Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Тема: Связь аффективного баланса личности с особенностями восприятия времени

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования эмоциональной сферы психики 4
1.1. Эмоция, аффект и переживание: соотношение понятий. 4
1.2. Понятие аффективного баланса и его значение для психологии 10
Глава 2. Соотношение аффективного баланса личности и особенностей ее восприятия времени 2.1. Характеристика методов и выборки исследования 27
2.2. Результаты эмпирического исследования 30
Заключение 36
Список литературы 39

 

  

Введение:

 

Выбор темы обусловлен возрастающим вниманием исследователей к психологическим аспектам личности в связи с временными характеристика-ми.
Актуальность. В зарубежных и отечественных исследованиях в по-следнее время все более актуальным становится понятие эмоционального ин-теллекта. Изучение данного феномена показало, что жизненный успех чело-века зависит не столь от высоких показателей IQ, сколько от EQ. Когда чело-век умеет разбираться в своих эмоциональных переживаниях, управлять своим эмоциональным состоянием, ему значительно легче разрешать слож-ные жизненные проблемы, конфликты и общаться с людьми. На сегодняшний день особую актуальность приобретает исследование сущности эмоциональ-ного интеллекта в контексте временных характеристик, в т.ч. в процессе обу-чения.
Проведенный теоретический анализ в контексте эмоциональных со-ставляющих психики выявил, что существуют различные взгляды на опреде-ление понятий «временная перспектива» и «восприятие времени». На основе проведенного теоретического исследования было установлено, что понятие времени рассматривается в рамках нескольких аспектов, таких как: психофи-зический, психофизиологический, социально-психологический и личностно-психологический. Более четкое восприятие понятие времени возникает, в частности у студентов, при конкретизации в форме «временной перспекти-вы» рассматривается с разных точек зрения. Данное понятие в общем смыс-ле, понимается как представление личности о будущем, в соотношении с настоящем и прошлом, которые существуют в ее сознании в данный момент времени.
Восприятие времени зависит от возрастных особенностей, стрессовых ситуаций и жизненных трудностей, переживаемых личностью. Процессы глобализации и ускоренного распространения информации о различных угрозах и катаклизмах современного мира путем компьютерных технологий, активно влияют на восприятие времени современной молодежью, в частности на жизненные планы и формирования представления об образе будущего.
Перспективами нашего исследования в данной области является выбор методики и проведение изучения психологических особенностей временной перспективы и восприятия времени у студентов-психологов.
В современной психологической науке возникает необходимость изу-чения временной перспективы и восприятие времени личностью, как важного направления, связанного с исследованиями эмоциональной сферы психики.
Изученность проблематики освещена на основе обработки классиче-ских и современных научных источников по теме исследования.
Используемые методы: теоретические, включающие сбор, систематиза-цию, системный анализ правовых и научно-исследовательских источников, индукцию; применялись операции анализа и синтеза, а также элементы си-стемного и структурно-функционального подхода.
Целью данной работы является анализ основных характеристик и структурных особенностей восприятия времени в психологических исследо-ваниях.
Объект исследования: эмоциональные сферы психики;
Предмет изучения — особенности восприятия времени в психологиче-ских исследованиях аффективного баланса личности.
Для достижения обозначенной цели в данной работе, определены сле-дующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы исследования эмоциональной сферы психики в контексте соотношения понятий эмоции, аффекта и переживания;
2) Раскрыть понятие аффективного баланса и его значение для психологии;
3) Определить методы для оценки соотношения аффективного баланса лич-ности и особенностей ее восприятия времени, охарактеризовать выборку ис-следования;
4) Представить и описать результаты эмпирического исследования.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Понятийные составляющие чувств, настроений и эмоций аффекты от-личаются прежде всего интенсивностью и кратковременностью, а также тем, что всегда возникают в ответ на уже возникшую ситуацию. Под переживаниями понимают только субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включающую физиологические состав-ляющие. Для аффекта характерны более примитивные реакции значи-тельной интенсивности – в противовес сложной и культурно обуслов-ленной эмоциональности в обычном поведении.
2. Аффект в негативных эмоциональных состояниях как бы навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой способ «ава-рийного» выхода из ситуации (бегство, оцепенение, агрессия и т. д.), которые сложились в процессе биологической эволюции, и оправды-вают себя только в типичных социально-биологических условиях, од-нако создают дополнительную психологическую нагрузку на участни-ков коммуникационного процесса, и кроме того несут нейробиологиче-ские риски для лиц, находящихся в состоянии аффекта. Содержание и характер аффективных проявлений может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания.
3. Аффективный баланс является важной частью эмоционального благо-получия человека и показателем социально-психологического станов-ления личности. Выделенные исследованиями последних десятилетий показатели стабилизации аффективного баланса во временных проме-жутках жизненного развития личности.
4. Способности наблюдать чувства других людей, и использовать эти знания для прогнозирования их поведения в определенные промежутки времени, не допуская нарушения аффективного баланса, являются ос-новой стабилизации межличностного интеллекта, что в настоящее вре-мя признано одной из важнейших составляющих личности педагога и руководителя, и получило дальнейшее развитие в теории эмоциональ-ного интеллекта.
5. Соответственно, весь жизненный опыт оценивается личностью на осно-вании того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации, че-рез организмический оценочный процесс. Таким образом, показатели оценки и динамики составляющих аффективного баланса, определяе-мого по различным шкалам, позволяет проявить степень реализации характерных для человека тенденций актуализации во временном про-странстве, как процесс реализации человеком на протяжении всей жиз-ни своего потенциала, с целью становления его полноценно функцио-нирующей личности.
6. В процессе исследования нами применялись 3 методики, позволяющие получить разносторонние характеристики аффективного баланса сту-дентов с учетом временной перспективы. Методика ШПАНА построена на оценке соотношений позитивного аффекта (ПА) и негативного аф-фекта (НА).
7. Методика оценки временной перспективы Зимбардо направлена на оценку отношения к времени, а через это — на оценку отношения лично-сти к окружающей действительности вообще, а также к своему опыту и грядущим перспективам. Авторы адаптированных версий подчёрки-вают, что необходимо больше экспериментальных данных для расши-рения применения опросника у различных контингентов лиц и более дифференцированного его использования.
8. Шкала удовлетворённости жизнью измеряет когнитивную оценку соот-ветствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида. Данный этот показатель обнаруживает несколько более слабые взаимосвязи с дру-гими мерами субъективного благополучия, однако, как следует ожи-дать, он будет более тесно взаимосвязан с объективными показателями успешности жизни индивида. Шкала обладает достаточно высокими психометрическими характеристиками, взаимосвязана с широким ря-дом показателей субъективного и психологического благополучия. За рубежом методика систематически используется в межнациональных мониторингах.
9. Становление смысложизненных ориентации приходится на период юности, когда интенсивное развитие физических и психических сил ска-зывается на широте и масштабности постановки жизненных целей. Наше исследование показало, что формирование смысложизненных ориентаций и идентичности личности оказывает влияние на человека, его поведение, общение с другими и в целом на социально-психологическую адаптацию.
10. В ходе корреляционного анализа было выявлено, что чем выше показатель смысложизненных ориентаций, тем больший эмоциональ-ный комфорт ощущают студенты при оценке своего прошлого опыта и дальнейших перспектив.
11. Результаты исследований показывают гендерную идентичность по индексу счастья, что свидетельствует о более высокой значимости условий обучения и проживания студентов.
12. Важной практической задачей является оказание психологиче-ской помощи студентам в самоопределении по оценкам аффективного баланса в процессе обучения.
13. Дальнейшая работа будет направлена на более глубокое изуче-ние внутренних механизмов смыслопоисковой активности, разработку методов психологической коррекции этого процесса, а также взаимной адаптации методик исследований для различных возрастных катего-рий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования эмоциональной сфе-ры психики
1.1. Эмоция, аффект и переживание: соотношение понятий.
В современной психологии проблема эмоций личности относится к сложным и актуальным. Особое внимание ученых сосредоточено на изуче-нии эмоций как фундаментальной сферы психического развития человека, как базиса его духовной жизни, как интимно сущностного пласта психики. Сегодня эмоциональная сфера личности становится предметом серьезных теоретических обсуждений (В.П.Зинченко, А.Б.Орлов, С.Д.Смирнов, В.И.Слободчиков и другие).
При рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на системный, деятельностный и личностный подходы. Основная опора делалась на труды Л.С. Выготского, Л.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др., на теоретические принципы и по-ложения концепции психических состояний А.О. Прохорова.
Разработка эффективных методов структуры эмоциональной сферы, оценки развития эмоций, раскрытие базисных категорий эмоциональной сферы личности относятся к достаточно проблемным областям исследований в современной психологической науке . С одной стороны, трудности в ис-следовании эмоциональных явлений обусловленные природой эмоциональ-ных процессов, их неуловимостью, кратковременностью течения, зависимо-сти от индивидуальных особенностей и направленности личности, условий ее общественного развития, с другой — сложностью экспериментального (объек-тивного) и диагностического изучения : трудно смоделировать нужную ситу-ацию, вызвать запланированную эмоцию, удержать переживания в течение длительного времени, и тем более в состоянии аффекта.

Современный этап теоретической разработки проблемы эмоций, их по-нятийный аппарат характеризуется терминологическим разнообразием, и потому пребывает в процессе обобщения и систематизации. Заметные кон-цептуальные расхождения или отождествления в трактовке понятий «эмоция и чувство», «эмоция и аффект», «эмоция и переживания», «эмоция и психиче-ское состояние», что свидетельствует о неоднозначности и размытости опре-делений отдельных подклассов целостной, динамично переменной эмоцио-нальной системы.
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутрен-ней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значимый для процесса его жизнедеятельности), который имеют существу-ющие или возможные в его жизни ситуации. Наши эмоциональные чувства отражают нашу способность субъективно испытывать определенные состоя-ния нервной системы. Состояния осознанного чувства общеприняты, как ос-новные отличительные характеристики человеческих эмоций .
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудоволь-ствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способность оценить наличие субъективных пере-живаний у животных научными методами является спорной (ввиду различ-ности подходов в психологии людей, зоопсихологии и этологии).
Важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не гарантирует порождение именно конкретного типа переживания или аффекта, что сводит-ся к проблематике типологии процессов внутренней регуляции эмоциональ-ной деятельности и специфики их проявления, что вызывает особое внимание ученых в плане изучения проявлений эмоционального интеллекта, а также связи с временными параметрами.
Настроение — самый распространенный тип эмоционального состояния, характеризующееся слабой интенсивностью, продолжительностью, иногда неопределенностью и неясностью переживаний.
Под переживаниями обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологиче-ские составляющие. Выделяют четыре основные причины и обстоятельства, изменяющие настроение, и влияющие на силу эмоциональных реакций :
• физиологические процессы (болезнь, усталость ухудшают настроение и состояние здоровья, полноценный сон и отдых поднимают настроение);
• состояние окружающей среды (грязь, шум, тяжелый воздух, неприят-ный цвет ухудшают настроение; чистота, тишина, свежий воздух, уют под-нимают настроение и общий тонус организма);
• взаимоотношения между людьми (оскорбление, грубость ухудшают настроение; приветливость, доверие, такт поднимают настроение);
• мысленные процессы (образы, в которых отражаются негативные эмоции, ухудшают настроение; образы, в которых отражаются положитель-ные эмоции, поднимают настроение).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы