Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Теневая экономика в Республике Беларусь

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теневая экономика и ее место в угрозах экономической безопасности государства 5
1.1. Теневая экономика в структуре экономической безопасности 5
1.2. Виды теневой экономики и причины ее разрастания 8
1.3. Зарубежный опыт борьбы с теневой экономикой (на примере стран ЕС) 12
2. Проблема тенизации экономики в Республике Беларусь 20
2.1. Масштабы теневой экономики в Республике Беларусь 20
2.2. Субъективная оценка уровня теневой экономики в Республике Беларусь 23
3. Направления борьбы с теневой экономикой 32
3.1. Взаимодействие банков и налоговых органов в борьбе с теневой экономикой 32
3.2. Внедрение онлайн-касс как инструмент борьбы с «теневой» экономикой 36
3.3. Создание информационно-аналитического ресурса по контролю денежных переводов 37
Заключение 41
Список литературы 44

  

Введение:

 

Теневая экономика – многогранное, сложное, емкое явление, имеющее много названий – неофициальная, подпольная, тайная – но суть этого явления не меняется. Под теневой экономикой подразумевается сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Иными словами, теневая экономика – вид экономической деятельности, нарушающий действующее законодательство страны и способствующий развитию уголовных преступлений различной степени тяжести.
Для Беларуси, как и для других стран СНГ, актуальна проблема исследования теневого сектора экономики. Это связано с тем, что в ходе проведения экономических реформ происходят структурные и институциональные изменения в экономике, в результате чего многие виды экономической деятельности приобретают нелегальный характер, что в свою очередь, усложняет задачу экономического анализа происходящих явлений. Так же к факторам, повлиявшим на возникновение теневого сектора, можно отнести несовершенство системы налогообложения и законодательной базы страны.
Актуальность работы обусловлена масштабностью проблем, которые формируются в финансово-экономическом секторе вследствие существования такого явления как теневая экономика. Известно, что препятствием социально-экономического развития нашего государства, является достаточно глубокая тенизация экономики. Большие масштабы теневой экономики отражаются на объемах и структуре ВВП, тормозят экономические преобразования и искажают показатели экономического развития. Существование чрезмерной и большой теневой экономики обусловливает структурные деформации общественно-экономических отношений, тормозят процессы социального развития в стране. Ее масштабность сопровождается ростом опасности для экономики и снижением главного приоритета – обеспечение национальных интересов, которые заключаются в повышении конкурентоспособности человека, общества, государства.
Целью исследования является определение направление борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь.
Задачи:
• рассмотреть теневую экономику в структуре экономической безопасности;
• охарактеризовать виды теневой экономики и причины ее разрастания;
• рассмотреть зарубежный опыт борьбы с теневой экономикой (на примере стран ЕС);
• изучить масштабы теневой экономики в Республике Беларусь;
• представить результаты субъективной оценки уровня теневой экономики в Республике Беларусь;
• предложить направления борьбы с теневой экономикой.
Объектом исследования является теневая экономикам в Республике Беларусь.
Предметом исследования является состояние и развития теневой экономики в Республике Беларусь, а также пути ее преодоления.
Теоретическая база исследования представлена статьями и интернет-источниками по вопросам состояния экономики в Республике Беларусь, уровне ее тенизации и направления снижения тенизации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По данным проведенного исследования работы можно сделать следующие выводы.
Теневая экономика, имеет объективный характер, она существует в любых странах мира. Если в высокоразвитых странах поведение субъекта теневой экономической деятельности объясняется девиацией от нормы, то в трансформационных экономиках, кроме девиации от нормы, девиацией в пределах нормы, то есть причиной последней является «пробелы» в действующем законодательстве, позволяющие выходить в «тень», не нарушая действующего законодательства.
Следовательно, решение о таком поведении субъект принимает на основании соотношения «чистые расходы – выгоды», поэтому теневая экономическая деятельность, имея меньшие транзакционные издержки, дает возможность получить большие выгоды.
Такой подход дает возможность концептуально решить проблему формирования институциональной среды в трансформационных системах за счет детенизации экономики, которая создала более выгодные условия для открытого (легального) труда, максимизируя прибыль без девиантного поведения.
Исходя из утверждения относительно того, что теневая экономика является порождением маргинализации общества или теневая экономика становится причиной маргинализации общества, следует сделать такие замечания. Первые исследователи теневой экономики, исходя из того, что хотя на самом деле причиной тенизации общества была маргинализация, но, как выяснилось позже, теневая экономика существует и развивается и в ведущих странах мира. Это дало основания сделать вывод, что условием распространения тенизации является не столько маргинализация общества, сколько несовершенство рыночных отношений, которые проявляются в их противоречивом и стихийном характере, а также благодаря возможности теневой экономики приспосабливаться к новым условиям, ее мобильности и
малозатрантности.
Исследование влияния теневой экономики на легальный сектор показывает, что негативных последствий от нее значительно больше, чем положительных. Теневая экономика затрудняет выполнение государством своих финансовых обязательств, способствует разрушению системы экономических связей в стране, снижает эффективность макроэкономического регулирования и прогнозирования, деформирует налоговую систему, порождает бюджетный дефицит, способствует росту государственного долга и развития инфляционных процессов и тому подобное.
Распространение и масштабность теневой экономики в России обусловлено отсутствием устоявшихся норм и правил экономической деятельности, их постоянными изменениями и несоответствием требованиям времени. Следовательно, выгоднее работать в «тени». Такая ситуация привела к институционализации теневой экономики в стране, которая представлена закреплением поведения субъектов теневого сектора в определенные организационно устойчивые формы, которые признаются всеми участниками такой деятельности. Поэтому государству нужно проводить взвешенную социально-экономическую политику, которая должна включать меры по детенизации экономики.
Итак, научный поиск по проблемам теневой экономики позволяет сделать следующие выводы.
В условиях глобализации возрастает общий уровень теневой экономики в мире, независимо от уровня развития экономической системы государства. Можно отметить существование теневой экономики не только в пределах отдельных стран, но и по условиям существования глобальных игроков (государств, организаций), которые являются носителями теневых процессов в мире.
Четко определить уровень и масштабы тенизации экономической системы пока невозможно, поскольку отсутствуют общепризнанные методы оценки теневой экономики. Однако, существующие методы и методики которые свидетельствуют, что в целом в мире сохраняется тенденция к росту общего уровня теневой экономики и соответственно потерь официальных
доходов стран.
Итак, для преодоления чрезмерной тенизации экономики следует реализовать следующие меры: сделать легальные условия ведения бизнеса конкурентными с теневыми, акцентировав внимание на просмотре ставок налогов, оптимизировать налоговую нагрузку на плательщиков; облегчить администрирование налогов; упростить налоговый учет, облегчить условия ведения бизнеса (в частности, упростить разрешительную систему); усилить борьбу с теневой экономической деятельностью и коррупционными проявлениями; сделать прозрачным процесс расходования бюджетных средств.
Отвлечение государственных средств от направления поддержки экономики на противодействие негативным последствиям теневой экономики ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и, как следствие, недофинансированию других сфер, которые могли бы ускорить экономический рост или стимулировать социально-экономическое развитие.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теневая экономика и ее место в угрозах экономической безопасности государства
1.1. Теневая экономика в структуре экономической безопасности
Генезис безопасности как социально-экономического феномена берет свое начало в биологической природе человека что выступает всеобщей основой любой жизнедеятельности. Исходным пунктом ее развития служит фундаментальный биологический инстинкт самосохранения. Именно он дает импульс потребностям, направленным на сохранение жизни как уникальной формы существования. На этапе зарождения социальной организации сама жизнь является главным параметром охраны и критерием оценки состояния безопасности. Следовательно, потребность обеспечения безопасности относится к основным мотивам деятельности людей и сообществ.
Исторически проблема экономической безопасности страны возникает одновременно с формированием государственности, становлением национальных интересов вообще и экономических интересов в частности. Поэтому в истории любой страны можно найти периоды, когда эта проблема или обострялась, или становилась менее заметной, но она существовала всегда.
Важно отметить, что становление концепции экономической безопасности происходило в тесной взаимосвязи с развитием концепции взаимозависимости, что частично характеризует процесс интернационализации мирового хозяйства (впоследствии глобализации), а частично – влияния одного государства на другое. Именно последнее свойство обусловлено использованием взаимозависимости как рациональной основы политики экономической безопасности.
В связи с обострением проблем ограниченности ресурсов в глобальном масштабе, наиболее остро она проявилась через энергетические кризисы 70-х годов ХХ в., ведущие ученые многих стран, направили свои усилия на решения общемировых проблем, связанных с международной экономической безопасностью. Сначала речь шла об экономических аспектах международной, а впоследствии и национальной безопасности. Это требовало широкомасштабных исследований, что привело к созданию науки, получившей название «экосистейт» (economic security of state). Экосистейт исследует широкий спектр проблем демографического, экологического, социального, политического и иного характера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы