Экономика и статистика (Демографическая статистика) Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему «тенденции развития образования в России» (школьное, вузовское, послевузовское)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретико-методические аспекты статистического анализа тенденций развития
образования  5

1.1. Развитие образования как важный фактор
экономического роста и качества жизни нации  5

1.2. Общая характеристика системы школьного,
вузовского и послевузовского образования в России  7

1.3. Система показателей уровня образования
населения и методы исследования тенденций развития образования в стране. 9

2. Анализ тенденций развития школьного, вузовского
и послевузовского образования в РФ.. 14

2.1. Анализ показателей доступности образования. 14

2.2. Оценка показателей эффективности образования. 17

2.3. Корреляционно-регрессионный анализ уровня образования
населения РФ.. 21

2.4. Прогнозирование уровня образования населения в РФ.. 22

Список использованной литературы.. 26

Приложения. 28

  

Введение:

 

 

Актуальность
статистического изучения тенденций развития образования в РФ на современном
этапе обоснована несколькими факторами. Прежде всего, это связано с
особенностями модели экономического развития мирового хозяйства, в котором
основное место занимают человеческие ресурсы и их качество, в значительной мере
определяемые уровнем развития образования в стране. Именно образование
населения выступает тем показателем, который в перспективном периоде может
создавать конкурентоспособность государства на мировом рынке. С другой стороны,
тенденции развития образования сегодня рассматриваются как одна из важных
характеристик показателя качества жизни населения в той или иной стране
(регионе). Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что от
образованности во многом зависит уровень жизни каждого отдельно взятого
гражданина и всей нации в целом. Поэтому в международных исследованиях при
оценке и сравнении качества жизни в разных странах обязательно учитывается
уровень образованности населения.  

Об
актуальности темы исследования свидетельствует и частота обращения к ней в научных
источниках. Так, отдельные ее аспекты рассмотрены в публикациях таких
современных исследователей как М.Алиев [1], В. Арефьев [2], Р. Арецки и М.
Квинтин [3] и др.

Статистические
исследования тенденций развития образования в РФ реализуются в различных
направлениях и позволяют оценить, как изменение уровня образованности населения
в динамике, так и особенности развития системы образования в целом, ее
доступности и эффективности.

Все
вышесказанное и определяет актуальность темы данного исследования. Целью
исследования является статистическая оценка тенденций развития школьного,
вузовского и послевузовского образования в РФ.

Для
достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи исследования:

   
описать
развитие образования как важный фактор экономического роста и качества жизни
нации;

   
дать
общую характеристику системы школьного, вузовского и послевузовского
образования в России;

   
изучить
систему показателей уровня образования населения и методы исследования
тенденций развития образования в стране;

   
проанализировать
показатели доступности образования в стране;

   
оценить
показатели эффективности образования в России;

   
выявить
факторы влияния на уровень образования;

   
спрогнозировать
дальнейший тенденции уровня образования в РФ.

Объектом
исследования выступает система образования населения Российской Федерации. Предмет
исследования – тенденции развития школьного, вузовского и послевузовского
образования в РФ.

В
соответствии с темой работы в ходе ее выполнения были использованы такие
основные методы исследования: метод динамических рядов, метод структурной
группировки. Для представления аналитических данных в работе использованы
табличный и графический приемы представления информации.

Информационную
базу исследования составляют научные литературные источники (учебные материалы,
публикации в периодических изданиях), а также данные Росстата за 2016-2019 гг.
(данные текущего учета, данные микропереписей).

Структура
курсовой работы включает введение, две главы с параграфами, заключение, список
использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим и
методическим аспектам темы. В ней рассмотрено понятие и показатели развития
образования в стране. Вторая глава является аналитической и содержит в себе
статистический анализ и прогноз развития образования и образованности населения
в России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
научных источников показал, что состояние и тенденции развития системы
образования в стране являются важной социально-экономической характеристикой,
которая в значительной мере определяет потенциал экономического роста
государства и качество жизни населения в стране.

С целью
анализа тенденций образования в стране мной предложено оценивать показатели
доступности образования разных уровней и показатели его эффективности. Первая
группа показателей описывается количеством соответствующих образовательных
организаций и численностью педагогических сотрудников таких организаций. Об
эффективности системы образования в стране свидетельствует численность
обучающихся на разных уровнях образования и общий уровень образования населения
в государстве.

Проведенный
анализ показал, что созданная система образования в РФ обеспечивает возможность
получения образования в системе государственных учреждений общего, среднего
профессионального и высшего образования.

При этом
доступность образования в РФ в динамике сокращается, что проявляется
сокращением количества и укрупнением школ, сокращением количества вузов и
организаций послевузовского образования, снижением численности преподавательского
состава вузов. Но такие тенденции происходят на фоне сокращения численности
населения трудоспособного возраста и распространения дистанционных методов
вузовского и послевузовского образования. Также анализ показал снижение
численности обучающихся в вузах и в системе послевузовского образования, а
также рост численности школьников в стране. Одним из факторов сокращения
численности студентов в РФ в динамике является демографический криз в конце
1990-х – начале 2000-х годов, в результате которого сегодня численность
населения в возрасте 18-30 лет (потенциальные студенты) сокращается. По общему
уровню образования населения Россия находится на 32 месте в мире, что
свидетельствует о достаточной эффективности системы образования в стране.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методические аспекты
статистического анализа тенденций развития образования

1.1.
Развитие образования как важный фактор экономического роста и качества жизни
нации

 

Для
характеристики сущности образования используем нормативный подход и обратимся к
нормативно-правовым актам РФ. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием
понимают «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или) профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»[1].

Развитие образования в стране рассматривается экономистами как один из
главных факторов экономического роста и повышения качества жизни, как каждого
отдельного жителя страны, так и населения в целом. До начала промышленной
революции формальное образование и достижения в области технологий для основной
массы людей значения не имели. Однако ускорение научно-технического прогресса
заставило пересмотреть отношение общества к знаниям и к образованию.
Приспособиться в современном мире, где ежегодно появляются новые разработки и
технологии, стало возможным только с помощью образованности и интеллекта[2].

Поэтому становление рыночной экономики в России со второй половины
90-х гг. ХХ в. и связанные с этим социально-экономические изменения в обществе
повлекли за собой резкий рост популярности высшего образования среди населения[3].
Также и современная государственная политика направлена на оптимизацию процесса
образования в стране.

Так, в настоящее время актуален вопрос доступности образования для
различных слоев общества. В решении данной задачи эффективным является
осуществление модернизации высшего образования на основе создания современной
сети федеральных университетов, приоритетом деятельности которых являются
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для обеспечения
социально-экономического развития стратегически важных территорий[4].

Исследователи выделяют несколько механизмов влияния образования на
экономический рост:

1) в основе первого такого механизма лежит повышение уровня
производительности труда в результате высокого уровня образованности населения.
Соответственно, это способствует увеличению объемов производства;

2) в основе второго механизма лежит создание технологических
инноваций, что также приводит к повышению эффективности использования трудовых
и других производственных ресурсов, выпуску более качественной продукции и
т.д.;

3) в основу третьего механизма положено улучшение передачи знаний и
восприятия инновационных решений, что также способствует экономическому росту и
улучшению качества жизни населения[5]. 

Уровень образованности населения страны традиционно выступает одной из
трех составляющих, которые использует ООН для расчета и характеристики индекса
развития человеческого потенциала[6].
Согласно последним исследованиям ООН в странах с очень высоким уровнем
человеческого развития взрослые учатся в среднем на 7,5 лет дольше, чем в
странах с низким уровнем человеческого развития, а поступающие в первый класс
дети из стран с очень высоким уровнем человеческого развития могут надеяться,
что пробудут в школе на семь лет дольше, чем их сверстники в странах с низким
уровнем человеческого развития. Также в странах с низким уровнем человеческого
развития наблюдается значительный разрыв в валовом охвате образованием между
начальной (98 процентов) и средней школой (43 процента)[7].

Таким образом, состояние и тенденции развития системы образования в
стране являются важной социально-экономической характеристикой, которая в
значительной мере определяет потенциал экономического роста государства и
качество жизни населения в стране.



[1]
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // КонсультанПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

[2]
Уровень грамотности в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theworldonly.org/uroven-gramotnosti-v-mire/

[3]
Арефьев В. П. Факторный анализ динамики связи показателей высшего образования и
экономического благосостояния населения РФ / В. П. Арефьев, А. А. Михальчук, П.
В. Арефьев // Открытое и дистанционное образование. –2015. – № 2. – С. 41.

[4]
Ефимова М.Р., Долгих Е.А. Статистическая оценка грамотности населения России:
от умения читать до ученых степеней // Вопросы статистики. – 2016. – №9. – С.
84.

[5]
Арецки Р., Квинтин М. Степени развития / Р. Арецки, М. Квинтин // Финансы и
развитие. – 2013. – Выпуск 50. №1. – С. 42.

[6]
Шахотько Л.П. Домохозяйство, семья и семейная политика в Беларуси – Минск:
Беларуская навука, 2018. – С.69.

[7]
Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные
2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы