Курсовая с практикой на тему Тема на выбор по этому предмету(прислать на согласование ) Выбрали: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории России (6 класс)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты использования системно- деятельностного подхода при обучении истории 4
1.1 ФГОС как основа введения системно- деятельностного подхода в образовании 4
1.2 Образовательные системы, реализующие системно- деятельностный подход 7
1.3 Типология уроков системно-деятельностного метода «Школы 2000» 9
1.3.1 Структура урока «открытия» нового знания 10
1.3.2 Структура урока рефлексии 12
1.3.3 Структура урока развивающего контроля 14
1.3.4 Урок общеметодологической направленности 14
Глава 2 .Методика проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности системно-деятельностного подхода при обучении истории в 6 классе 16
2.1 Подготовительный этап 16
2.2 Экспериментальный этап 25
Заключение 28
Библиографический список 30
Введение:
Актуальность темы. Деятельностный подход в обучении известен педагогам и ученым почти полвека. Однако, при таком длительном сроке существования он до сих пор является новаторским. Это связано с тем, что его эффективность была признана сравнительно недавно, а способы внед-рения его в практику хоть и хорошо известны, но в силу своей оригиналь-ности имеют свои сложности при реализации их в школьном образовании. В связи с этим имеет смысл еще раз проанализировать данный способ обучения с учетом последних новейших тенденций в образовании. В этом состоит актуальность темы.
Степень изученности проблемы. Приоритетными при изучении дан-ного вопроса являются психологические труды о деятельностном подходе к развитию личности (С.Рубинштейн), о познании как результат приобре-тенного опыта (А. Бодалева). Вопросами деятельностного подхода к пла-нированию уроков занимались много ученых, таких, как К.С.Выготский, Л.В.Занкова, В.Давыдова, П.Я.Гальперин, Л.Г.Петерсен, Т.В.Калиниченко, Т.Л.Гончаренко,.Д.Шарко.
Объектом исследования является деятельностный подход в обуче-нии. Стоит оговориться, что некоторые исследователи применяют термин системно-деятельностный подход, в нашей работе эти термины будут ис-пользоваться как синонимы.
Предмет работы – деятельностный подход в обучении истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период начала XX века до сегодняшнего дня.
Географические (территориальные) рамки исследования: Россия.
Целью работы является изучение деятельностного подхода и рас-смотрение его применения в практике преподавания истории. Нами были обозначены следующие задачи:
— рассмотреть историю вопроса, т.е. кем и когда был разработан в внедрен данный метод;
-добраться до сути анализируемого метода;
— определить задачи деятельностного подхода как способа обучения;
— обозначить принципы данного метода;
— проанализировать формы деятельности на уроках истории с при-менением деятельностного подхода;
— привести примеры занятий по истории с использованием этого ме-тода.
— определить трудности в реализации деятельностного подхода на практике.
Теоретическая (методологическая) основа исследования: историко-сравнительный и историко-типологический методы.
Источниковую базу курсовой работы составляют разнообразные до-кументы и источники. В первую группу мы включили труды, посвященные деятельностному подходу в обучении в целом. В этих работах авторы да-ют различные определения деятельностного подхода, ставят его задачи, определяют принципы, формы занятий при его реализации на практике. Вторая группа трудов представляет собой исследования по применению деятельностного подхода на уроках истории. Эти исследования посвящены применению данного подхода на уроках истории в школе. Третья группа состоит из работ по применению деятельностного подхода на уроках ис-тории. От предыдущей группы исследований они отличаются тем, что со-держат практические наработки, уже применявшиеся и применяющиеся педагогами на практике, а потому в определенной степени уже могут счи-таться эффективными для успешной организации учебного процесса. В це-лом, нужно отметить, что перечень исследований довольно полный и поз-воляет изучит проблему на уровне курсового проекта довольно подробно.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключе-ния и списка используемой литературы.
Заключение:
В данной работе мы подвергли пристальному анализу деятельност-ный подход в обучении, который известен педагогам и ученым более пя-тидесяти лет. Актуальность темы не вызывала у нас сомнения в связи с тем, что данный метод преподавания находится в противоречии между длительностью его существования и оценкой его как новаторского, что подразумевает незаконченность его оформления. Мы попытались разо-браться в данном противоречии.
Целью работы стояло изучение деятельностного подхода и рассмотрение его применения в практике преподавания истории. В ходе исследования были решены следующие задачи:
— рассмотрена история вопроса;
— изучена суть анализируемого метода;
— определены задачи деятельностного подхода как способа обучения;
— обозначены ведущие принципы данного метода;
— проанализированы формы деятельности на уроках истории с применением деятельностного подхода;
— приведены примеры занятий по истории с использованием этого метода.
— определены трудности в реализации деятельностного подхода на практике.
В результате исследования нами был сделан ряд вывод по теме.
Во-первых, рассмотрев деятельностный подход со всех эпостасей, мы пришли к выводу о том, что он полностью сформирован как метод преподавания. Есть четкое определение понятия, понятийный аппарат, определены цели и принципы, обозначен круг форм организации занятий с его использованием. Таким образом, деятельностный подход в целом, а также в преподавании истории готов к применению в школьной практике.
Трудность его внедрения связана, по нашему мнению, с переоценкой знаний как таковых. В нашем образовании долгое время господствовало убеждение о необходимости фактологического подхода: дети учили большое количество правил, фактов, событий, дат. В современных условиях сведения по любому вопросу получить гораздо проще. Но встает вопрос их грамотного применения учениками в повседневной и учебной жизни.
Кроме того, использование деятельностного подхода требует от педагогов и учеников больших затрат времени на подготовку некоторых видов заданий, а также творческого подхода к решению проблем. И то, и другое есть далеко не у всех, что также становится преградой активного внедрения деятельностного подхода в повседневную практику школьной жизни. При удачном решении обозначенных проблем использование этого подхода значительно расширится. Однако, это может потребовать от учеников и педагогов значительных усилий и занять продолжительное время.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты использования системно- деятель-ностного подхода при обучении истории
1.1 ФГОС как основа введения системно- деятельностного подхода в образовании
В настоящее время современное обучение основано на использова-нии в учебном процессе системно-деятельностного подхода. Принцип дея-тельности в учебном процессе, обоснованный великой дидактикой про-шлого, особенно актуален в связи с введением в начальной школе стандар-тов второго поколения. То есть ФГОС и деятельностный подход в обуче-нии ориентированных учителей на отказ от стереотипа инвестировать в ученика готовят знания, которые ученик самостоятельно в ходе своей дея-тельности открывает новые знания, и это увеличивает ответственность за приобретенные знания.
Развитие деятельностного подхода в обучении неразрывно связано с развитием теории деятельности в психологии. Психологическое изучение деятельности субъекта было инициировано Л. С. Выготским. Основу си-стемно-деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев. А. Н. Леонтьев исходил из того, что у человека есть два вида деятельности. Внешний и внутренний. Первый является специфическим и включает в се-бя действия человека посредством использования рук, ног, пальцев, а вто-рой тип деятельности — это деятельность посредством умственных дей-ствий. В своих трудах А. Н. Леонтьев утверждает, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и причинами [11,c.56].
Для младших школьников ведущие занятия — воспитательные. В учебной деятельности развиваются психические особенности личности ре-бенка. Однако, согласно теории А. Н. Леонтьева, важным в образователь-ном процессе является не накопление знаний у ученика, а выработка навы-ков действия благодаря имеющимся знаниям. Для учителей это означает отказ от авторитарных методов обучения и строгую систему формирова-ния знаний, учитель формирует образ действий учащихся в различных си-туациях, основываясь на знаниях. При таком подходе учитель акцентиру-ет внимание на том, что любые полученные знания должны быть реализо-ваны для определенных видов деятельности.
Например, ученик может выучить основные правила русского языка, но ошибиться в правописании. Это связано с механическим запоминанием правил, отсутствием перехода знаний в деятельности и, самое главное, от-сутствием личной заинтересованности ребенка в получении знаний о пра-вилах. Таким образом, учитель, организующий изучение правила, не должен произносить свою формулировку в начале урока, заданий на уро-ке, ученики сами формулируют правило и выбирают для себя удобный способ запоминания. В этом случае благодаря деятельности знаний будут основа для формирования навыков.
Ученые сходятся во мнении, что деятельность человека необходима для формирования и развития его субъективности. Именно благодаря де-ятельности в процессе формирования человек формируется у человека и способен к саморазвитию и самореализации. [3] Использование деятель-ностного подхода в начальной школе приводит к изменению целей, средств, мотивов, результатов и оценки процесса обучения. Важны пере-ходные цели и мотивы деятельности разряда, необходимые для внедрения учителя в разряд личностной значимости для учащихся. Это создает воз-можность участия учеников в выборе способов и средств обучения, а так-же индивидуальной образовательной траектории. Есть изменение в оценке деятельности. Оценка становится самооценкой и сравнивается со стандар-том. При этом учитель направляет деятельность учеников и делает окон-чательный вывод по результату. При построении школы образования по-средством технологии системно-деятельностного подхода необходимо внедрить следующую систему дидактических принципов:
Принцип — это то, что учащийся получает знания в готовом виде, он активно участвует в учебной деятельности и его результат становится лич-ным и осмысленным.
Принцип преемственности подразумевает преемственность между всеми звеньями образовательного процесса на уровне технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.