Курсовая с практикой на тему Тема на выбор: Проблемы модернизации системы государственной управления в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы модернизации системы государственного управления 6
1.1. Понятие и сущность модернизации системы государственного управления 6
1.2. Зарубежный и отечественный опыт модернизации системы государственного управления 13
Глава 2. Анализ практики модернизации системы государственного управления Ямало-Ненецкого автономного округа 19
2.1. Оценка подходов к модернизации системы государственного управления в Ямало-Ненецком автономном округе 19
2.2. Проблемы и пути совершенствования практики модернизации системы государственного управления в Ямало-Ненецком автономном округе 26
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Наука и практика государственного управления в России имеет специфическую и противоречивую историю, основные элементы которой требуют, с одной стороны, поддержания и развития лучших традиций, с другой – адаптации к динамичным изменениям, происходящим в стране, обществе, мире. В Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 3), народ осуществляет власть непосредственно, через государственные органы и органы местного самоуправления. Соединение этих видов власти образует сложную систему государственного и муниципального управления.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что комплекс основных проблем, задач и направлений, как текущих и перспективных, возникающих перед современной системой государственного управления требует постоянной модернизации способов решения проблем, а также способов их предотвращения с учетом необходимой адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.
Повышение эффективности работы государственного управления в Российской Федерации становится одной из основных задач обеспечения национальной безопасности, в своей структуре проблема имеет системный многокритериальный характер, а основные воздействующие факторы с течением времени только усугубляют масштабы и радикальность неизбежных решений.
Объектом исследования курсовой работы является государственное управление в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы является инструменты модернизации государственного управления в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ проблем модернизации системы государственной управления в Российской Федерации и выявление путей их решения.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
— раскрыть понятие и сущность модернизации системы государственного управления;
— рассмотреть зарубежный и отечественный опыт модернизации системы государственного управления;
— провести оценку подходов к модернизации системы государственного управления в Ямало-Ненецком автономном округе;
— выявить проблемы и пути совершенствования практики модернизации системы государственного управления в Ямало-Ненецком автономном округе.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам модернизации системы государственной управления в Российской Федерации.
Методы исследования курсовой работы. Для реализации цели курсовой работы и выполнения поставленных задач были использованы следующие методы: общелогические — анализ и синтез, изучение и обобщение имеющегося опыта по проблемам модернизации системы государственной управления в Российской Федерации. Использовался и социологический метод экспертных оценок, метод опроса при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией системы государственной управления в Российской Федерации. И еще метод деконструкции, который представлен в трактовке высказываний различных авторов без их изменения; динамический сравнительный анализ; классификация; обобщение; статистическое прогнозирование используется для наблюдения, сводки и группировки полученных данных; традиционный анализ документов; сравнительно-сопоставительный анализ; системный анализ.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования модернизации системы государственной управления в Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы модернизации системы государственного управления.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ практики модернизации системы государственного управления Ямало-Ненецкого автономного округа.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Модернизация представляет собой интернациональный процесс и один из вариантов общественного развития в условиях глобализации, приводя к утверждению новой модели взаимоотношений общества и государства, порождая в конечном итоге новую модель системы государственного управления. Одной из предпосылок возникновения модернизации являются неравные условия развития национальных государств, в архитектонике современного мира мобильно меняющихся, а иногда порождающих конфликтные ситуации в межцивилизационном развитии на предмет определенного несоответствия отдельных государств самым высоким стандартам такого развития.
Процессы модернизации государственного управления в России сегодня в первую очередь связываются с формированием открытого общества, предусматривающего модернизацию ценностей и императивов общественного развития, осознания содержания национальной идеи. В этом плане стоит вопрос возможности модернизации и самой национальной идеи, ведь каждый исторический период развития требует формирования новой национальной идеи, а не «реанимации» предыдущей, способной обеспечить формирование национальной идентичности, которая может противостоять условиям насильственной модернизации.
В рамках второй главы работы оценку подходов к модернизации системы государственного управления в Ямало-Ненецком автономном округе мы осуществляли на основе итогов реализации государственных программах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2017 году в Ямало-Ненецком автономном округе реализовывалось 27 государственных программ с общим объёмом финансирования 140,1 млрд. рублей.
Основные направления реализации государственных программ соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства РФ.
В 2017 году Соглашениями, заключённые между Правительством автономного округа и федеральными органами исполнительной власти о предоставлении субсидий за счёт средств федерального бюджета предусмотрено 55 целевых показателей результативности.
По итогам года выполнено 54 показателя (из них перевыполнено 24). Не выполнен 1 показатель — «Количество подготовленных управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства по всем типам образовательных программ». Причиной невыполнения показателя является отказ от обучения одного специалиста, зачисленного для прохождения обучения в рамках реализации Государственного плана подготовки.
При этом выделенные средства федерального бюджета использованы в полном объеме (79 тыс. рублей).
За последние годы органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа удалось добиться значительных успехов в деятельности по модернизации и повышению качества предоставления государственных услуг гражданам. Однако постоянно повышающиеся требования к уровню их качества, как со стороны руководства страны, так и со стороны граждан определяют перспективы для внедрения инновационных разработок и решений в сферу государственного управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы модернизации системы государственного управления
1.1. Понятие и сущность модернизации системы государственного управления
Одним из факторов, подчеркивающим потребность в модернизации, являются неравные условия развития национальных государств в современных глобализационных процессах, где одни из них развиваются быстрее, а другие пытаются их догнать. Модернизация является тем средством, которое может изменить такие взаимоотношения между государствами. Во-первых, одна страна может обогнать другую, в соответствии с чем изменится ее место в таких соревнованиях; во-вторых, политическая и экономическая мощь может перейти от одной страны к другой — история знает немало примеров, когда сильные государства превращались во второстепенные, а неизвестные в течение нескольких лет становились сверхдержавами. Такое драматическое неравенство наблюдается между государствами сегодня, превращаясь в глобальную проблему и указывая на вероятность возникновения межцивилизационного конфликта, который четко покажет несовместимость интересов и ценностей между отдельными государствами. Именно поэтому модернизация крайне необходима, поскольку предполагает подтягивание отдельных государств к высоким стандартам развития, она фактически способствует преодолению определенного неравенства, наблюдаемого в развитии различных государств.
Однако понимание сущности модернизации в таком ракурсе не может сводиться к тождественному заимствованию опыта развития одних государств у других, поскольку в первую очередь она предполагает вооружение положительным потенциалом функционирования своих собственных традиций и институтов и ни в коей мере не означает отказ от собственных цивилизационно-культурных параметров. Заимствование будет эффективным только в том случае, если в результате будут сформированы симбиозные формы, не нарушающие цивилизационно-культурную идентичность. В противном случае, когда модернизация принимает насильственные формы, она будет губительной для развития как государства, так и цивилизации в целом.
При этом, анализируя методологические основы модернизации, целесообразно рассмотреть ее содержание в соотношении с альтернативными категориями. Имеет место также четко разграничивать понятия модернизации и трансформации. Если модернизация предполагает адаптированную к современным требованиям смену текущего состояния с приобретением им нового положительного качества, то трансформация представляет собой преобразование внутренней сущности определенного явления и перевода его из одного состояния функционирования в другое.
Неправильным также является отождествление категорий модернизации и осовременивания, ведь это категории, которые методологически не совпадают между собой. С нашей точки зрения, осовременивание является составляющей модернизации, поскольку оно предполагает наличие определенного эталона современности, сопоставление с которым зарождает стремление достичь или сравниться с уровнем развитых государств. Это непосредственно вызвано тем, что в условиях глобализации происходит неравномерное развитие государств, поскольку сосуществуют так называемые передовые, развитые и отстающие страны, для которых характерна такая форма сосуществования, как «догоняющее развитие», осовременивание же подтягивает его к самым высоким стандартам такого развития .
В свою очередь, постоянное «осовременивание» — это объективный цивилизационный процесс, естественно приводящий к различным формам противостояния — непонимание, традиционализм, консерватизм, поспешность и борьба с их последствиями — отставанием, усилением внешней зависимости, застоем и кризисами. Именно по таким причинам модернизация осуществляется частично и неравномерно, обновляются только отдельные социальные и политические институты, сферы промышленности и производства, задачи и идеологии, а также (что немаловажно) и общественные настроения.
Принципиальное методологическое отличие наблюдается и в понимании соотношения понятий «модернизация» и «революция». Так, модернизация осуществляется хотя и системно, однако фрагментарно, тогда как революция представляет собой сплошную и конструктивную смену закономерностей функционирования определенного явления. В то же время фрагментарная модернизация существенно ограниченней, поскольку она происходит достаточно медленно, оставляя без внимания отставание и определенные формы противодействия, тогда как революция является крайней радикальной формой изменения внутренней сущности функционирования определенного явления. Революция закономерно имеет двусторонний характер, а именно: с одной стороны, она возникает в результате недостаточно быстрой и комплексной модернизации, а с другой — является определенной формой протеста против самого процесса модернизации и его социальных последствий.
В зависимости от условий, специфики и особенностей реализации модернизации целесообразно выделить соответствующие ее уровни, формы, способы и типы.
Прежде всего, следует выделить два уровня модернизации: внутренний (порожденный факторами потребностей общественного развития в среде отдельной страны) и внешний (продиктованный современными условиями глобализации, затрагивающими архитектуру мира в целом).
Более подробно анализируя внутренний уровень модернизации, следует выходить из эволюции социальной структуры общества и непосредственно субъектов осуществления модернизационно-глобализационного процесса. Внутренняя модернизация предполагает трансформацию социальных институтов внутри государства. Примером этого может быть переход от одной системы государственного управления к другой (от административно-командной к демократической). Каждое государство имеет свою собственную национально регламентированную систему институтов, и когда на определенном этапе ее развития они доказывают свою неэффективность, возникает необходимость внутренней модернизации, которая должна отвечать исключительно ее национальным интересам и критериям.
Когда речь идет об уровне внешней модернизации, то в первую очередь возникает вопрос о согласовании деятельности между институтами стран по преодолению негативных экономических и политических последствий современной глобализации, поскольку это позволит создать новую эффективную структуру мира. По мнению российского ученого Ю. Афанасьева, управление будущим миром явно будет основываться на сложных многоуровневых системах, не обязательно даже государственных, в которых на последнем месте находятся факторы, регулирующие взаимоотношения в различных сферах и обеспечивающие стабильность, право, нравственность .
При этом следует отметить, что непосредственным субъектом реализации внутренней модернизации является общество, отдельный человек, тогда как субъектом реализации внешней модернизации выступает государство. Однако этот тезис отрицается определенными учеными, которые считают, что модернизация является естественно-историческим процессом, и поэтому никоим образом не целесообразно рассматривать активную роль государства, его правителя или собственной инициативы отдельных групп общественности, которые влияют на реализацию соответствующих корпоративных решений.
В зависимости от уровней реализации модернизации можно выделить следующие основные способы ее осуществления: фрагментарная (касается отдельных аспектов трансформации сфер общественной жизни); неполная (характеризует частичную трансформацию внутренних закономерностей функционирования определенного общественного явления); заготовка или частичная (включает наряду с культивированием и доминированием собственного духовного капитала заимствования чужого); прогрессивная (срочная трансформация общества или отдельных его сфер, которая соответствует современным требованиям и подготовлена предыдущим этапом общественного развития); прерванная (если трансформация отдельного явления и адаптация его в новых условиях не приводят к конкретному, заранее определенному результату, она прекращается).
Согласно общественно-историческим и экономическим критериям можно выделить следующие типы модернизации: доиндустриальный (переход от ремесленных производительных сил к мануфактуре), раннеиндустриальный (технологически детерминированный переходом от ремесленного, мануфактурного производства к фабрично-заводскому), позднеиндустриальный (переход от фабрично-заводского к поточно-конвейерному способа производства); постиндустриальный (обусловлен современной технологической революцией) .
Анализируя специфику реализации модернизации государственного управления, вполне оправданно рассматривать ее не только как внешнее преображение, но и как внутреннее, так как ее основной целью является именно преобразование человеческих взаимоотношений. Ведь все чаще сегодня речь идет о формировании особого типа человека, не способного понять целесообразность модернизации, в конечном итоге, по Канту, удостоверяющее его социальную инфантильность, которая блокирует любое развитие в сторону открытого общества и его модернизационных процессов. Все это указывает на целесообразность активизации человекотворческого фактора в современных глобализационно-модернизационных условиях, приводя к пониманию возможности и обязательности осуществления модернизации современного мира. Ценной в этом плане концепция «трех К» М. Мамардашвили, которая задолго до этого фактически предсказала смысл бытия человека в начале XXI века. Согласно концепции целесообразно придерживаться трех основных позиций: 1) мир таков, что в любой момент в нем может что-то произойти только при участии человека; 2) человек не только может, но и обязан участвовать в построении структуры мира, потому что он это может; 3) сегодня ожидается приход «антропологической катастрофы», который может привести к гибели цивилизации, поэтому человек должен все сделать ради окультуривания среды, в которой он временно находится . Несоблюдение этих трех позиций может привести к так называемому модернизационному нигилизму, который избавит современный мир от возможности достижения конкретной модернизационной перспективы своего исторического развития в условиях глобализации.
Важную роль в контексте осуществления модернизации играет государство, основная функция которого в первую очередь сводится к выбору адекватной стратегии развития общества и формирования новой парадигмы его функционирования. Роль государства также сводится к политической организации модернизации процесса конкретно в совершении серии экономических, политических, социальных и других трансформаций, которые обеспечивают качественно новый уровень общественного развития. При таких условиях, по нашему мнению, основным принципом модернизации государства и общества должна стать реализация принципа соборности, который бы полностью отражал их самобытные ценности. К сожалению, в системе государственного управления всегда есть конфликт интересов между прогрессивным меньшинством и консервативным большинством, которое ничего менять не хочет, а инновационные методы деятельности достаточно часто должным образом не воспринимаются, не говоря уже о возможности их реализации. Поэтому в данном контексте особенно важна регулятивная роль определенной внешней инстанции, способной направить частичный модернизационный процесс, обеспечивать его точность и последовательность. То есть в стране должен быть создан конкретный государственный институт, который бы обеспечивал эффективное осуществление процесса модернизации общества и основных сфер его жизнедеятельности.
Некорректным является также утверждение, что модернизация — это одна из форм подражания западным стандартам общественной жизни, которые непосредственно можно адаптировать к общенациональным традициям. Различные цивилизации имеют равнозначную ценность, историческую уникальность и самобытность, которые в процессе своей жизнедеятельности целесообразно хранить и приумножать, а поэтому недопустимо выдавать свои порядки за эталон и пытаться их распространять. Важно и то, что в третьем тысячелетии на Западе сформировались такие формы социальных антагонизмов, которые породили соответствующий ряд проблем в развитии постиндустриального общества и привели к так называемой эрозии базовых ценностей, которые препятствуют фундаментальным основам такого общества.
Именно поэтому сегодня идет речь о модернизации национальных систем государственного управления, которая обходила бы ценности западного мира. Ведь само по себе влияние Запада способно порождать различные формы синтеза цивилизаций и модернизаций, которые не всегда могут иметь положительный результат и даже приводить к «феномену новой варваризации». В таких условиях приоритетными становятся квазидемократические ценности модернизации, которые препятствуют эффективному и стабильному развитию национальных государств .
Таким образом, модернизация представляет собой интернациональный процесс и один из вариантов общественного развития в условиях глобализации, приводя к утверждению новой модели взаимоотношений общества и государства, порождая в конечном итоге новую модель системы государственного управления. Одной из предпосылок возникновения модернизации являются неравные условия развития национальных государств, в архитектонике современного мира мобильно меняющихся, а иногда порождающих конфликтные ситуации в межцивилизационном развитии на предмет определенного несоответствия отдельных государств самым высоким стандартам такого развития.