Курсовая с практикой на тему Теоретические аспекты проведения и организации внешнего государственного финансового контроля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской Федерации 7
1.1. Деятельность государства в области финансов 7
1.2. Сущность государственного финансового контроля 9
Глава 2. Организация внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации 15
2.1. Деятельность государственных органов, осуществляющих внешний государственный контроль 15
2.2. Структурные элементы государственного финансового контроля 23
Глава 3. Зарубежный опыт государственного финансового контроля 27
3.1. Финансовый контроль со стороны государства в зарубежных странах 27
3.2. Методы проведения государственного финансового контроля за рубежом 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Приложение 42
Введение:
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики перед государством стоит большое множество задач и вопросов в различных областях, особенно в области экономики. Следовательно, у государства появляется необходимость формирования системы функций и рычагов, которые будут помогать ему разрешать эти задачи и вопросы.
Место и роль государства в условиях рыночной экономики определяются комплексом различных функций, которые оно берет на себя для правильного функционирования экономики: разрешение проблем связанных с несовершенствами рынка, перераспределения доходов для обеспечения грамотного и эффективного распределение ресурсов в рамках общества, проведение эффективной и действенной финансовой политики для соблюдения экономической стабильности, наблюдение и поддержание финансовой безопасности государства, охрана правопорядка и обеспечение обороноспособности, производство общественных благ. Конечно же, к этому функций будет правильным добавить функцию финансового контроля, ведь в обязанности любого государства входит наблюдение за своевременным пополнением бюджета и соблюдение эффективности расходования бюджетных средств.
Далее, следует отметить, что содействие в успешной реализации финансовой политики и эффективное использование финансовых ресурсов есть назначение государственного финансового контроля и на сегодняшний день эта задача является одной из самых актуальных для государства.
Реализация государственного финансового контроля заключается в том, что при его проведении внимание обращается на:
Контроль органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, организациями, гражданами за соблюдением установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности;
экономическую эффективность и обоснованность действий, осуществляемых ими, их соответствие задачам муниципальных образований и государства.
Тем самым, финансовый контроль является возможностью обеспечения целесообразности и законности финансовой деятельности, проводимой государством, без чего любое государство не может обойтись.
В Лимской декларации есть пункт, который гласит: «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования» .
Степень разработанности изучаемой темы. На данный момент четкого определения государственного финансового контроля нигде не закреплено в российском законодательстве, а также и в работах ученых нет каких-то конкретных подходов к определению государственного финансового контроля. Естественная причина дискуссий относительно теоретических положений государственного финансового контроля состоит в сложности познания сущности такого экономического явления как «финансы», его контрольной распределительной функций, а также не вполне проработанная теоретическая суть проблемы финансового контроля в современных рыночных условиях. Сейчас мы можем видеть, что интерес к изучению проблемы направлений развития государственного финансового контроля в последнее время сильно вырос. Теоретические основы и исследования по данной тематике освещены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. К таким ученым можно отнести Ф.Г. Таги-заде, Е.А. Файншмидта, О.В. Врублевского, Е.А Землину, Е.А. Кочерин, А.З. Намитулину, В.А. Пивень, М.В. Романовского, С.О Шохина и др.
Целью данной работы является теоретический анализ проведения и организации внешнего государственного финансового контроля.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
2. Определить особенности организация внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. Рассмотреть зарубежный опыт государственного финансового контроля.
Объектом исследования выступает система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования являются организация внешнего государственного финансового контроля.
В Российской Федерации существует больше 60 федеральных контролирующих органов разной ведомственной подчиненности и имеющих территориальные подразделения в субъектах Федерации. И задачи финансового контроля решают свыше десяти федеральных органов. Каждый из них самостоятельно занимается планированием и проведением контрольных мероприятий, так как является независимым органом от других, и проводит достаточно хаотичные функции, которые не связаны между собой. Несмотря на наличие свыше 260 разных указов, инструкций, законов, постановлений, распоряжений и других нормативных и законодательных актов, распределение и координация контрольных функций либо несовершенна, либо полностью отсутствует.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют прикладные и теоретические научные работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в области государственного финансового контроля.
В данной работе используются такие методы исследования, как: общенаучные методы (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и др.); специальные методы исследования (экономико-статистические, моделирования, методы финансовой оценки).
Информационной базой исследования послужили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, в том числе указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, распоряжения Правительства РФ; научно-исследовательские разработки, публикации в общеэкономических и финансовых периодических изданиях по исследуемой проблематике.
Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
В первой главе дается понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Во второй главе рассматривается особенности организация внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В третьей главе представлен зарубежный опыт государственного финансового контроля.
Заключение:
На сегодняшний день в условиях постоянной трансформации экономики все больше возрастают значение и роль государственного финансового контроля. Для сохранения экономического суверенитета и экономического пространства Российской Федерации необходимо, чтобы все направления рыночных преобразований и все звенья экономической сферы находились под действенным финансовым контролем государства.
Финансовый контроль в тесной взаимосвязи с экономическим анализом и учетом выступает в роли основы государственной системы формирования информации об управлении финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов и государственными финансовыми потоками. Становится вполне понятно, что от качества подобной информационной системы зависит, насколько хорошо будут проведены различные хозяйственные операции с государственными материальными и нематериальными ресурсами и экономическая обоснованность финансового регулирования на всех уровнях государственного управления.
В письме Минфина России от 22 ноября 2018 г. № 02-09-09/84223 даны разъяснения по вопросу о контроле за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной системы РФ и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Государственный (финансовый) контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний финансовый контроль осуществляет Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Внутренний контроль осуществляется Казначейством России, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).
Полномочия органов внешнего финансового контроля следующие:
• контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
• контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГРБС, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
• контроль в других сферах, установленных Законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате России» и от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
Весьма важным условием правильного и эффективного реформирования российского государственного финансового контроля является усиление и укрепление финансовой безопасности, хотя с другой стороны проблему обеспечения финансовой безопасности в условиях современной экономики по многим параметрам решает сам государственный финансовый контроль экономических субъектов.
Затрагивая вопрос о реформировании государственного финансового контроля, нужно начать с того, что в первую очередь нужно сформировать его завершенную и системную нормативную базу. На сегодняшний день, очень ярко проявляется зависимость эффективности государственного финансового контроля от качества соответствующего правового обеспечения. К причинам, обуславливающим проблему правовой неурегулированности можно отнести следующие: отсутствие актов, чье принятие диктуется самой практикой; несогласованность правовых актов; нечеткость формулировок, которая ведет к неверному толкованию правовых норм, относящихся к государственному финансовому контролю.
Если взглянуть на организацию государственного финансового контроля в экономически развитых за рубежом, то можно смело предположить, что в их системе есть много рациональных и эффективных факторов, которые можно бы было использовать в современной России. Определенно, имеет смысл производить обмен знаниями и практическим опытом по вопросам финансового контроля как прикладного, так и методического характера. Ведь можно со смелостью сказать, что опыт развития и функционирования органов других стран будет очень полезен молодой и не окрепшей рыночной экономики России. Он явно показывает, что в Российской Федерации не хватает единой и устойчивой информационной системы, которая могла бы обеспечивать органы управления и власти достоверной и оперативной информацией о состоянии государственных финансов, тем самым позволив обеспечивать эффективное управление ими.
Фрагмент текста работы:
Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным источником является Конституция РФ. Так, в ней закреплены нормы, разграничивающие пределы ведения в области финансовой деятельности, между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71 и 72). Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития и т.д. Устанавливает полномочия Президента Российской Федерации (ст. 80, 84, 90), Федерального Собрания (ст. 101, 104, 106), Правительства Российской Федерации (ст. 114, 115) в области финансовой деятельности .
Еще одним актом, регулирующим финансовую деятельность, является Бюджетный кодекс Российской Федерации . Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон о федеральном бюджете определяет и регламентирует всю финансовую деятельность государства на определенный период. Данный закон определяет возможность изменять, дополнять, приостанавливать или отменять некоторые положения других федеральных законов, когда бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Например, Федеральный закон «О федеральном бюджете и на плановый период». Кроме того, финансовая деятельность закреплена федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», инструкциями, письмами и другими документами Министерства финансов Российской Федерации, акты субъектов РФ и местного самоуправления .
Государственный финансовый контроль осуществляется, основываясь на принципах, которые провозглашены Лимской декларацией. И основными принципами данной декларации являются: независимость, ответственность, законность, объективность, системность и гласность.
В соответствии со ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется с помощью законодательных (представительных) органов и представительных органов местного самоуправления, так и с помощью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Из этого вытекает одно из ключевых направлений совершенствования государственного контроля, а именно исключение дублирования действий контрольных органов.
Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
В Конституции Российской Федерации вопросам организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации посвящены положения, содержащиеся в ст. ст. 101, 102 и 103. Другим базовым источником права, регулирующим организацию и осуществление государственного финансового контроля, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Раздел IX этого Кодекса посвящен основам государственного и муниципального финансового контроля: виды (ст. 265), объекты (ст. 266.1), методы (ст. 267.1) государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 268.1), полномочия Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (ст. 269.1), полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 269.2) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, акты органов государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 270.2).
1.2. Сущность государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль (ГФК) — система институтов, инструментов и объектов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств органов местного самоуправления и государства. ГФК, как совокупность мероприятий, нацелен на выявление финансовых нарушений, их предупреждение и на предоставление экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве. ГФК можно рассматривать, во-первых, как меры предпринятые государством в целях планирования процессов социально-экономического развития и, во-вторых, как деятельность определенных организаций и соответствующих им специалистов по выявлению отклонений показателей исполнения государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм .