Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Тема России в поэзии Г. Адамовича

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Тема Родины в творчестве поэтов 5
1.2. Основные биографические данные Г.Адамовича 8
1.3. Анализ творчества Г.Адамовича 14
Глава 2. Анализ стихотворений о Родине 21
2.1. Образ Родины в стихотворениях Г.Адамовича 21
2.2. Образ дома как образ родного места в стихотворениях Г.Адамовича 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32

  

Введение:

 

Г. Адамович − «патриарх эмигрантской поэзии», «первый критик русской эмиграции». Он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1917). Свою литературную деятельность начинал как прозаик. В университетские годы сблизился с Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О. Мандельштамом, Г. Ивановым, стал членом первого «Цеха поэтов». В январе 1916 г. вышел его первый поэтический сборник «Облака», включающий 25 стихотворений. Книга была хорошо встречена в литературных кругах Петрограда, на нее появились одобрительные рецензии. Критики отмечали влияние А. Ахматовой, А. Блока, И. Анненского. По мнению В.М. Жирмунского, «учителями его, по преимуществу, должны считаться Кузмин, Анненский и Ахматова».
Говоря о специфике литературной критики Адамовича, его современники и современные исследователи указывали на «субъективизм и импрессионизм» принадлежащих ему критических разборов, в которых впечатления были важнее анализа. Не случайно Адамович называл себя не критиком, а «эссеистом», его рецензии были похожи на наброски, этюды.
Как современники Адамовича, так и современные исследователи задаются вопросом: кто Адамович в большей степени – критик или все-таки поэт? Если иметь в виду объем литературно-критического и собственно поэтического наследия писателя, то следует признать, что он, прежде всего, критик.
Однако не все измеряется объемом, тем более – вклад в дело литературы. Адамовичу-критику затмить Адамовича-поэта не удалось, хотя и находились те, кто отдавал пальму первенства ему как критику. Ю. Иваск настаивал на том, что Адамович «прежде всего, был поэт, а не критик ».
Целью работы является анализ темы Родина в творчестве Г.Адамовича.
Объект исследования: образы в раскрытии темы Родины в творчестве Г.Адамовича.
Предмет исследования: анализ темы Родина в творчестве Г.Адамовича.
Задачи:
1. Проанализировать жизнь и творчество Г.Адамовича.
2. Проанализировать стихотворения Г.Адамовича о Родине.
Основными методами исследования являются мифопоэтический и структурно-семантический.
Методологической базой исследования служат
– труды, посвященные вопросам пространственно-временных образов и моделей в литературе (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.Е. Хализев
и др.);
– работы, ориентированные на изучение мифопоэтических аспектов литературы, в частности, на исследование ее связей с мифом, библейским преданием, на изучение архетипических пространственно-временных представлений (В.Н. Топоров, Б.М. Гаспаров, А.Я. Гуревич, Ю.Г. Пыхтина,
С.М. Толстая, Е.Я.Шейнина и др.).
В изучении творчества Адамовича учитывались труды, связанные с литературой русского зарубежья в целом (Г.П. Струве, В.В. Агеносов и др.).
Опорными являлись также работы, в которых исследовались разные грани творчества писателя (О.А. Коростелев, Р.Д. Тименчик, А.А. Ревякина, М.А. Пономарева, А.Н. Верещагина, А.Ю. Леонтьева и др.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лирика Адамовича представляет научный интерес с разных точек зрения, в том числе и в аспекте поэтики. В настоящей работе изучались ее пространственно-временные компоненты. Исследовательское внимание фокусировалось на рассмотрении образов дома и окна, ночи и рассвета, играющих заметную роль в формировании авторской картины мира. Указанные образы являются сквозными в поэзии Адамовича, встречающимися как в ранних, так и в поздних его стихотворениях. Отмеченная повторяемость, а также концептуальная значимость позволяет считать их константами художественного мира поэта, заслуживающими специального изучения.
Хотя творчеству Адамовича посвящен ряд весьма обстоятельных работ, в том числе и кандидатских диссертаций (О. Коростелев, М. Пономарева и др.), монографического его исследования до сих пор нет, нет и исследований, которые были бы сосредоточены исключительно на авторской поэтике. Научная новизна настоящей работы состоит в выделении ключевых пространственно-временных образов лирики Адамовича и рассмотрении их как базовых моделей мировосприятия поэта.
Пространственно-временные образы, анализируемые в работе, помимо прямого имеют переносное – метафорическое – значение, анализ которого и являлся главной задачей исследования. С опорой на многочисленные источники определялся круг устойчивых представлений, связанных с каждым из анализируемых топосов. Затем выяснялось, какие из них и как актуализировались в стихах Адамовича.
Сделанные нами наблюдения показали, что спектр смыслов, сопряженных с домом, окном, ночью, рассветом, в его лирике, был достаточно широк и разнообразен. Так, дом в стихах Адамовича (помимо жилища) обозначает семью, былую жизнь, покинутую страну, Россию. Выход из дома трактуется оэтом как расставание с тем, что по-прежнему дорого, но чего больше нет в реальной жизни, что осталось лишь в памяти. Одним из наиболее значимых образов дома в стихах Адамовича является дом-пещера, возникающий как виденье лирического героя. С домом-пещерой связаны идеальные представления о жизнеустройстве. Несчастье героя заключается в том, что иллюзорен не только идеал, призрачна та реальная жизнь, которую он проживает. Его повседневность только с виду кажется действительной. На самом деле, она тоже «виденье», тоже иллюзия, ничуть не меньшее, чем виденье.
Дом трактуется Адамовичем и как убежище. Он может находиться и «внутри» человека. Поиски такого дома означают попытку обрести самого себя, самоопределиться; отсутствие такого означает потерю жизненных ориентиров, утрату жизненных опор. Бездомность – в лирике Адамовича нравственная категория. Она служит негативной характеристикой героя, лишенного почвы под ногами.
В лирике Адамовича дом не всегда ассоциируется со спасением, с обретением нравственной опоры. В словах: «Пора и по домам», – дом ассоциируется с горькой необходимостью принять собственное поражение, согласиться с тем, что в игре, которую ведет с тобой жизнь, счет складывается не в твою пользу. Дом герою заменяет гостиница, «чужой», случайный дом, по отношению к постояльцу лишенный защитной функции. Вопрос: «Где твой дом?», – для героев Адамовича вопрос о родном доме, потерянном навсегда. Гостиничный номер – все, на что они, скитальцы, могут рассчитывать.
В стихах Адамовича встречается и дом-монастырь, ассоциирующийся с духовным новосельем. Однако келья пока пуста: герой, предающийся «никчемным затеям», не спешит занять в ней предназначенное ему место. Наряду с домом важнейшим пространственным образом в стихах
Адамовича является окно. Как и дом в целом, окно (часть домового пространства) имеет прямое значение. Как и в случае с домом, наибольший интерес представляют метафорические смыслы окна. Чаще всего окно служит границей, рубежом, порогом. Ситуация «у окна» означает положение «на границе» (разных миров, жизни и смерти и т.п.).
Значимыми оказываются разнообразные по семантике заоконные описания. Чаще всего вид, открывающийся из окна, связан у Адамовича со смертью. Окно становится местом, где герой встречается с роком, где ему открывается адское будущее.
Особого внимания заслуживают воображаемые заоконные описания. Они представляют собой вполне узнаваемые пейзажи, однако увидеть их из той точки, в которой находится герой, невозможно, как невозможно и то, чтобы они проходили перед его взором одновременно.
Иногда заоконным описанием является воображаемое путешествие героя, например, на Родину. Воображаемый путь домой, как правило, внезапно прерывается: герой делает резкое торможение, после чего поворачивает назад, находясь буквально в двух шагах от точки своего назначения.
Лирический герой Г. Адамовича кажется нам каким-то собирательным образом всех поэтов-эмигрантов, о которых уже никто не вспомнит на родине, и которые никогда туда не вернутся. Стихи поэта с мотивом утраты, содержат целый каскад чувств и настроений: гордость за историческую родину, изгнанничество, бездомность, ненужность, покинутость, опустошенность, страдание, боль, отчаяние, тоска, невозможность возврата, заброшенность, надежда вернуться в Россию стихами.
Это говорит о том, что эмиграция была для поэта тяжелым бременем, существованием вне родного края.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования

1.1. Тема Родины в творчестве поэтов
В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен [Гайдук, 2004:160].
Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях.
Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам.
В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит [Гайдук, 2004:198].

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте. Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.
Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.
Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее [Гайдук, 2004:160].
Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.
Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России. И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова. Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях.
Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян. Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие. Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор [Верещагина, 2012: 90].
В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной. А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.
Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины. Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине.
В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь. Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы