Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Тема: Особенности употребления изобразительно-выразительных средств языка в сборнике рассказов «чемодан» Сергея Довлатова.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Особенности изобразительно-выразительных средств языка 5

§1.1. История изучения изобразительно-выразительных средств 5

§1.2. Теория эколутивных средств языка в современной зарубежной и отечественной лингвистике 16

§1.3. Основные средства выразительности языка 22

Глава 2. Изобразительно-выразительные средства в сборнике рассказов Сергея Довлатова «Чемодан» 28

§2.1. Сборник рассказов «Чемодан»: особенности идеостиля Сергея Довлатова 28

§2.2. Анализ средств выразительности в сборнике Сергея Довлатова «Чемодан» 32

Заключение 40

Список использованных источников 41

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что осознанное усвоение средств выразительности, а также их намеренное использование в речи развивает чувство языка, помогает воспринимать эмоционально-экспрессивную сторону речи, обогащает словарный запас, расширяет знание о русском языке как культурной ценности народа, воспитывает уважительное и бережное отношение к языку, улучшает способности выражать мысли в соответствии с эмоциональным и стилистическим составляющим. Как считал К.Д. Ушинский, основная цель обучения русскому языку – развитие дара слова, включая обогащение словарного запаса, грамматического строя речи и формирования умения грамотно и в соответствии с задачей общения строить и понимать высказывания [28]. Писатель создает целый мир, в который проникает читатель. Чтобы наиболее полно понять и проникнуть в произведение, необходимо знать, зачем автор использует те или иные средства, как они помогают передать мысль автора и создать образ.

Средства выразительности не только обогащают речь тем, что дополняют основные единицы языка на разных уровнях (фонетические средства выразительности, лексические, синтаксические, фразеологические) определенными конструкциями и приемами, способствующими к привлечению внимание читателя или слушателя, придаче речи яркости и наибольшей выразительности, но становятся помощниками в осознанном понимании языка как культурной ценности.

Степень разработанности темы. Средства выразительности речи в их непосредственной функциональности рассматривали и описывали такие ученые, как Ю.М. Лотман [16], В.В. Виноградов [5], Г.О. Винокур [6] и др. Из современных исследователей можно отметить И.В. Пекарскую [19-21], Е.В. Савченко [25], Т.Г. Хазагерова [30-31], Л.С. Ширину [30]. К авторам, исследующим особенности творчества С. Довлатова, можно отнести А.А. Воронцову-Маралину [7], Н.В. Погосян [22], Л.В. Самыгину [26], В.В. Фомину [29], С.Н. Ширяеву [33].

Цель исследования – на примере сборника «Чемодан» С. Довлатова выявить особенности употребления изобразительно-выразительных средств языка в художественном тексте.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

 рассмотреть историю изучения изобразительно-выразительных средств языка;

 охарактеризовать основные положения теории эколутивных средств языка в современной зарубежной и отечественной лингвистике;

 дать определение изобразительно-выразительных средств;

 определить особенности идеостиля С. Довлатова в сборнике рассказов «Чемодан»;

 проанализировать средства выразительности в сборнике «Чемодан» С. Довлатова.

Объект исследования: изобразительно-выразительные средства русского языка.

Предмет исследования: особенности употребления изобразительно-выразительных средств языка в сборнике «Чемодан» С. Довлатова.

Методологическая база исследования: сравнительный анализ, системный подход, структурно-функциональный метод, наблюдение (над языковым явлением в тексте), метод анализа (выявление функций конкретных языковых средств в художественном произведении).

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель, реализованы поставленные задачи и сформулированы следующие основные выводы исследования.

Первым ученым, который начал изучать изобразительно-выразительные средства, был Аристотель. Большее внимание он уделял метафоре. Один из его знаменитых трудов – это «Поэтика». Каждое литературное произведение обладает своими интересными языковыми особенностями, в том числе и своими образными средствами, поэтому многие критики в своих очерках и статьях о произведениях писателей рассматривают изобразительно-выразительные средства, которые писатель употребляет.

Идиостиль С. Довлатова отражает специфику индивидуально-авторской картины мира языковой личности писателя, что подтверждается использованием разноуровневых изобразительно-выразительных средств.

В заключении можно сказать о том, что средства выразительности речи имеют огромную роль в русском языке. Они делают его богаче, произведения писателей интереснее, эмоциональнее, увлекательнее. Изобразительно-выразительные средства делают русский язык богаче, помогают осознать всем носителям русского языка, что их язык – это культурное наследие, это величайшее достояние нашего народа, которое нужно беречь и уважать, что очень актуально в наше время.

Осознанное восприятие изобразительно-выразительных средств языка способствует развитию эстетического сознания, активизирует процессы творческой деятельности, отражает такие явления языка, которые делают речь не просто средством общения, а предметом и средством познания культуры, средством создания произведений искусства, которые ложатся в основу литературного наследия страны.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности изобразительно-выразительных средств языка

§1.1. История изучения изобразительно-выразительных средств

Теория фигур и тропов/элокуции имеет многовековую историю. Античная риторика заложила фундамент учения о фигурах, став источником дальнейшего филологического изучения, так и тропам и фигурам эпохи средневековья, которые были знаком необычности текста, его возвышенности. Что касается истории изучения изобразительно-выразительных средств в отечественном языкознании, то в ней выделяется несколько основных подходов к теории элокуции в современный период отмечается возрождение интереса к тропам и фигурам с прагматической точки зрения.

Коммуникация является важнейшей составляющей жизни человечества. Вопрос о ее эффективности, способности человека с помощью речевого мастерства убеждать и манипулировать, наиболее ярко и четко выражать мысль, беспокоит умы ученых, поэтов, философов еще с Античности. В связи с этим особую значимость при исследовании единиц языка/речи приобретает изучение коммуникативного назначения каждой единицы, ее использования говорящим в качестве орудия речевого действия с целью воздействия речи на собеседника [14].

В лингвистике и методике преподавания языков особое внимание уделяется изобразительно-выразительным средствам языка/речи как фактору порождения прагматически значимого, яркого высказывания. В качестве таких изобразительно-выразительных средств в лингвистике обычно рассматриваются тропы и стилистические фигуры, которые традиционно изучаются в рамках классической теории фигур. Вместе с тем до сих пор не существует общепринятой классификации тропов и фигур, в среде ученых до сих пор есть разногласия по их терминологическому и понятийному статусу.

Риторика как искусство и теория эффективной коммуникации стала, по мнению И.В. Пекарской, стала гениальным подарком Античности человечеству [21, с. 7]. До сих пор ее теоретические положения переосмысливаются и дополняются в лингвистике и литературоведении.

Возникновение риторики как науки, в первую очередь, связано с высокой ролью ораторской речи в V в. в политической жизни греческих полисов. Как расцвет ораторского искусства, так и рождение риторики было обусловлено прежде всего мощной общественной потребностью: в условиях расцвета афинской рабовладельческой демократии, когда в эпоху Перикла (V век до н.э.) формируется развитая общественная и политическая жизнь, красноречие становится основополагающим признаком культуры в целом.

В античной традиции первым, кто обратил внимание на словесные фигуры, изобразительно-выразительные средства, считается Горгий, в частности на антитезу, синтаксический параллелизм, симметрию слогов и их созвучия. Он учел их значение как средства повышения звуковой стороны языка и сознательно применил их в больших количествах в своих произведениях [14].

В разное время в своих работах, посвященных риторике, затрагивали также проблему фигур Платон, Аристофан, Еврипид, Исократ, Аристотель, Теофраст и многие другие. Для них важным было исследовать общие вопросы риторики, выработать основные требования к воздействующей речи. В связи с этим фигурам уделялось не так много внимания.

К тропам в античности относились отдельные слова, употребленные необычным образом, к фигурам -сочетания слов. Последние в свою очередь делились на фигуры мысли и фигуры слова. Если с изменением сочетаний слов менялся смысл, то перед нами представала фигура мысли, если нет — фигура слова. Фигуры мысли были средством выделить именно данную излагаемую мысль, фигуры слова – просто привлечь внимание к данному месту речи [18, с. 105, 167].

Создателем теории фигур считается Квинтиллиан, знаменитый римский ритор, автор монументального сочинения в 12-ти томах «Риторические наставления», представляющего собой систематизированный труд по ораторскому искусству. Считается, что ни до, ни после Квинтиллиана не было работ, которые с такой тщательностью подходили бы к ораторскому искусству, учитывая достижения теоретической риторики и опыт классического красноречия [15]. Выделение фигур мысли и фигур слова, которое привело к двоякому пониманию фигур – узкому и широкому, было весьма характерно для древних риторов. Данный подход, когда в широком смысле фигурами назывались любые языковые средства, включая тропы (которые рассматривались в группе фигур мысли), придающие речи образность и выразительность, а в узком смысле фигурами определялись синтагматически образуемые средства выразительности, т.е. экспрессивные средства.

Описанию возможностей фигур, образуемых посредством изменения, добавления (иначе – прибавления), сокращения (иначе — убавления) и перестановки, как свидетельствует Квинтилиан, посвятили специальные книги Цецилий, Дионисий, Рутилий, Корнифиций, Визеллий и многие другие [2, с. 279-280]. Заслугой античных авторов являются выделение и характеристика того, что в современной теории элокуции называют принципами построения фигур (шире – приемов), и на этот факт обратила внимание И.В. Пекарская [18, с. 164].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы