История моды и костюма Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Тенденции андерграунда в советской моде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Мода: появление и развитие 7

1.1. Мода: проблема определения и развития 7

1.2 Исследования моды 10

Глава 2. Мода в ХХ веке и феномен «андеграунда» 18

2.1. Стилевые направления моды 18

2.2. Феномен андеграунда в советской культуре и моде 20

2.3. Современные тенденции в моде 29

Заключение 34

Список литературы 36

Приложения 40

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мода все больше оказывает влияние на жизнь людей; будучи непосредственно связанной с культурой, она сама имплицитно в нее включена.

Мгновенное изменение моды позволяет не только определить сущность жизни людей в определенные эпохи, понять их психологию в прошлом и настоящем, но и заглянуть в будущее. Именно поэтому тема моды так актуальна в наше время.

Каждый народ, каждая страна в разный период времени накладывали свой отпечаток на одежду, указывая на их национальную и социальную принадлежность, возраст и положение.

Наследие советской эпохи, культуры в целом и моды, в частности, является объектом внимания в теоретическом дискурсе различных направлений – эстетику этого периода исследуют в отечественной и зарубежной культурологии, истории моды, дизайне, арт-практиках, рекламе, искусствоведении. Что касается непосредственно моды советского периода, то обращение к ней стало ярко выраженной тенденцией современной моды только во втором десятилетии XXI в.

Эти тенденции могут быть обусловлены как актуализацией поиска национальной идентичности, характерной для многих стран в условиях глобализации, так и реалиями геополитической ситуации.

Советская тема остается востребованной поколениями людей, родившихся в период существования СССР (до 1980-х гг.), так как связана с памятью, социально-психологическими факторами, ностальгией по ауре и особым «духом» советской эпохи, атрибутикой и символами. Поэтому наследие 1970-1980-х гг. прошлого века остается востребованной темой в разных отраслях и направлениях. Его романтизируют, связывая эту эпоху прежде всего с духом романтизма, коллективизма, благородства и открытости в общении – всех тех моментов, дефицит которых остро ощущается в современном обществе.

В целом выбор данной темы обусловлен возрастающим интересом к роли и значению как моды в жизни социума, так и значением андеграунда в советской культуре.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические подходы исследования моды отражены в трудах многих исследователей, философов и искусствоведов, культурологов и социологов, прежде всего в работах И. Канта, Г. Тарда, Э. Богардуса, Г. Блумера, А.Б. Гофмана, Г. Зиммеля Е. Каца, П. Лазерфельда, С.Н. Иконниковой, Б.Д. Парыгина, Э. Сепира, Г. Спенсера, Г. Тарда, Й. Хейзинги и многих других.

Проблематика истории развития моды и феномена андеграунда в советской моде исследована:

 в философском контексте – в трудах И. Канта (наделял моду статусом игры, отождествляя ее с обычаем и выводя закон идентификации индивида группе), Г. Тарда (считал ее основным видом подражания), Т. Веблена (считал основой ее функционирования престиж, демонстративность и «показное потребление»), Э. Сепира (определял ее роль как средства идентификации личности, самовыражения «Я»), Г. Зиммеля (в статье «Мода» утверждал наличие моды социальной и индивидуальной) ;

 в социально-экономическом контексте – в трудах зарубежных исследователей истории моды Р. Мартина, В. Стила, С. Вилкокса, М.В. Алпатова, А. Васильева, В. Зомбарта (в рамках концепции манипулирования объектами моды) ;

 в социологическом контексте – в трудах С.Н. Иконниковой, Б.Д. Парыгина, А.Б. Гофмана, Л.В. Петрова (через раскрытие функции социальной регуляции и саморегуляции, которую воплощает мода) ;

 в семиотическом контексте – в трудах Р. Барта («Система Моды. Статьи по семиотике культуры»), Ж. Бодрийяра («Символический обмен и смерть») ;

 в игровом контексте – в концепции Й. Хейзинги «Homo Ludens» ;

 в историко-культурном аспекте – в трудах отечественных исследователей В. Власова, А. Горбачева, И. Гофмана, В. Б. Кривулина, С. В. Потапова, С. Савицкого, Ю. Л. Сироткина, Ю. Г. Сорока, А. Н. Федулова и др. .

Темс не менее, по-прежнему малоисследованной остается динамика моды в ходе социокультурного развития общества и тенденции андеграунда советской моды.

Проблемы исследования могут быть связаны с постоянными изменениями моды. Ее можно рассматривать как некую совокупность норм социального поведения в определенный временной промежуток. За парадоксальное сочетание устойчивости и изменчивости, мода определяется через оксюморон. Следуя за постоянными изменениями в моде, личность может потерять свою уникальность, что негативно сказывается на ее дальнейшее развитие.

Объект исследования: процесс создания моды, ее функции.

Предмет исследования: феномен андеграунда в советской моде.

Цель исследования: проанализировать сущность и происхождение моды; роль андеграунда в советской моде и тенденции его развития.

В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи исследования:

 уточнить и конкретизировать понятие моды;

 выделить периодизацию этапов становления моды;

 выявить основные стили моды и охарактеризовать их;

 охарактеризовать традиции андеграунда в советской моде;

 определить влияние новых тенденций моды на современное общество.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные исследования, публикации в научных журналах и сборниках, мемуары, посвященные проблемам советской культуры второй половины XX в.

Методологическая основа исследования обусловлена целью и задачами курсовой работы. В ней используются следующие методы и подходы:

 междисциплинарный подход: анализ тенденций моды исходя из изучения культурологии, социологии, искусствоведения, психологии и истории;

 генетический подход: понимание феномена моды с точки зрения ее возникновения и развития;

 компаративный подход: сравнительно-исторический анализ стилей моды в различные промежутки времени;

 системный подход: изучение конечного результата развития моды, посредством рассмотрения моды как системного явления;

 структурно-функциональный подход: изучение структуры воздействия моды на общество;

 биосферный подход: понимание проблемы влияния моды;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 52 страницы текста; список использованной литературы включает 23 источника.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе проведенного анализа феномена андеграунда в советской моде были получены следующие основные выводы и результаты.

Уточнено и конкретизировано понятие моды, раскрыта его сущность. По нашему убеждению, мода – одно из важных социальных явлений общества, имеющее свою структуру, функции и особенности, а также этапы (неординарной индивидуальности; подражания; массового распространения; упадничества), которая играет важные функции в социуме.

Выявлена периодизация этапов становления моды, которая охватывает четыре периода от древности до наших дней, где:

1 период – (с древности до XVIII век). Мода представляет собой общественное явление, проявляющееся в каждом обществе, а философы, ученые, искусствоведы рассматривают ее с позиции эстетичности.

2 период – (с XVIII — первой половине XIX вв.) характеризуется изучением феномена моды с позиции культурологического подхода, в соответствии с которым ее рассматривали исходя из позиций ее эстетического значения.

3 период – (с XIX — XX вв.) можно охарактеризовать как период выработки буржуазным обществом особых ценностных ориентаций общества и их внедрения.

4 период – (ХХ столетие) период активизации внимания общественности к модным тенденциям. Появляется огромное количество новых стилевых направлений, тенденций (особенно в западном мире). В советский период царил образ человека «советского стиля» – строгий, пропагандируемый государством.

5 период – (начало ХХI ст.) характеризуется тенденцией функциональности, комфорта, повседневности моды. Современность, универсальность, демонстративность и игра — главные составляющие, формирования социальной сущности моды.

Выявлены основные четыре стиля моды: классический, романтический, спортивный и фольклорный, подана их характеристика. Рассмотрены микростили, которые являются производными основных стилей (кэжуал, гранж, джинсовый, хиппи, вестерн и кантри, скейтерский и реперский и т.д.), дано их описание.

Таким образом, тенденции андеграунда в советской моде остаются малоисследованной темой в теоретическом дискурсе, андеграунд рассматривается преимущественно как феномен культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Мода: появление и развитие

1.1. Мода: проблема определения и развития

Изначально моду рассматривали философы и писатели, историки, социологи, искусствоведы в разных ее аспектах, среди которых определяющим был ее эстетический компонент. В современных же условиях нашего общества первостепенное значение имеет анализ сущности моды как явления культуры, элемента системы коммуникаций индивида, его идентификации, исследования механизмов функционирования этого феномена .

Несмотря на большую представленность теоретических разработок, посвященных исследованию моды, общезначимого определения этого феномена не существует, более того, в силу междисциплинарного характера этого понятия, значительно разнятся и сами подходы к его определению. Поэтому считаем целесообразным рассмотреть определение понятия «мода» в контексте нашей проблематики.

Объектом специального исследования мода стала в трудах Г. Зиммеля, выявившего ее дуализм – подражание и индивидуальная дифференциация, единение и обособление. С середины XIX века теоретическое осмысление феномена моды было инициировано трудами экономистов и социологов В. Зомбарта, Т. Веблена, культуролога и лингвиста Э. Сепира. На основе изучения справочной литературы можно сделать вывод, что проблему моды рассматривали преимущественно в рамках культурологии и социологии .

В этот период мода преимущественно трактуется как антиномия творчеству, замыслу художника – как тиражирование индивидуализации. Так, Н.К. Метнер утверждал, что «мода существовала всегда и во всех областях, но мода на моду в искусстве появилась только в наше время». Аналогично высказывался и М.А. Лифшиц в своей критике модернизма в искусстве как «погони за современным вкусом» .

Мода как детище массовой культуры, существенно трансформируется в настоящее время, и этот факт стал предметом активных дискуссий в научной среде .

Таким образом, мода предстает многоаспектным феноменом, являя собой сложное философско-культурологическое понятие [16], непродолжительное (временное, темпорально ограниченное) господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни или культуры, средство конструирования собственного образа, а также суммы социальных признаков отношения «свой-чужой» .

Можно согласиться с определением Е.П. Нешиной, которая рассматривает моду как некую комплексную среду, синкретическое явление, что являет собой синтез искусства, политики, достижений научно-технического прогресса, разнообразных социальных и культурных процессов, происходящих в обществе .

Рассматривая моду как феномен культуры М.В. Грусман считает, что она является сложным полифункциональным, полисемантическим образованием: отображает культурно-значимые смыслы, ценностное, идеологическое, эстетическое содержание эпохи, основание для возникновения новых разнообразных ее интерпретаций. Вместе с тем, ученый считает, что мода – явление статическое и динамическое, катализатор консервативных и революционных тенденций социокультурного развития

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы