Русский язык/литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Тему сформулировать самостоятельно

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения сравнений 6

1.1. Сравнительные обороты и сравнения в художественной речи 6

1.2. Лексические сравнения 11

1.3. Собственно-изобразительные средства с сравнениями и сравнительными оборотами 15

1.4. Придаточные сравнения 17

Глава II. Методический материал изучения сравнений в школьной программе на примере творчества А.С.Пушкина 20

2.1. Организация работы по изучению сравнений в школьной программе 20

2.2. Сравнительные конструкции в произведениях А.С.Пушкина 24

Заключение 31

Список использованных источников 34

  

Введение:

 

Среди всего многообразия образных средств особое место принадлежит сравнению. Сравнение лежит в основе большинства тропов. «В системе разнообразных поэтических средств выразительности сравнение является нaчaльной стадией, откуда в порядке грaдaции и разветвления вытекaют почти все остальные тропы – парaллелизм, метaфора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и пр. В сравнении – истоки поэтического образa» [12, с.280].

Сравнение как категория познания и сравнительные конструкции как результат отражения в языке сравнительной деятельности человека составляют объект изучения разных наук: логики, риторики, литературоведения, языкознания.

Сравнение выступает важнейшим средством познания мира, получающим выражение в языковой картине мира народа, носителя языка. Явления, предметы сравниваются познающим субъектом по разным качествам, которые актуализируются в его практической деятельности. Говоря о языке художественного произведения, необходимо сказать о такой важной функциональной особенности сравнений, как экспрессивность, образность характеристик персонажей, ситуаций, явлений природы.

Сравнение лежит и в основе других средств выразительности — это метафоры, компаративные конструкции, сравнительные наречия с образной семантикой, в связи с чем оно является универсальным приемом литературного творчества для многих мастеров слова. В художественной картине мира сравнение занимает важное место, поскольку, являясь средством художественной выразительности языка, дает возможность автору произведения показать свою призму мировидения.

Изучение сравнения охватывает такие его аспекты, как структурно–семантический, функционально–стилистический, сопоставительный, фразеологический и др.

Актуальность проведенного исследования в области изучения сравнения бесспорна, т.к. в данном случае приводится комплексное рассмотрение сравнения на основе разных классификаций. Сравнение стало одним из главных объектов исследования в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. Так, данный вопрос изучали такие современные исследователи, как Е.И. Шендельс, Е.Д. Плотникова, И.З. Искандерова, М. Блэк, Н.А. Виноградова, В.П. Моксвин, Б.А. Абрамов, Л.Э. Зейгерман и многие другие.

Представителями относительно нового – когнитивного – направления в лингвистике сравнение рассматривается как особая когнитивная структура, в которой находит отражение процесс познания. Надо подчеркнуть, однако, что гораздо раньше на это указал А. А. Потебня, когда, еще 1914 г., он писал: «Самый процесс познания есть процесс сравнения» [15, с. 6].

В данной работе мы не разделяем сравнения на логические и стилистические, поскольку у такого мастера художественного слова, каким является А.С.Пушкин, первые ничем не уступают в яркости и выразительности вторым. В традиционном же делении сравнений на два вида в логических сравнениях отражаются предметы и действия, принадлежащие к одному классу или к одной сфере деятельности. Стилистические сравнения имеют те же конструкции с формальными элементами, что и логические сравнения, но в них сравниваются предметы, относящиеся к разным классам. По сути, эти предметы несопоставимы, но люди находят между ними какие–то точки соприкосновения, общие черты или свойства, которые делают их сходными. Эти общие черты или свойства служат основанием для сравнения, которое может быть как скрытым, так и выраженным.

Имя А.С.Пушкина давно и прочно вошло в русскую лиитературу. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов.

Обширная популярность А.С.Пушкина заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.

Сравнения – важный материал для изучения механизмов познания мира человеком. В сравнениях находят свое отражение особенности культуры языковой общности. Разнообразие выполняемых ими функций позволяет нам определить исследование сравнений как одну из актуальных задач современной лингвистики.

Целью работы является анализ сравнительных конструкций в творчестве А.С.Пушкина. Изучение сравнений в школьной программе.

Предметом нашего исследования является анализ сравнительных конструкций в творчестве А.С.Пушкина.

Объект исследования: сравнения в школьной программе.

Задачи:

1. Изучить теоретические вопросы, связанные с темой исследования.

2. Дать структурную и семантико-грамматическую характеристику сравнений.

3. Разработать методический материал для изучения сравнений в школьной программе на примере творчества А.С.Пушкина.

Материалом исследования послужило творчество А.С.Пушкина.

Методы исследования: В целом работа выполнена в русле сравнительно–сопоставительного метода. Для решения конкретных задач использовался количественный или статистический метод.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведен анализ сравнительных конструкций в творчестве А.С.Пушкина. Изучение сравнений в школьной программе.

Практическая ценность состоит в возможности использования результатов исследования на практических занятиях по стилистике при изучении стилистических средств общей образности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сравнение играет важную роль в речемыслительной деятельности человека. Так, в общем плане говорят о сравнительном методе в науке. Сравнение понимается и как мыслительная процедура. В филологии сравнение осмысливается как риторический прием. В грамматике говорят о различных типах сравнительных конструкций: сравнительный оборот, придаточное сравнительное, именное сказуемое со сравнительной связкой. Сравнение может быть оформлено также с помощью лексического значения слова. Однако при всем многообразии объектов, скрывающихся под номинацией сравнение, все они объединяются одной общей идеей: при сравнивании выявляются общие или частные черты сходства или различия. Основная функция литературного текста — эстетически влиять на читателя. Автор стремится пробудить в нем чувства, эмоции, ассоциации, и для этого в литературном тексте, как ни в каком другом, широко используются различные визуальные и выразительные средства языка. Одним из самых ярких средств является образное сравнение.

В научной литературе обособленные сравнительные обороты рассматриваются двух аспектах: 1) в аспекте поэтики – как фигура образной речи и 2) в грамматическом аспекте – как вариант неполного придаточного предложения с обстоятельственным значением.

Смысловая функция сравнительного оборота заключается в том, что какое–либо качество, свойство, действие определяемого слова сопоставляется, сравнивается с другой субстанцией, носительницей данного качества, свойства, действия, или одно действие, качество, свойство сравнивается с другим.

Сравнение проводится для того, чтобы, сопоставляя явления, предметы, их признаки и действия, нагляднее изобразить, точнее охарактеризовать, ярче оттенить сравниваемый предмет, его признаки, качества, свойства, действия.

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения.

Эти способы относятся к лексическим, синтаксическим и морфологическим единицам.

К основным, т.е. самым распространенным, принято относить три способа:

1. Творительный падеж существительного, например, Варька тенью бродила по опустевшему двору.

2. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно, например, белей, чем снеговые горы, идут на запад облака.

3. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий, например, её любовь к сыну была подобна безумию.

Сравнительным оборотом называется образное словесное выражение, в котором одно явление приравнивается к другому на основании общего признака.

Сравнительным оборотом называется образное словесное выражение, в котором одно явление приравнивается к другому на основании общего признака. Полученное «изображение» в результате конкретизируется, становится более ярким и выразительным.

Существуют различные классификации сравнительных конструкций, отличающиеся друг от друга более узким или более широким подходом и включением в состав русского сравнения языковых единиц разных уровней.

Сравнительные обороты в художественных произведениях и поэтических текстах употребляются для усиления образности и детальности часто бывают выражены подчинительными словосочетаниями, или даже сложноподчиненными частями предложения.

Слова, обозначающие животных в сравнительных оборотах А.С.Пушкина используются для олицетворения животных с человеком. Поэт с помощью сравнительных оборотов с животными стремится дать характеристику человека. Человек, как живое существо, для поэта не является высшей формой существования.

Таким образом, вопрос о художественных сравнениях представляется нам интересным и актуальным. Ученые — исследователи по-разному подходят к изучению художественных сравнений и рассматривают их с разных сторон. Элемент неожиданности, новизны, оригинальности, подчеркивают исследователи, является одним из важнейших признаков удачного сравнения, что позволяет сделать вывод: сравнения придают произведению стилистическое разнообразие, в образной форме выражают сущность предмета, придают экспрессивность и выразительность речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения сравнений

1.1. Сравнительные обороты и сравнения в художественной речи

В широком смысле, сравнение – это логическая категория, необходимая для познания объективной действительности. Познание начинается со сравнения. Философский словарь определяет сравнение как «познавательную операцию, лежащую в основе суждений о сходстве или различии объектов» [13, с. 2].

С помощью сравнения выявляются характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С их помощью возможно «познавать мир, сравнивая его фрагменты по таким параметрам, как время, расстояние, скорость движения, ощущения (вкус, запах, цвет), отношения между объектами. Сравнение дает сущностную характеристику предмета, в основе сравнения часто лежит форма, объем, размер, цвет, состояние» [13,с.5].

Наиболее общими отношениями, выявляемыми в познавательных актах через сравнение, являются отношения тождества, сходства и различия. Категории тождества, сходства и различия являются, во-первых, логическим обобщением наиболее универсальных отношений действительности; во-вторых, отражением: а относительной устойчивости в состояниях вещей при непрерывном их изменении, повторяемости явлений, обладающих при этом индивидуальностью, качественной однородности вещей при многообразии их разновидностей. Эти наиболее общие отношения между предметами и явлениями объективного мира познаются человеком через сравнение. «При такой логике рассуждения актуализируется триада «вещь – свойство – отношение», которая, в частности, лежит в основе концепции Зеленцкого [5, с.32].

Нам представляется, что для понимания категории сравнения важно учитывать, что при сравнении эти три категории могут реализовываться в разных комбинациях. Вещь обладает некоторыми свойствами. Вещь и ее свойство – это связь предмета и признака, составляющая содержание предикативности. На основании того, что две вещи обладают некими свойствами (одинаковыми или различными) можно определить отношения этих вещей – отношения сходства или различия. Таким образом, та или иная вещь (вещи) может быть охарактеризована на основании того, каким свойством она обладает (собственно характеризация), или на основании того, в отношениях какого рода она находится с другими вещами – отношениях сходства или различия. «Операция сравнения предполагает не только традиционно выделяемые категории сходства и различия, но также категорию тождества в ее классическом варианте – то, что по числу одно. В отношении данных категорий следует внести некоторое уточнение. Дело в том, что категория сходства, по–видимому, является чисто семантической категорией [8, с.51]. Тождество и различие как логические категории сравнения взаимно предполагают друг друга.

Итак, сравнение – это диалектическое единство отождествления и различения, единство, вне которого ни одно из этих действий не осуществимо.

Сферой осуществления сравнения является не только человеческое мышление. Известно, что наряду с человеком этой способностью обладают и животные, и даже электронно-вычислительная машина должна быть способна сравнивать два числа и определять, равны они или нет [24, с.109].

Главным в процессе познания является не просто установление отношений, а осмысление их сущности. На это обстоятельство обратил внимание еще Гридин С.Г.. «Одно дело, – писал он, – различать вещи и совсем другое – познавать различие между вещами. Последнее возможно только посредством суждения и недоступно никакому неразумному животному» [5, с.54].

Различие между установлением отношений и их познанием состоит в том, что если установление отношений происходит при непосредственном восприятии предметов внешнего мира, то их познание предполагает активную мыслительную деятельность. Познать отношение – значит выделить количественный момент в отношениях тождества и различия и тем самым составить относительную характеристику объекта. Категории качества и количества, а вернее их расположение относительно друг друга в системе категорий, до некоторой степени разрешают до сих пор актуальный вопрос о сравнительной значимости тождества и различия как отношений вещей. «У Аристотеля количество предшествует качеству, так как без изменения количества невозможен переход бытия из одного состояния в другое, с количеством связаны различия предметов – ведь чтобы познать, понять предмет, нужно осознать его как отдельный, самостоятельный. Характерным для количества является то, что о нем говорят как о равном и неравном [12, с.143].

Итак, сравнение пронизывает весь процесс познания, от его низших форм до наивысших, являясь основой познания. А качественное отождествление и количественное различение представляют собой диалектическое единство, которое составляет сущность сравнения как логической операции, пронизывающей весь процесс мышления [12, с.21]. Сравнение как логическая операция включает в себя три составные части: субъект сравнения (то, что сравнивается), объект сравнения (то, с чем сравнивается) и признак (модуль) сравнения (общее у сравниваемых реалий).

Первой предпосылкой сравнения является объективное существование предметов и явлений, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Движение, как универсальный способ существования материи, является основной причиной взаимодействия предметов и явлений. Поэтому второй объективной предпосылкой сравнения является наличие отношений между предметами и явлениями. Всякое отношение предполагает наличие двух объектов и форм связи между ними. Иначе говоря, отношение имеет двучленный субстрат. Оно не обладает относительной самостоятельностью, присущей членам отношения. Последние могут существовать независимо от этого конкретного отношения. Отношения вещей возникают только через их свойства. Таким образом, предпосылкой любого отношения между вещами является наличие у них соответствующих свойств, которые не создаются отношением, а лишь обнаруживаются в нем. Чтобы установить свойства вещи и познать их, необходимо привести эту вещь в отношение к другой вещи, которая обладает соответствующими свойствами [24, с.23].

В логическом словаре Н. И. Кондакова сравнение определяется как «один из основных логических приемов познания внешнего мира и духовных ценностей. Познание каждого предмета и явления начинается с того, мы его отличаем от других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами. В результате сравнения нескольких предметов или явлений можно установить присущие им общие свойства и признаки» [5, с. 267]. Сравнение трактуется Н. И. Кондаковым как категория формальной логики, мы же рассмотрим сравнение в лингвокультурологическом аспекте.

Сравнение отражает характерные черты менталитета народа, концептуализирует объем знаний человека об окружающем мире и его фрагментах, участвует в передаче национальных эталонов и стереотипов от поколения к поколению.

Работ, посвященных исследованию сравнений, много, однако до настоящего времени сравнения редко рассматривались в лингвокультурологическом и сопоставительном аспектах.

Л.К. Граудина уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого” [4, с.23].

Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. И.И. Ковтунова выделяет три элемента построения сравнений:

– предмет (то, что сравнивается);

– образ (то, с чем сравнивается);

– признак (то, на основании чего сравнивается) [9, с.43];

Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, И.И Ковтунова выделяет такие разновидности сравнений, как

– нераспространенные сравнения;

– распространенные сравнения;

– сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными конструкциями или придаточными предложениями;

– прием повтора сравнений;

– сравнение – параллелизм. (Характерное для народной поэзии) [9,с.54].

В.Н.Немченко рассматривает сравнения по принципу, в основу которого положен характер восприятия сравнений адресатом. Исходя из этого, она выделяет два типа:

– сравнения общеязыковые, их признак и образ заранее известны;

– сравнения, в основу которых положены неожиданные сопоставления [23, с.45].

Конструкции с творительным сравнением рассматриваются в работах М.И.Черемисиной. Серия работ посвящена исследованию и классификации сравнительных оборотов и содержащих их конструкций. Они изучались Н.А.Широковой, Н.Т.Мальшаковой, А.Ф.Прияткиной. Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы в их отношении друг к другу через отношения оформляемых ими конструкций. Эту проблему рассматривает Е.Т.Черкасова.

С.Н.Иконников выделяет стилистические приёмы для усиления образности и эмоциональности речи путём сравнений:

– инверсия сравнительных оборотов;

– отрыв сравнительного оборота от предложения;

– несколько сравнений подряд;

– обрамляющие сравнения;

– повторяющиеся сравнения;

– сравнение – антитеза;

– сравнения, расположенные в порядке усиления (градация сравнений).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы