. Шаповаленко[9], Л.Ф.
Обуховой[10], Л.А
Першиной[11].
Объект исследования: современная российская молодежь. [1] Федеральная служба государственной статистики.
URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284
(дата обращения: 14.02.2021). [2] Чупров В.И. Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А.
Зубок. М.: ИНФРА-М, 2016. 336 с. [3] Воденко К.В. Социология
молодежи : учебник / К.В. Воденко, С.С. Черных, С.И. Самыгин,
П.С. Самыгин; под ред. К.В. Воденко. М.: ИНФРА-М, 2018. 189 с. [4] Яремчук
С.В. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: монография
/ С.В. Яремчук, Е.Ф. Новгородова. М.: Инфра-М, 2015. 142 с. [5] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии.
К итогам многолетних исследований: [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М:
ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. [6] Ивченкова
М.А. Социальные сети и ценность семьи в среде современной молодежи / М.А.
Ивченкова, Н.В. Багрянцева. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 60 с. [7] Егорова
Ю.А. Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа / Ю.А. Егорова
// Молодой учёный. 2015. №6 (86). С. 590 — 593. [8] Толокнеева
Е.И. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи: пособие / Е.И.
Толокнеева, Н.И. Кочергина. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 136 с [9] Шаповаленко
И.В. Психология развития и возрастная психология:
учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. 3-е изд., перераб. и доп. М.:
Юрайт, 2020. 457 с. [10] Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. М.:
Юрайт, 2020. 460 с. [11] Першина
Л. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. М.:
Академический Проект, 2016. 256 c.
Заключение:
Исходя из анализа литературных источников, заметно, что
среди современных ученых существует множество подходов к определению молодёжи
как отдельной социальной категории.
В настоящем исследовании
под молодостью понимается период жизни с 14 до 35 лет, в процессе
которого происходит прохождение стадии социализации в обществе, а в
более старшем возрасте освоение и приобретение трудовых, образовательных,
культурных и иных социальных функций.
Молодость является важным этапом становления человека как
личности, профессионала и члена общества, поскольку здесь происходит построение
жизненного плана, приобретение социальной и финансовой самостоятельности.
Среди социологических подходов к определению «молодежь» и
«молодость» можно выделить — психофизиологический, социально-психологического,
конфликтологический, ролевой, субкультурный, стратификационный, социализационный,
аксиологический, субъективный, интеракционисткий,
процессуальный.
В качестве основных характерных изменений в молодости является
построение жизненных планов, выстраивание и укрепление социальных связей,
приобретение социальной и экономической независимости от старших членов семьи,
освоение социальных ролей, поиск своей
социальной позиции в обществе.
В ходе анализа социологических исследований такими центрами,
как ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр, было выявлено, что для современных молодых людей
характерно проведение свободного времени и отдыха с помощью информационных
технологий. Современные
молодые люди в большей части живут в виртуальном мире, поскольку там
отсутствуют ограничения. Благодаря информационным технологиям также
удовлетворяется одна из ведущих
потребностей общение. Стоит отметить, что использование благ технологического
прогресса повышает техническую грамотность молодых людей по сравнению с более
взрослым поколением, но в тоже время больше подвергает развитию зависимостей от
компьютерных, интернетных и иных
инновационных технологий.
Можно сделать вывод, что в современном обществе, в
молодежной среде в частности, существуют разные проблемы, которые наполняются
разным содержаниям исходя из глобальности, сферы развития и иных факторов,
включая разобщенности с другими возрастными категориями, переведения жизни в
виртуальный мир, размытие ценностных ориентаций, в частности переориентация с
духовных благ на материальные.
Таким образом,
цель исследования была достигнута и задачи выполнены в полном объеме.
Данная
работа создает перспективы для дальнейших исследований по поднятой
проблематике, которые будут призваны углублять и изучать новые аспекты жизни
современной российской молодежи.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Понятие «молодежь»: сущность и содержание
Для понимания того, что представляет собой современная
российская молодежь, необходимо дать определение понятию «молодежь», а также
раскрыть его сущностные характеристики.
Изучение молодежи находится в центре внимания социологов.
Так, зарубежный социолог-классик Т. Парсонсом уделял внимание конфликтному
характеру переходного возраста от детства к зрелости, автор трактовал молодежь
«как объект социального обновления социализации и проявления различного рода
протестных настроений»[1].
По мнению Т.В. Лисовского, молодёжь является поколением
людей, у которых проходят стадии социализации в обществе, а в более старшем
возрасте — освоение и приобретение трудовых, образовательных, культурных и иных
социальных функций. В качестве возрастных границ Т.В. Лисовский обозначал
диапазон с 16 до 30 лет[2]. И.С. Кон описывал
молодёжь как социально-демографическую группу, вычленяемую на основе возрастных
границ, специфики социального положения и присущих социально-психологических
особенностей личности[3]. В.И. Добрынина солидарна с мнением И.С.
Кона, поскольку при рассмотрении «молодежи» учитывает такие характеристики, как
особенности психофизиологического состояния, экономического и социального
статуса. Так, В.И. Добрынина определяет молодежь как самую динамичную часть
социума, считая ее довольно окрепшей, в физическом и духовном плане, возрастной
группой[4].
Автор подчеркивает, что на протяжении данного возрастного периода молодые люди
приобретают финансовую и социальную независимость от старших членов семьи,
учатся самостоятельности и ответственности за свои действия и жизнь в целом,
формируют жизненные ценности. Молодые
люди социально адаптируются к новым социальным ролям и социальным статусам,
готовя себя к поступлению в высшее учебное заведение или выходу на работу[5].
Стоит подчеркнуть, что в конце декабря 2020 г.
Государственной Думой в третьем окончательном чтении был принят законопроект «О
молодежной политике в Российской Федерации», согласно которому молодёжью
является категория граждан в возрасте от 14 до 35 лет[6]. В настоящем исследовании именно
этот период будет означать возрастные границы данной социальной группы. Можно выделить несколько теоретических подходов рассмотрения
понятий «молодежь» и «молодость»:
Согласно психофизиологическому подходу, молодость
рассматривается как период развития человека от половой зрелости организма до
полной зрелости как личности.
С точки зрения социально-психологического подхода, молодежь
— возрастная группа, для которой
характерны определенные биологические и психологические особенности.
С позиций конфликтологического подхода, молодость — это
период, характеризующийся возникновением конфликтов между отдельной личностью и
обществом, а также конфликтами внутри самой личности, что свидетельствует о
трудности прохождения данного возрастного этапа[7].
Ролевой подход позволяет увидеть неопределенность или
промежуточность периода молодости. Это обусловлено тем фактом, что молодые люди
уже не исполняют роль «ребенка», но еще не могут полноправно и полноценно
исполнять роль «взрослого». На сегодняшний день
полное оформление и установление постоянной внутриличностной основы происходит
к 23-25 года, при том, что в 18 лет молодой человек получает полные
социально-гражданские права. В 18 лет молодой человек имеет право на приобретение
алкогольной продукции, никотина, имеет полноценное право вступать в сексуальные
отношения и т.д.[8].
Но, даже при наличии приобретённых прав, в этот
период большинство молодых людей не готовы принять полную ответственность за
собственные действия, исполнять социальные обязанности, т.к. находятся в
экономической зависимости от старших членов семьи. [1] Усынина Н. И. Определение
сущности понятия «Молодежь» / Н.И. Усынина // Вестник Удмуртского университета.
Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-suschnosti-ponyatiya-molodezh
(дата обращения: 15.02.2021). [2] Социология молодёжи: учебник для
вузов / Р. В. Леньков [и др.] ; под редакцией
Р. В. Ленькова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт,
2020. 357 с. [3] Яремчук С. В. Саморазвитие и субъективное
благополучие современной молодежи: монография / С. В. Яремчук,
Е. Ф. Новгородова. М.: Инфра-М, 2015. 142 с. [4]
Добрынина, В.И.
Воспитание личности — управляемый процесс //Социальное управление и молодежь.
М., 1969. Вып. 3. С. 38. [5] Усынина Н. И. Определение сущности понятия
«Молодежь» / Н.И. Усынина // Вестник Удмуртского университета. Серия
«Философия. Психология. Педагогика». 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-suschnosti-ponyatiya-molodezh
(дата обращения: 15.02.2021). [6] Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ
«О молодёжной политике в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7
(дата обращения: 16.02.2021). [7] Воденко К. В. Социология молодежи : учебник / К.В. Воденко, С.С. Черных,
С.И. Самыгин, П.С. Самыгин; под ред. К.В. Воденко. М.: ИНФРА-М, 2018. 189
с. [8] Социология молодёжи: учебник для вузов /
Р. В. Леньков [и др.] ; под редакцией
Р. В. Ленькова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт,
2020. 357 с.