Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Теневая экономика: условия формирования и методы государственного воздействия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические аспекты теневой экономики. 5

1.1
Сущность и структура  теневой экономики. 5

1.2
Методы оценки теневой экономики. 10

1.3
Причины и социально-экономические последствия теневой экономики. 13

Глава
2. Государственное воздействие на теневую экономику. 23

2.1
Методы государственного влияния на теневую экономику. 23

2.2
Условия формирования и масштабы теневого сектора в России. 29

2.3
Основные направления государственного воздействия на теневую экономику России. 35

Заключение. 44

Список
литературы.. 48

  

Введение:

 

Процессы
тенизации существуют во всех странах мира как абсолютно имманентное для
экономической системы явление. Основными отличиями их в той или иной стране
являются объемы, факторы, формы, состояние социально-правового контроля за
теневой экономикой и его реализации.

Уровень
теневой экономики (ТО) в странах с наиболее развитой экономикой находятся в
диапазоне от 7 до 21% ВВП, а в развивающихся странах, достигают 35 — 50% ВВП и
более. Существует мнение, согласно которому теневая экономика, если ее уровень
не превышает 10-15%, является приемлемым явлением и служит компенсатором возможных
рисков и связанных с ними потерь, поскольку сглаживает конъюнктурные колебания
[1].

Поэтому
задачей государства в нашей стране является формирование гибкой и адекватной
политики в отношении теневой деятельности, которая может включать как поддержку
и содействие легализации тех видов деятельности, мотивацией которых является
выживание и обеспечение в сложных экономических условиях роста производства,
создание и сохранение рабочих мест, противодействие бедности, так и борьбу с
криминальной составляющей теневой экономики и детенизация экономических
отношений до такого уровня, который бы не угрожал экономической безопасности
государства и прогрессивным структурным изменениям в национальной экономике.

В
связи с этим актуальным является определение сущности и структуры теневой
экономики с акцентом на тех структурных элементах, которые подлежат
непосредственному регулированию со стороны государства (например, нелегальные
экономические отношения), которые влияют и являются резервом для обеспечения
экономического роста. Все мероприятия государства по смягчению бизнес-климата,
уменьшению налоговой нагрузки на предпринимателей будут способствовать
легализации этой части экономики.

К
вопросам сущности, структуры и проблем оценки теневой экономики целесообразно
подойти путем изучения теоретико-методологических подходов, предоставляемых в
трудах таких зарубежных авторов, как Ж. Виллард, К. Уильямс, П. Гомис, П.
Гутманн, Р. Делланно, Б . Контини, К. МакКафе, С. Моррис, В. Патризи, Э. де
Сото, Э. Фейг, Ф.Шнайдер и другие.

Цель
курсовой работы – исследование масштабов теневой экономики и определение
наиболее эффективных мероприятий по противодействию.

Задачи
курсовой работы:


раскрыть сущность и структуру  теневой
экономики;


рассмотреть методы оценки теневой экономики;


проанализировать причины и социально-экономические последствия теневой
экономики;


раскрыть методы государственного влияния на теневую экономику;


исследовать условия формирования и масштабы теневого сектора в России


определить основные направления государственного воздействия на теневую
экономику России.

Объектом
исследования является организация функционирования теневого сектора экономики.

Предмет
исследования – система теневых экономических отношений, отражающая их
взаимодействие с официальной экономикой.

В
исследовании применяются методы системного подхода, комплексного подхода,
экономико-статистические методы, а также общенаучные методы и принципы:
обработки информации, сравнения, 
изучение и обобщение российской и мировой практики по исследуемой теме,
теоретический анализ и синтез.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ключается
в определении взаимообусловленности теневых процессов и коррупции в структуре
национального хозяйства.

«Тенизация»
и коррупция набирают обороты и становятся более распространенными и поэтому
России необходимо усовершенствование систем хозяйствования и государственного
регулирования, исключение всей возможной совокупности факторов, влияющих на
формирование коррупционной и теневой модели экономики. Кроме таких факторов,
как избыточное государственное вмешательство в экономику, отсутствие
«прозрачности» в работе государственных органов, неэффективность
антикоррупционных мер внимания требуют также вопросы, связанные с
совершенствованием законодательства о собственности, бюджетного и налогового законодательства,
проведением более жесткой антимонопольной политики, повышением уровня культуры
предпринимательства и государственной службы, возрастанием роли гражданского
общества и выполнением им соответствующих контрольных функций.

Теневую
экономику следует рассматривать как экономическую деятельность, не учитывается
официальной статистикой, частично не попадает в валовый внутренний продукт и не
облагается государством, а также такую, которая запрещена законом.

К
структурным составляющим теневой экономики относятся нелегальные, неформальные
и уголовные экономические отношения по поводу производства ВВП, а также и часть
экономики, не наблюдается Госстатом, которая представлена вполне законными и
легальными видами деятельности, но незарегистрированными из статистических
причин.

В
качестве базового показателя оценки уровня теневой экономики можно использовать
объем общей экономики (экономики в целом), который включает как официальную
экономику, так и теневую.

Оценка
масштабов и уровня теневой экономики в разрезе субъектов хозяйствования и ВЭД
является инструментом формирования государственной политики детенизации,
который позволяет определить ее направленность и повысить эффективность.
Использование с этой целью макроэкономических методов предполагает определение
объекта исследования, то есть сущности теневой экономики, которая оценивается в
«узком» смысле, который зависит от особенностей метода, и тех предположений,
которые делаются в процессе исследования. Общей особенностью макрометода
является то, что в них используются только «открытые» данные официальной
статистики. Каждый из методов позволяет оценить проявления теневых отношений в
определенной сфере национальной экономики, в связи, с чем полученные результаты
могут значительно отличаться, но в совокупности (на основе интегральной оценки)
позволят адекватно оценить уровень теневой экономики.

Теневая
экономика охватывает как противозаконные, так и законные виды деятельности. По
нелегальной деятельности, то именно в этой сфере экономики кроется наибольший
потенциал выхода из "тени". Неформальные экономические отношения
являются индифферентными для мероприятий детенизации и будут уменьшаться с
ростом доходов населения.

Таким
образом, теневая экономика самым тесным образом связана с формальной
экономической деятельностью, нулевого уровня теневой экономики не существует ни
в одной стране мира. Она сложно поддается учету и контролю. Неоднозначность
природы теневой экономики, отсутствие единой трактовки ее сущности и
унифицированного подхода к оценке масштабов затрудняют проведение исследований
и разработку предложений по ее снижению на макро-, мезо- и микроуровнях.

Ключевой
задачей государства являются побуждение регионов к активным действиям по
формированию и реализации системы мер, программ и проектов по противодействию
разрастанию теневой экономики; объединение усилий практиков и ученых для
разработки результативных инструментов ограничения масштабов теневого сектора,
изучения, систематизации и имплементации лучших региональных и зарубежных
практик борьбы с теневым сектором; а также международное сотрудничество в этой
области.

В
России за последние десять лет предприняты серьезные правовые, экономические,
организационные усилия по снижению доли теневого сектора. Основными
инструментами являются реформирование налоговой системы; препятствие «бегству»
капитала; ужесточение борьбы с коррупцией и отмыванием «грязных» денег;
пресечение подпольных производств и др. В стране разработан механизм, в
соответствии с которым все платежи физических лиц с определенной суммы должны
осуществляться в безналичной форме. А банки должны проверять происхождение
средств и подтверждать уплату налогов по этим средствам. Российская  Федерация ведет активное взаимодействие с
международными организациями: по вопросам нелегальной миграции – с МОТ; по
противодействию преступности в финансовой сфере – с МВФ, ВБ; «Трансперэнси
интернэшнл» / Transparency International; осуществляет совместные расследования
с правоохранительными органами различных стран; участвует в решении проблем
теневой экономики в рамках СНГ, АСЕАН, NAFTA, статистической комиссии ООН и т.
п. Россия является с 2003 г. членом FATF – Financial Action Task Force on Money
Laundering.

Усилия органов государственной власти и правоохранительных
органов должны быть направлены на полную ликвидацию видов деятельности, которые
относятся к уголовным (в частности, преступления в сфере хозяйственной
деятельности и преступления против собственности: рейдерство, взяточничество,
фиктивное банкротство, коррупционные деяния, фиктивное предпринимательство,
занятие запрещенными видами хозяйственной деятельн

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты теневой экономики

1.1 Сущность и структура  теневой экономики

Существуют
различные подходы к пониманию сущности теневой экономики и тех терминов,
используемых для обозначения составляющих этого явления. Все эти понятия могут
иметь различные оттенки значения и при их использовании требуют дополнительных
объяснений.

В
исследованиях теневой экономики используется широкое разнообразие англоязычных
терминов, таких как: «скрытая экономика» (hidden economy), «подпольная
экономика» (underground economy), «неформальная экономика» (informal economy), «вторая
экономика» (second economy), «неофициальная экономика» (unofficial economy), «теневая
экономика» (shadow economy), «нелегальная деятельность» (illegal activity),
неформальный сектор (informal sector) и т.д., которые отличаются по содержанию
в соответствии с тем аспектам данного экономического явления, которые
рассматриваются. Доминируют в основном три-четыре термина («shadow», «underground»,
«hidden», «illegal», «informal»), хотя общее число наименований более полутора
десятка.

Автор
разделяют точку зрения тех исследователей (Разумов И.В., Иншаков О.В., Иншакова Е.И.),
которые применяют термин «теневая экономика» для обозначения данного явления в
широком смысле как часть экономических отношений общества, которые по разным
причинам не наблюдаются и частично (или полностью) не ведется органами
национальной статистики отдельных стран. Теневая экономика в полном объеме
является составной ВВП.

Значительная
часть исследователей (Мясников М.А., Осмоловский Е.Е., Федотов А.В.) выделяют
три и более видов теневой деятельности. К таковым относятся: скрытое
производство или подпольные предприятия и зарегистрированы, но частично заняты
скрытым производством; нелегальная деятельность; неформальная деятельность.
Согласно этому подходу, наряду с нелегальной экономической деятельностью,
существуют и вполне законные виды деятельности, но скрытые от налогообложения.

К
скрытому производству относят легальную экономическую деятельность, показатели
которой скрываются с целью уклонения от уплаты налогов.

Неформальный
сектор экономики — это часть сектора домашних хозяйств, которая создана
некорпоративные предприятиями, то есть предприятиями, принадлежащими отдельным
лицам или домашним хозяйствам, осуществляющим производство товаров и услуг, как
для собственного потребления, так и для продажи на рынке. Примером такой
деятельности могут быть: мелкие услуги преподавателей (репетиторство)
неофициальная занятость в торговле, в строительстве и в сельском хозяйстве. То
есть, по методологии СНС к предприятиям с неформальной занятостью относятся
предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником не
закреплены формально.

Экономическая
деятельность в неформальном секторе не входит в пределы производства при
условии производства товаров и услуг для собственного потребления, за
исключением отдельных видов деятельности.

К
нелегальным институтам относятся хозяйствующие субъекты, занимающиеся
запрещенной законом деятельностью (производство и реализация оружия,
наркотических изделий и т.д.) и лица, не имеющие права на определенный вид
деятельности без специального образования или лицензий.

В
системе национальных счетов предлагается два подхода для анализа теневой
экономики.

Первый
подход обеспечивает полное оценки экономической деятельности в целом с учетом
того, что может быть определена как "скрытая" или
"теневая". Цель подхода — получить картину экономики в целом
(насколько это возможно с помощью макроэкономических методов). Часть экономики,
которую невозможно оценить, таким образом, определяется как не обозримая экономика
(Non — Observed Economy). В это понятие включаются теневые, неформальные,
незаконные и другие виды деятельности, не учтенные из-за недостатков в
программе сбора первичных данных.

Второй
подход заключается в том, чтобы определить совокупность неформальных
экономических единиц и измерить их деятельность. Этот подход применяется для
экономического анализа преимущественно в развивающихся странах, и дает
возможность оценить ту часть экономики, под которую подпадают субъекты, которые
формально не имеют работы и не получают за нее официальную денежное
вознаграждение. Эту часть экономики называют неформальным сектором.

Оба под

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы