Курсовая с практикой на тему Тема тишины в творчестве А.П. Чехова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Тема тишины в прозе А.П. Чехова (на материале рассказов) 5
1.1 Тема тишины в природе. 5
1.2 Восприятие тишины в
персонажном и авторском планах. 8
1.3 Образ тишины как символический. 14
Глава II.
Тема тишины в пьесе «Чайка». 17
2.1 Мотивный план. 17
2.2 Образный план. 21
Заключение 23
Введение:
Данная работа посвящена исследованию
темы тишины в творчестве А.П. Чехова. Эта тема является недостаточно изученной,
хотя в целом творчество писателя изучено хорошо и подробно. Тема тишины в целом
изучена в науке достаточно, но следует отметить, что чаще всего эта тема
изучается на материале поэзии. Так, есть исследования, посвященные теме тишины
в поэзии Н.А. Некрасова. Есть исследования, посвященные теме тишины в
творчестве других поэтов.
Часто в науке тишина исследуется в
своей связи с молчанием. Так, контексты употребления молчания выявляет Н.Д.
Молчанова в книге «Логический анализ языка. Язык речевых действий» (1994).
Т.Р. Копылова рассматривает молчание как культурный знак (2012). М.В. Логинова
изучает выразительность молчания («Выразительность молчания как проблема
эстетической онтологии» (2003)). Е.М. Мартынова обращается к вопросу о
соотношении понятий «молчание», «тишина», «паузы» (2014). При этом молчание
рассматривается не только как часть коммуникации, но и как духовное
переживание, форма духовного опыта. Например, М.В. Михайлова предлагает взгляд
на молчание как форму духовного опыта («Молчание как апофатическая форма
духовного опыта» (2009)).
Е. Фарино рассматривает тишину в
литературном произведении по контрасту со звуком (2004). А. Генис исследует
концепт тишины вместе с концептом темноты («Темнота и тишина» (1996-1997)). Н.
Бабенко изучает семантический комплекс «молчание /
немота / тишина («Семантический комплекс «молчание / немота/ тишина» в языке
русской поэзии второй половины ХХ века» (2003)).
Творчество А.П. Чехова изучается в
литературоведении достаточно давно. В 1971 году советский литературовед
А.П.Чудаков положил начало систематическому изучению творчества А.П.Чехова в
книге «Поэтика А.П.Чехова». Затем творчеству Чехова уделяли внимание многие
другие ученые, в том числе, они исследовали такие мотивы писателя, как мотив
молчания и пустоты, близкие теме настоящего исследования. Попытку представить
новый взгляд на значение паузы в пьесах А.П. Чехова сделала Дж. Костелло в
статье «Значение и функции паузы в пьесе А. П. Чехова «Чайка»». Р.Е. Лапушин в
статье «Чтобы начать нашу жизнь снова» пишет: «Знаменательно, что такое
значительное место в пьесе «Три сестры» занимает образ пустоты, как бы
постепенно разрастающейся, расширяющей сферу своего влияния». В своей работе
«Книга о Чехове» М.П. Громов, говоря о драме А.П. Чехова «Три сестры», пишет о сквозном
для этого произведения мотиве пустоты.
Тема тишины в произведениях
А.П.Чехова, таким образом, мало исследована. Поэтому можно говорить об
актуальности настоящего исследования.
Целью нашей работы будет исследование
темы тишины в произведениях А.П.Чехова.
Материалом для исследования выступают
рассказы «Тоска», «Дама с собачкой», «Студент», «О любви», «Крыжовник», «Человек
в футляре», и пьеса «Чайка».
Заключение:
Тишина в произведениях А.П. Чехова
является важной частью текста. Тишина становится частью композиции и сюжета
произведения, и может принимать участие в раскрытии характера персонажа. Тишина
(пауза) в чеховских пьесах – это элемент художественной реальности, помогающий
придать достоверность описываемым событиям.
Тема тишины прослеживается во многих
произведениях А.П. Чехова. В рассказах при описании природы тема тишины
сближается с пониманием тишины в словаре Даля, где она объединяется в одну
группу с понятиями кротости и смирения. Можно отметить, что «тихая, кроткая
погода» и «тихая природа» довольно часто встречаются в чеховской прозе, становясь
фоном, на котором разворачиваются драматические события произведения.
При описании персонажей, тема тишины
осложняется психологическими смыслами. В основном, тема тишины здесь
развивается одновременно с темой молчания.
Молчание – способ показать отсутствие
человеческой связи или простой симпатии между героями. Тишина в произведениях
А.П. Чехова может получать разную оценку со стороны писатели или персонажа.
Так, в рассказе «Тоска» извозчик Иона боится тишины – она связывается им с
одиночеством и тоской. В рассказе «Человек в футляре» молчание учителя Беликова
становится средством показать его внутреннюю безжизненность. В рассказе «О
любви» герои молчат, потому что о своей любви они говорить не решаются, а
другие темы им малоинтересны.
Молчание в прозе А.П. Чехова
представляет читателю не только негативное эмоциональное состояние персонажа;
оно может быть и знаком взаимопонимания, когда слова не нужны. В рассказах
«Дама с собачкой» и «О любви» тишина подчеркивает душевное спокойствие
персонажей во время встреч, радость от общения, способность понимать друг друга
без слов. Внешнее безмолвие не обязательно сопровождается внутренним молчанием,
наоборот, часто молчащий герой внутренне произносит целый монолог. Также героя
Чехова молчат, когда их охватывают по-настоящему сильные эмоции.
Иногда в чеховской прозе тишина
приобретает символический смысл. Прежде всего, так происходит в рассказе
«Студент». Тишина вместе с темнотой здесь символизирует одиночество человека,
его оторванность от смысла и света в жизни. В рассказе «Крыжовник» тишина
становится обманчивой, она скрывает реальность, связывается писателем с
равнодушием людей друг к другу. Несчастные люди молчат, что дает равнодушным
возможность полагать, что все хорошо.
В пьесе «Чайка» выделяется такая
особенность, как частые паузы. В некоторых случаях паузы управляют действием на
сцене, добавляя драматизм в постановку. Но есть и паузы, которые возникают в
ситуации, когда герою нечего сказать: А.П. Чехов подмечает, что далеко не все
переживания и мысли человека можно выразить вербально, а пауза выводит пьесу за
рамки вербального (и даже невербального) выражения. Герои ничего не говорят, и
даже не делают каких-либо жестов – а просто молчат, что подчеркивает такую тему
пьесы, как нарушение коммуникации между людьми.
Таким образом, тишина у Чехова
окружает самые разные чувства. При этом в рассказах причины тишины или молчания
обычно понятны и объяснимы, Чехов сопровождает описание тишины подробными
комментариями по поводу переживаний персонажей. В пьесе «Чайка» тишина сложнее:
зритель должен сам понять, почему повисла пауза, и о чем молчат персонажи.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Тема тишины в прозе
А.П. Чехова (на материале рассказов)
Словарь
В.И. Даля определяет «тихий» как противоположность прилагательным «громкий,
звучный, зычный, звонкий, шумный; глухой, слабый» [6]. При этом В.И. Даль
сопоставляет слово «тихий» со словами «смирный, скромный, кроткий».
И
одновременно В.И. Даль приводит такие пословицы, как «В тихом омуте (болоте)
черти водятся. Тих, да лих. В болоте и тихо, да жить там лихо» [6]. Таким
образом, тишина в русской культуре понимается двояко: как кротость и как
внешняя, поверхностная тишина, под которой может скрываться все, что угодно.
А.П.
Чехов часто использовал образ тишины в своих рассказах и пьесах. Мы рассмотрим,
как писатель понимал тишину.