Курсовая с практикой на тему Тема одиночества в лирике И. Бродского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И. БРОДСКОГО 5
1.1.Творчество Иосифа Бродского в контексте литературных течений ХХ века 5
1.2 Отчуждение от мира и инородность по отношению к человеку как способ преодоления влияния бытия в творчестве Иосифа Бродского 10
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОСИФА БРОДСКОГО 26
2.1 Иосиф Бродский, как наследник русской классики (17-18 вв.) 26
2.2 Традиции русской классической поэзии 19 в. в творчестве Иосифа Бродского 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованной литературы 41
Введение:
В наступающем 2020 году великому русскому поэту Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Возможно, ещё рано делать окончательные заключения о значении сочинений Бродского для судеб русской и мировой литературы, но исследование и постижение закономерностей творчества этого поэта – задача, бесспорно, занимающая многих исследователей, как в России, так и за рубежом.
Поэзия Бродского – это еще и вызов пребывающему в безумии большинству, хота она и не имеет ничего общего с пощечинами общественному вкусу первых десятилетий XX века. Что сетовать на отвратительную личину массовой культуры, если даже в условиях советского «идеологического идеализма» К. Чуковский жаловался, что «кино, телевизор и радио вытеснили всю гуманитарную культуру. И у меня такое чувство, что в сущности не для кого писать» [Келебай]. И доктор Айболит и его автор оказались бессильны против того, что «начальство при помощи радио, и теле, и газет распространяет среди миллионов разухабистые гнусные песни – дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама» там же. В этой связи необходимо отметить, что в современном мире с огромным количеством информации, льющейся бесконтрольным потоком из разнообразных гаджетов, одиночество человека становится еще более острым и глубоким, поэтому актуальность нашего исследования трудно переоценить.
Особенности идиостиля Бродского таковы, что дают основания увидеть во многих его произведениях философское содержание. Вот несколько оценок роли Бродского как художника слова: «Именно Бродский придал современной русской поэзии общепризнанную мировую значимость» [Городницкий, 388], «Бродский – крупнейший русский поэт нашего времени» [Крепе, 30.], «явление Бродского в русской поэзии второй половины XX века принесло с собой свет надежды на возвращение подлинной Поэзии как части того культурного слоя, что был утрачен в первой половине века» [Воробьева, 197].
Цель нашей работы – раскрыть тему одиночества в поэтическом творчестве Иосифа Бродского
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть творчество Иосифа Бродского в контексте литературных течений ХХ века.
2. Проследить развитие темы отчуждения от мира и инородность по отношению к человеку как способ преодоления влияния бытия в творчестве И. Бродского.
3. Раскрыть связи Иосифа Бродского с русской классикой (XVII-XVIII века).
4. Проследить продолжение традиций русской классической поэзии XIX века в творчестве Иосифа Бродского.
Объект исследования – поэзия Иосифа Бродского
Предмет исследования – тема одиночества в лирике Иосифа Бродского
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
Поэтическое творчество И. А. Бродского – одно из самых значительных явлений русской поэзии второй половины XX века. Оно характеризуется контрастным сочетанием демонстративной традиционности, «вторичности» по отношению к поэтической традиции и антитрадиционализма. Установка на традиционность, на принципы риторической эстетики («готовое слово») проявляется как в повторяющихся образах и поэтических формулах, так и в подражании стихотворцам прошлых эпох. Стремление к обновлению традиции выражено в соединении лексики из противоположных стилевых пластов, в сложных метафорических конструкциях, в отличительной для Бродского «поэтике суждений», которой свойственно сочетание афористичности с метафоричностью.
Один из характерных признаков поэзии Бродского — необычайно значительное число перекличек и реминисценций из стихотворных произведений других авторов, причем эти реминисценции, как правило, указывают на общность образного и мотивного уровней поэтов прежних эпох и современного стихотворца.
Исследование «диалога» Бродского с поэтами минувших времен необходимо для понимания его творчества, места его поэзии в современной литературе. Но анализ связей стихотворений Бродского с русской поэзией XVIII-XX веков способствует также разрешению более общей проблемы – взаимоотношения традиционного и нового в русской поэзии второй половины XX столетия.
В поэзии Бродского значительное место занимает продолжение традиций классической русской поэзии: XVIII в. (Ломоносов, Державин, Дмитриев), начала XIX в. (Пушкин, Батюшков, Баратынский, Вяземский). От поэтов пушкинской эпохи Бродский унаследовал медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Большое влияние на становление индивидуального стиля Бродского оказало знакомство с английской метафизической поэзией. С влиянием метафизиков связаны «сухость» и интеллектуальность стихов Бродского, драматичность внутреннего монолога, метафоры, сближающие крайне далёкие друг от друга понятия и образы. В то же время Бродский часто снижает поэтический пафос, используя элементы разговорной речи, сленга, вульгаризмов, и в то же время «усложняет» лексику использованием научных и технических понятий. Философские умозаключения соседствуют в стихах Бродского с иронией, вниманием к деталям быта и т.п.
В области стихотворной формы поэт, экспериментируя с традициями классицизма и силлабического стиха, пришёл к использованию более сложных синтаксических конструкций, анжамбемана (несочетания границ строки и предложения), сочетанию белого стиха и ритмической прозы. Не чужд Бродский и экспериментов с «наборной графикой».
Образ покинутой родины в стихах Бродского приобретает черты некой абстрактной империи. Его разработка происходит не только через обращение к тематике Советского Союза, но и путём осмысления античной традиции: образы Рима и Византии занимают в стихах поэта, особенно в период эмиграции, едва ли не самое весомое место. Одним из главнейших образов поэзии Бродского является Время как одно из высших начал мироздания, заменяющее в этом смысле Бога. Процесс поэтического творчества для Бродского – способ преодоления времени, борьба со смертью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И. БРОДСКОГО
1.1.Творчество Иосифа Бродского в контексте литературных течений ХХ века
Каждый большой поэт не может состоятся без опоры на традицию. И в тоже время движение вперед, в будущее непременно связано с преодолением этой традиции. Как замечено многими исследователями, легче и естественнее преодолевать традиции в вопросах формы: ритме, размере, рифмах, метафоричности речи. Гораздо труднее преодолеть традиционную тематику. Как пишет Л. Лосев: «Преодолеть содержание для стихотворца – значит не только обрести свой голос, но и найти самого себя, не только как певца, но и как творца». [Лосев, 12].
Во второй половине ХХ века, в период кризиса идеологии, когда пересматривалась вся система вечных ценностей, Бродский писал о противостоянии Добра и Зла, Правды и Лжи, Красоты и Безобразия. «Именно в то время, когда духовные темы мыслились совершенно устарелыми, он ими только и занимался». [Лосев, 10].
В то время, как современники Бродского тяготели к малой форме, сам он пишет длинные произведения, богатые наименованиями различных вещей и явлений. Неполный словарь его поэзии — 19 000 слов, в то время, как у Анны Ахматовой немногим более 7000. Такое богатство словарного запаса свидетельствует о большом интересе к вещному миру, а еще о любви, даже страсти к родному языку. Бродский находил источники в советских газетах, блатной фене, древних книгах и научных статьях.
Ритмико-синтаксический диапазон Бродского известен как богатейший в русской поэзии. Поэт берет за основу многочисленные вариации строфики и метрики классических и модернистских поэтов. Также Бродский взаимодействует с традицией бесконечным количеством открытых и скрытых реминисценций и цитат, намеков на какие-то другие тексты и пародий.
Вслед за футуристами Бродский использует составную рифму, конечно же, известную еще и до ХХ века, но у Бродского составная рифма становится одной из примет стиля и перестает восприниматься как нечто чужеродное или экзотическое:
…Их переход от слов
К цифрам не удивит.
Глаз переводит, моргнув, число в
Несовершенный вид.
Вот оно – то, о чем я глаголаю:
О превращении тела в голую
Вещь! Ни горе не гляжу ни долу я,
Еще одной из ярчайших особенностей поэзии Иосифа Бродского является использование стилистического приема парафразы — явления в общем не характерного для русской поэзии. Парафраза представляет собой замену простого слова или фразы описательной конструкцией. Как поэтический прием парафраза ведет свое начало от древнегреческой и римской поэзии, ее использование характерно для Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Овидия, Ювенала и других поэтов классических литератур. Встречается она и в русской поэзии XVII – XIX веков, но, однако ни у кого из русских поэтов этот стилистический прием не является сколько-нибудь нарочитой повторяющейся индивидуальной чертой стиля. По наблюдению М. Крепса, единственным русским поэтом до Бродского, в чьем творчестве парафраза стала сознательным повторяющимся приемом, был Велимир Хлебников, искусство которого в этом деле доходило порой до виртуозности: «вечный узник созвучия» (поэт), «выскочка финских болот» (Петербург), «пламень жаркий для желудка» (водка).
Примеры парафраз у И. Бродского:
… не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях
Я заснул. Когда я открыл глаза,
север был там, где у пчелки жало.
Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. Спустя 42 года в интервью голландскому журналисту он так вспоминал о родном городе: «Ленинград формирует твою жизнь, твое сознание в той степени, в какой визуальные аспекты жизни могут иметь на нас влияние <…> Это огромный культурный конгломерат, но без безвкусицы, без мешанины. Удивительное чувство пропорции, классические фасады дышат покоем. И все это влияет на тебя, заставляет и тебя стремиться к порядку в жизни, хотя ты и сознаешь, что обречен. Такое благородное отношение к хаосу, выливающееся либо в стоицизм, либо в снобизм» [Бродский, 163].
В первый год войны после блокадной зимы 1941–1942 годов мать Иосифа Мария Вольперт вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея. Иосиф Бродский всю жизнь вспоминал прогулки по музею в детстве: «Вообще у меня по отношению к морскому флоту довольно замечательные чувства. Уж не знаю, откуда они взялись, но тут и детство, и отец, и родной город… Как вспомню Военно-морской музей, Андреевский флаг — голубой крест на белом полотнище… Лучшего флага на свете вообще нет!» [Бродский, 190]
Иосиф часто менял школы; не увенчалась успехом и его попытка поступить после седьмого класса в морское училище. В 1955 году он ушел из восьмого класса и устроился на завод «Арсенал» фрезеровщиком. Затем работал помощником прозектора в морге, кочегаром, фотографом. Наконец, он присоединился к группе геологов и несколько лет участвовал в экспедициях, в ходе одной из которых открыл небольшое месторождение урана на Дальнем Востоке. В это же время будущий поэт активно занимался самообразованием, увлекся литературой. Сильнейшее впечатление на него произвели стихи Евгения Баратынского и Бориса Слуцкого.