Курсовая с практикой на тему Тенденции развития трэвел-журналистики на отечественном телевидении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования тенденций развития трэвел-журналистики на
отечественном телевидении 6
1.1 Место
трэвел-журналистики среди других направлений 6
1.2
Мультимедиатизация СМИ 10
ГЛАВА 2.
Анализ современных тенденций развития трэвел-журналистики на примере
телепередач «Вокруг света» и «Орёл и Решка» 20
2.1
Характеристика программы «Вокруг света» 20
2.2
Характеристика программы «Орёл и решка» 21
2.3
Сравнительный анализ программ «Вокруг света» и «Орёл и Решка» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Жизнь людей сегодня меняется с
необыкновенной скоростью. Глобализация оказывает влияние на все сферы жизни
общества, заставляя их модернизироваться и развиваться. Журналистика не
является исключением и подвергается особому процессу – конвергенции, в ходе
которой расширяется спектр медиапродуктов, появляются новые технологии,
медиаплатформы, формы подачи информации. Не так давно travel-журналистика была
совершенно неисследованной сферой, а сегодня она уже занимает отдельную нишу в
жанровой классификации.
Программы о путешествиях сегодня –
это не просто познавательная информация, это шоу, которое совмещает в себе
несколько жанров и очень ярко отражает изменения, происходящие в журналистике в
целом.
В первой главе данной работы
рассматривается теоретический аспект анализа телевизионной трэвел-программ. Вторая
глава посвящена непосредственному сравнительному анализу трэвел-программ
«Вокруг света» и «Орёл и решка».
Актуальность данной работы заключается в том,
что трэвэл-журналистика хоть и получила большое распространение, но до сих пор
остается не до конца изученной сферой, в которой постоянно происходят изменения
содержания, функций и перспектив. «Орёл и решка» – одна из наиболее популярных
передач о путешествиях, на примере которой можно объяснить изменения,
происходящие в трэвел-журналистике и выявить показатели мультимедийности.
Цель
работы – выявить тенденции
развития трэвел-журналистики на отечественном телевидении.
Для успешного достижения цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Установить место трэвел-журналистики в системе средств массовой
информации;
2. Определить функциональные особенности трэвел-журналистики;
3. Проанализировать этапы развития трэвел-журналистики;
4. Изучить программу «Вокруг света» и выявить ее специфические черты;
5. Рассмотреть программу «Орёл и Решка» в контексте
трэвел-журналистики;
6. Провести сравнительный анализ программ «Вокруг света» и «Орёл и
решка».
Объектом исследования в данной работе
является трансформация трэвел-журналистики в свете мультимедиатизации. Предмет исследования – выпуски программ
«Вокруг света» и «Орёл и решка».
Теоретическая
база курсовой работы представлена
трудами отечественных ученых по пробеле развития трэвел-журналистики: «Обществу и человеку. Журналистика в социально-культурной
сфере» Бобров А.А., «Медиаэкономика зарубежных стран» Ватанова Е.Л., «Основы
творческой деятельности журналиста» Лазутина, Г.В., «Интернет-СМИ»,
«Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика», «СМИ в пространстве
Интернета» и «Контент интернет-СМИ» Лукина М.М., «Понимание медиа: Внешние
расширения человека» Маклюэн М., «Введение в теорию журналистики» Прохоров Е.П.
и «Этические и речевые
нормы в трэвел-медиатексте» Редькина Т.Ю., а также научные труды Качкаевой Н.В.,
Колесниченко А.В., Кривцова Н.В., Новиковой А.А. по рассматриваемой проблеме.
В качестве основных методов исследования использованы
анализ, метод описания и сравнения.
Эмпирическая основа работы строится непосредственно на анализе
выпусков программ «Вокруг света» и «Орёл и Решка».
Структура работы представлена введением, двумя главами,
объединяющими пять параграфов, каждый из которых направлен на решение
поставленных и обозначенных выше задач, заключением, списком источников и
литературы.
Во введении представлены
актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования,
сформулированы цели и задачи работы, дана характеристика теоретической базе и
эмпирической основе исследования, перечислены методы и описана структура
работы.
В первой главе
описываются теоретические основы исследования тенденций развития
трэвел-журналистики на отечественном телевидении. Первоначально определяется
место трэвел-журналистики среди других направлений, дается характеристика
процессам мультимедиатизации СМИ.
Во второй главе работы
проводится анализ современных тенденций развития трэвел-журналистики на примере
телепередач «Вокруг света» и «Орел и Решка». В частности, дается характеристика
программ, после чего проводится их сравнительный анализ.
В заключении приводятся
выводы по результатам проделанной работы, а в списке источников и литературы
приведена библиография трудов и ресурсов, которые были использованы в рамках
исследования.
Заключение:
Трэвел-журналистика получает большое
распространение, так как она интересна не только в качества ознакомительного
материала, но и полезна для планирования собственных путешествий. Само
направление считается гибридным, так как не всегда материал является непосредственно
журналистским.
В ходе работы было установлено, что
трэвел-журналистика – это особое направление, которое ориентировано на
массового читателя и предоставляет ему информацию о путешествиях и
сопутствующих темах: географии, культуры, этике и др. Сегодня
трэвел-журналистика – это гибрид разных жанров и трэвел-контент размещается на
всевозможных платформах.
В ходе работы были
обозначены важные функции журналистики путешествий:
1. Информационно-просветительская
2. Рекреативно-развлекательная
3. Интеграция
4. Побудительная
5. Аналитическая
6. Фатическая
Как и в других
направлениях журналистики, здесь мы сталкиваемся со спецификой освещения
информации в зависимости от различных видов средств массовой информации.
Далее было рассмотрено
понятия медиаконвергенции и, как ее следствие, мультимедиатизация. Начиная с
1980 до настоящего времени, выделяется три этапа развития мультимедийных
средств массовой информации, которые вывели СМИ на соответствующий уровень.
Следующим этапом работы
стал анализ программы «Орёл и Решка». Она включает в себя 21 сезон и 5
самостоятельных проектов, которые пользуются большой популярностью. Выделены
особенности шоу, которые позволяют выделять ее среди других программ о
путешествиях: расширение целевой аудитории, изменение направления (смещение
основного акцента на «экзотические» приключения и экскурсии), эффект живого
видео. Так, аудитория приветствует описание картины мира через призму ее
восприятия журналистом, что способствует более доверительному отношению к
освещаемой информации.
Далее была рассмотрена
подача материала в «Орле и Решка» в соответствии с критериями
мультимедиатизации. Так как программа транслируется не по одному каналу, а
имеет несколько платформ, то редакцию можно назвать конвергентной. В 2014 году
было создано специальное мобильное приложение – это добавление новой платформы
и показатель интерактивности. Помимо этого, начиная со второго сеозона, ведущие
прячут бутылку со 100 долларами, и просят нашедших зрителей присылать фото или
видео. Уже в последних сезонах, ведущие просят постоянно комментировать их
действия в социальных сетях – получение обратной связи от аудитории играет
важную роль. Также продюсеры программы начали сотрудничество с туристическим
агентством, занимаясь организацией туров вместе со съемочной группой программы.
Еще один показатель мультимедиатизации – это соответствие направлению инфотеймент и
коммерциализация, а именно обилие нативной рекламы. Помимо основных признаков,
перечисленных в первой главе работы, в «Орле и Решке» удалось выделить ещё две
особенности: эффект спонтанности и акцент на «звездности» ведущих. А вот
мультимедиатекст и универсальный журналист как признаки не находят отражения в
данной программе.
Содержательная составляющая
трэвел-контента меняется под давлением этих признаков, так как для аудитории
важным становится не просветительская функция журналистики, а рекреативная.
Людям интересно наблюдать за непрофессионализмом ведущих, а за их приключениями
и казусными ситуациями. Коммерциализация сильно меняет наполнение программы,
так как рекламные фрагменты занимают весомую часть времени выпуска, но нативная
реклама не раздражает, а привлекает аудиторию.
В ходе проведенной работы, можно
сделать вывод, что проект «Орёл и Решка» является хорошим примером
мультимедиатизации трэвел-журналистике, которая оказывает влияние на его
трансформацию.
Программа «Вокруг света» является
более выстроенной с точки зрения журналистских стандартов, имеет не только
развлекательный, но и научно-популярный оттенок (хотя он находится не в
приоритете). Речь ведущих является четко и логически выстроенной, а
используемые приемы видеосъемки и видеомонтажа при отсутствии больших
технических возможностей того времени, когда производилась передача,
притягивают внимание зрителей за счет психологизма и профессионализма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования тенденций
развития трэвел-журналистики на отечественном телевидении
1.1 Место трэвел-журналистики среди других
направлений
Трэвел-журналистика является особым
направлением, в рамках которого журналист формирует контент, предоставляющий
массовой аудитории информацию о путешествиях. При этом могут затрагиваться
исторические, географические, культурные, искусствоведческие, туристические,
этические, философские и многие другие темы.[1]
Личные блоги чаще специализируются
на темах, которые являются более узкими. Речь идет о каких-то персональных
историях блогера, описании климата или бытовой жизни определенной территории,
особенности кухни в частности или описания местных жителей в целом, специфика
транспортного сообщения и пр.
Под воздействием процесса
конвергенции – слияния различных форматов, журналистика в целом и
трэвел-журналистика в частности видоизменились: и внутреннее, и внешне.
Сегодня трэвел-журналистика занимает
отдельную позицию среди всех направлений и является одной из самых популярных
специализаций профессии журналиста.
Говоря об истории
трэвел-журналистики в практике телевидения, то её история началась со времен
создания на Первом и Втором каналах Центрального телевидения передач,
подготовленных Главной редакцией научно-популярных и учебных программ.
Понятно, что в 1950-1980 годах просветительская и
социально-педагогическая функции были для таких программ первостепенными
(«Путешествия по СССР» (1946) В.А. Шнейдерова, «Наша Родина» (1948) и [1] Показаньева И. В. Проблемное
поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства.
[Электронный ресурс]. // «Медиаскоп». №3. 2013. URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 07.02.2021).