Дисциплина: «Воспитание и обучение детей с нарушениями ОДА» Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Тема: «Особенности речевого развития детей раннего возраста с ДЦП»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей раннего возраста с ДЦП 5
1.1 Проблема формирования личности ребенка с ДЦП 5
1.2 Общие сведения о нарушении речи при ДЦП 13
1.3 Формы нарушения речи при ДЦП 16
Выводы по 1 главе: 23
Глава 2. Исследование психо-речевого и двигательного развития детей раннего возраста с ДЦП 25
2.1 Организация исследования 25
2.2Методика обследования психо-речевого и двигательного развития детей раннего возраста с детским церебральным параличом 26
2.3 Анализ результатов 28
Вывод по 2 главе: 39
Заключение 40
Список литературы 43

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Речь — это деятельность. Для того, чтобы ребенок выучил язык, необходимо формирование продуцирующих органов речи. Артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в их работе. Также необходимо, чтобы речевые движения коррелировали с соответствующими слуховыми ощущениями.
Как и любая деятельность, речь вызвана мотивом, необходимостью общения. Если по какой-то причине эта потребность отсутствует, речь задерживается в своем развитии. Сидячий образ жизни детей с церебральным параличом и ограниченный характер их контактов с внешним миром может привести к недоразвитию мотивационной сферы.
У многих детей с церебральным параличом есть какой-то тип нарушения речи. Понятно, что они мешают общению этих детей с другими и негативно влияют на все их развитие.
Церебральный паралич является серьезным заболеванием центральной нервной системы. При этом заболевании происходит раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга.
Причинами повреждения головного мозга могут быть различные инфекционные и другие заболевания, которым беременная женщина страдает во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и плода из-за резус-фактора или групповой принадлежности. Иногда это заболевание встречается у детей в первые годы жизни в связи с нейроинфекциями и повреждениями черепа. Во всех случаях раннее повреждение головного мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.
Церебральный паралич вызван аномальным развитием или повреждением частей мозга, которые контролируют движение, баланс и осанку. Чаще всего проблемы возникают во время беременности; однако они также могут возникать во время родов или вскоре после рождения часто причина неизвестна. Факторы риска включают в себя преждевременные роды, будучи близнецом, некоторые инфекции во время беременности, такие как токсоплазмоз или краснуха, воздействие метил-ртути во время беременности, трудные роды и травмы головы в течение первых нескольких лет жизни, среди других.
ДЦП является наиболее распространенным расстройством движения у детей. Это происходит примерно в 2,1 на 1000 живорождений. Церебральный паралич был задокументирован на протяжении всей истории с первыми известными описаниями, происходящими в работе Гиппократа в V веке до нашей эры. Обширное изучение состояния началось в 19 веке Уильямом Джоном Литтлом, после которого спастическая диплегия получила название «маленькая болезнь». Уильям Ослер впервые назвал его » церебральный паралич «от немецкого» zerebrale Kinderlähmung » (церебральный детский паралич). Изучается ряд потенциальных методов лечения, включая терапию стволовыми клетками. Однако, необходимы, что определяют больше исследования если оно эффективно и безопасно.
Объект исследования: особенности психо-речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом.
Предмет исследования: Особенности речевого развития детей раннего возраста с ДЦП.
Цель исследования: исследовать особенности речи детей раннего возраста с ДЦП.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по теме исследования применительно к раннему возрасту детей с ДЦП;
2. Провести исследование и проанализировать его результаты;
Научно-исследовательская база: Областное государственное автономное учреждение «Центр комплексной реабилитации инвалидов» (отделение медико-социальной реабилитации Индустриального района г. Челябинска, ул. Сивковая, 14).
Контингент: дети раннего возраста с церебральным параличом.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— диагностика, мониторинг речи испытуемых (Методика Архиповой);
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи. Частота их составляет до 80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга. Отставание в развитии речи связано не только с более медленным созреванием речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно — практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут утяжелять отставание в развитии речи.
Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеет сама двигательная патология. Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только не сформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов.
Поражение рече-двигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции. Это способствует затруднению выполнения целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения.
Коррекционная работа включает: развитие общей, тонкой и артикуляторной работы, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков. У детей со стертой формой дизартрии нарушен функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи. Занятия проводятся как с группой детей, имеющих данный речевой диагноз, так и индивидуально. Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях.
Развитие словаря понимается как длительный процесс усвоения словарного запаса, накопленного людьми в процессе его истории.
В силу визуально-эффективного и наглядно-образного характера мышления ребенок осваивает, прежде всего, названия групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые четко представлены или доступны для его деятельности, которые отражены довольно широко в детском словаре.
Выявив проблему развития словаря у детей младшего возраста с церебральным параличом, мы убедились в актуальности этой темы. Многочисленные исследования ученых показали, что из-за особенностей развития дети с церебральным параличом даже чаще, чем обычно развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучении.
Для изучения состояния психо-речевого развития у детей раннего возраста с церебральным параличом была составлена программа исследования, которая включает в себя исследование психо-речевого развития по методике Е. Архиповой.
Анализ результатов исследования показал, что внушительная, выразительная речевая и грамматическая структура у маленьких детей с церебральным параличом сформирована недостаточно и требует корректирующих действий. Для визуализации результатов опроса мы использовали систему баллов для обработки результатов. Все результаты опроса представлены в виде таблиц и диаграмм. Результаты, полученные при исследовании словарного запаса экспериментальной группы, подтверждают особенности развития речи детей раннего возраста с церебральным параличом, представленные в методической литературе.
При написании работы по формированию активного и пассивного словаря у детей младшего возраста с церебральным параличом мы выявили следующие группы условий для формирования словаря:
• правильный подбор специального материала для формирования словаря;
• соблюдение принципа поэтапности при формировании словаря;
• организация соответствующего педагогического процесса по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе нашего исследования мы изучали научно-методическую литературу по проблеме исследования; провели исследование и анализ его результатов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей раннего возраста с ДЦП
1.1 Проблема формирования личности ребенка с ДЦП

Церебральный паралич является одним из наиболее распространенных заболеваний в Соединенных Штатах, затрагивающих около 500 000 человек. Церебральный паралич также является довольно сложным заболеванием, с различными типами и множеством признаков и симптомов, от легких до тяжелых.
Церебральный паралич — это заболевание, которое поражает мозг и вызывает двигательный дефицит. Церебральный относится к части тела, пораженной, а паралич относится к параличу, так как существует область мозга, которая находится в состоянии покоя или парализована, что приводит к частичному или полному мышечному параличу. Повреждение головного мозга обычно происходит до, вовремя или вскоре после рождения и может в конечном итоге стать инвалидностью на всю жизнь для больного ребенка[3,c.90].
Церебральный паралич — это термин, который включает в себя ряд различных нарушений движений и головного мозга, но обычно существует три вида церебрального паралича: спастический церебральный паралич, атетоидный церебральный паралич и атаксический церебральный паралич . Спастический церебральный паралич включает в себя скованность и проблемы с движением конечностей. Атетоидный церебральный паралич включает непроизвольные, неконтролируемые, а иногда и ненормальные движения. Атаксический церебральный паралич включает в себя проблемы с чувством равновесия, восприятием глубины или ходьбой [22].
Хотя церебральный паралич развивается из-за порока развития мозга или травмы до, вовремя или вскоре после рождения, все еще остается много загадок относительно того, как именно у него развивается ребенок. Некоторые врачи и ученые считают, что младенец получает церебральный паралич от материнской инфекции до родов (любой вид инфекции, который может нарушить нормальный рост и развитие мозга). Другие врачи и ученые считают, что травмы головного мозга, полученные в младенчестве, могут перерасти в церебральный паралич, который напрямую связан с врачебной халатностью, поскольку именно у этих младенцев, как правило, возникает травма головного мозга [5].
Церебральный паралич характеризуется спастическими движениями, отсутствием мышечного контроля, иногда неспособностью использовать мышцы, и часто определяется ненормальными, медленными, извивающимися движениями, которые ребенок не может контролировать. Кроме того, мышечный тонус варьируется между гибким и жестким, что также может привести к использованию одних мышц над другими. Другие признаки того, что у вашего ребенка может быть церебральный паралич, включают в себя отсутствие этапов развития и / или умственную отсталость.
По данным ВОЗ, некоторые из клинических признаков и симптомов церебрального паралича включают в себя:
Мышечный тонус: как упоминалось ранее, у человека с церебральным параличом отсутствует мышечный контроль. Это в свою очередь может сделать то, что кажется простыми задачами, чрезвычайно трудным. Например, сидеть, ходить, связывать обувь и хватать предметы может оказаться утомительным и тяжелым для тех, кто страдает церебральным параличом.
Рефлексы: Люди с церебральным параличом могут иметь аномальные рефлекторные реакции, такие как асимметричный или симметричный тонический рефлекс, рефлекс с захватом ладонью и спинально-галантные рефлексы. Моро рефлексы могут присутствовать у некоторых детей, но, как правило, исчезают с 5-месячного возраста [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы