Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания литературы

Курсовая с практикой на тему Тема «Падшей женщины» в творчестве Ф.С. Достоевского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 «ПАДШАЯ ЖЕНЩИНА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1 Эволюция образа «падшей женщины» в русской литературе 5

1.2 «Падшая женщина» в эпоху Ф. М. Достоевского 9

ГЛАВА 2 «ПАДШАЯ ЖЕНЩИНА» В РАБОТАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО 15

2.1 «Падшая женщина» в ранних работах Ф. М. Достоевского 15

2.1 «Падшая женщина» в поздних работах Ф. М. Достоевского 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Ф. М. Достоевский является одним из ярких представителей классической русской литературы XIX века. Особенности его произведений неисчислимы: от полифонии текста до глубоко психологизма в проработке персонажей.

Автор являлся не только художественным прозаиком, но и журналистом и критиком, который долгое время был редактором нескольких журналов, а перед написанием своей финальной работы издавал «Дневники писателя», которые являются его наиболее яркой публицистической работой.

Интересно и то, что автор жил в эпоху неоднозначных событий, которые оставили свой след на обществе, как мировом, так и российском. Либерализация жизни с доступностью образования и возникновения оппозиционных кружков стали еще одним аспектом общества стремительно движущегося к капиталистическому развитию. Однако несмотря на это также были тверды и духовно-нравственные установки, которые скорее регламентировали общественный строй, чем наставляли людей н путь истинный.

В данном контексте особо интересен литературный образ «падшей женщины» который характерен не только для творчества Достоевского, но и для его предшественников и последователей.

В современном мире само словосочетание является устаревшим, так как демократизация общества размыло влияние нравственных и духовных ориентиров на жизнь отдельно взятых людей. Однако несмотря на это концепт в некоторой степени сохраняется в отдельно взятых случаях, в том числе и в литературе. Так Ф. М. Достоевский наиболее успешный «психолог» в художественной литературы нам кажется важным разобрать данный концепт именно на примере его произведений.

Объектом работы является концепция и образ «падшей женщины».

Предметом работы концепция и образ «падшей женщины» на примере работ Ф. М. Достоевского.

Целью данной работы является характеристика особенностей образа «падшей женщины» в творчестве Ф. М. Достоевского.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— Охарактеризовать эволюцию образа «падшей женщины» в русской литературе;

— Обозначить значение данного образа в эпоху Ф. М. Достоевского ;

— Проанализировать образ «падшей женщины» в ранних и поздних работах Ф. М. Достоевского.

Структурно работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как уже было отмечено в работе ранее, концепт «падшей женщины» является устаревшим в современном обществе. Однако в российской действительности он до сих пор остается ввиду традиционности некоторых общественных норм до сих пор применяемых на постсоветском пространстве.

В литературе «падшая женщина» используется в следующих категориях:

1) Соблазнённая девушка, которая впоследствии становится покинутой;

2) Неверная жена;

3) Женщина занимающаяся проституцией.

Каждая из категорий имеет место и в творчестве Ф. М. Достоевского, правда не в чистом виде, а как собирательный концепт берущий понемногу из каждого определения падшей женщины.

В эпоху Достоевского с данным концептом связывали потеррю нравственного облика за счет утраты положения в обществе и своего целомудрия.

Интересно, что в первых произведения автора, данная концепция в основном функциональная, лишённая глубины его последующих образов.

Со временем, с обретением должного авторского и житейского опыта, Достоевский делает представительниц данной категории куда сложнее. Его «Падшие женщины» характерны следующими особенностями:

— Они являются продуктов социальных отношений в пореформенной России;

— Они становятся частью библейских мотивах о спасении души, причём как в роли жертв, так и в роли спасителя ;

— Они куда сложнее самого концепта и являются живыми людьми имеющими собственное «оправдание» своему образу жизни и глубокую историю своего становления.

Отсюда следует, что, как и в прочих своих образах в концепции «падшей женщины» Ф. М. Достоевский стремился к реалистичному и психологическому анализу.

В работах автора видится тенденция, если не на оправдание, то на понимание таких женщин, которых во времена автора можно было назвать «падшими». Причем образы Настасьи Филипповны и Грушеньки Светловой можно считать прогрессивными для своего времени, так как во многих современных женщинам прослеживаются черты описанные Достоевским в своих героинях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 «ПАДШАЯ ЖЕНЩИНА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Эволюция образа «падшей женщины» в русской литературе

Социальная обстановка в Российской империи XIX века существенно изменилась – либеральные реформы Александра Николаевича пошатнули патриархальные и феодальные устои как в деревне, так и в городе. Связано это и с новым веянием в образовательной среде, в частности в высшем, так как появляется ряд учебных заведений ориентированных на женское сообщество. Там юные дворянки получают образование и во многом задумываются о собственном месте в России и ее обществе. На фоне этого в русской литературе также возникает концепция падшей женщины.

Разумеется прежде всего при упоминании данного словосочетания на ум приходит проституция, однако данный концепт куда шире. Падшая женщина – женщина так или иначе отошедшая от характерных для слабого пола дореволюционной России критериев и традиций. Это не только представительница проституции, но и женщина отринувшая материнство, супружество и пр.

В русской литературе указанного периода возникает ряд произведений, которые ставили задачей исследовать данный образ, обозначить его основные особенности и уникальность духовного мира таких женщина.

Впервые в русской литературе данный образ встречается в произведении М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины», которое было написано еще до либерализации русского общества в 1770 году. Героиня произведения является содержанкой, так называемой «камелией». Само название произведение уже дает характеристику и оценку образу героини. Однако так кажется только на первый взгляд. Автор не укоряет свою героиню, а рисует ее лишь жертвой в руках других людей и обстоятельств. Как отмечали исследователи, это был первый женский образ в русской литературе созданный с такой теплотой и сочувствием.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы