Курсовая с практикой на тему Тема на выбор «Экспериментальное изучение произвольной памяти» или «Экспериментальное исследование речи» или «Экспериментальное исследование творческого мышления»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Анализ психологических подходов к изучению памяти 6
1.1. Общая характеристика и основные виды
памяти. 6
1.2. Процессы памяти и основные закономерности
их протекания. 10
1.3. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста. 14
2. Анализ
психологических подходов к изучению памяти У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 21
2.1. Процедура исследования. 21
2.2 Результаты исследования. 23
2.3. Рекомендации по развитию памяти у
детей младшего школьного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
Список литературы 32
Введение:
Данное исследование призвано определить характерные для младших школьников
особенности развития когнитивной сферы, выделение которых позволит разработать рекомендации
для учителей и родителей по взаимодействию с ребенком. Соблюдение подобных рекомендаций,
в конечном счете, способно повысить уровень успешности младших школьников.
Но память важна не только для процессов обучения
и воспитания, она имеет важное значение в психическом развитии, так как это важнейшая
психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает
целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память,
и всякая память превращается во что-то другое. Память можно определить, как способность
к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый,
передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.
Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях
живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям
жизни. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или
явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными
ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так
как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
Теоретические и методологические основы
исследования: к вопросам
психического развития младших школьников обращались многие специалисты, начиная
с Ушинского К.Д., Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Ананьева Б. Г.,
Рыбалко Е. Ф., Столяренко Л. Д. и пр.
Цель работы:
анализ психологических подходов к изучению памяти.
Объект исследования:
особенности памяти у младших школьников. Предмет
исследования: психологические подходы к изучению памяти.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику
младшему школьному возрасту.
2. Проанализировать психологические подходы
к изучению памяти.
3. Формировать методический комплекс для исследования
особенностей памяти у младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование произвольной
памяти.
5. Описать и обсудить результаты
эмпирического исследования.
6. Сформулировать рекомендации
по развитию когнитивной сферы у младших школьников.
Гипотеза: существует разница в закономерностях
запоминания у нормальных детей и детей с синдромом СДВГ (экспериментальная и контрольная
группы)
Методы и методики исследования:
—
теоретические (анализ литературных источников, синтез и обобщение);
—
эмпирические (диагностика).
1.
методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии;
2.
методика «Пиктограмма»;
3.
методика «Воспроизведение рассказа (детский вариант)».
База исследования:
эмпирическое исследование особенностей когнитивной сферы у младших школьников проводилось
на базе МБОУ «Усть-Коксинская начальная общеобразовательная школа»
Практическая значимость. Теоретический анализ и полученные
результаты исследования могут служить основой для дальнейшего исследования данной
темы, а также в практической деятельности специалистов. Исследование заключается
в поиске развивающих занятий, способствующих более эффективному развитию процессов
памяти детей, что будет способствовать преодолению у них имеющихся нарушений, позволит
активизировать их последующую учебную деятельность.
Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Анализ психологических подходов к изучению памяти 1.1. Общая характеристика
и основные виды памяти Под понятием «когниция»
современная психологическая наука понимает свойство личности, которое проявляется
в способности к переработке различных элементов информации на различных уровнях
структурной организации психического аппарата.
Теория Ж. Пиаже – это наиболее разработанная и влиятельная
из известных когнитивных теорий развития. [2, c. 216-222]]
Центральным положением концепции
Ж. Пиаже является положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой
или положение о равновесии.
Согласно теории Ж. Пиаже процесс
развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит
зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта):
1. сенсомотрный интеллект
(0-2 года);
2. период конкретных операций
(2 – 11/12 лет);
Внутри этого периода Пиаже
выделил дооперациональную стадию,
которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2-х до 6/7 лет
и стадию конкретных операций (6/7–11/12
лет).
3. период формальных операций
(11/12–14/15
лет). [44]
Дж. Брунер предложил теорию выдвижения и проверки гипотез. Он предполагал,
что следует изучать различные стратегии формирования понятий и предложил для этого
соответствующую методику. Брунер описал две стратегии: сканирование и сосредоточение
(иначе: «целостная стратегия», «фокусировка»).
Л. Колберг строит свою когнитивную теорию на уровнях морального развития.
По Л. Колбергу, выделяются
следующие уровни морального развития:
Уровень 1. Предконвенциональный
– основан на наказаниях и вознаграждениях (от 2 до 7 лет).
Уровень 2. Конвенциональный
– основан на подчинении социальным нормам (от 7 до 12 лет).
Уровень 3. Постконвенциональный
– основан на моральных принципах (от 13 лет). [44]
Изучением
памяти занимались как отечественные, так и зарубежные ученые и ее основное определение
в современной психологии остается неизменным. Память — процесс запоминания, сохранения,
воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Процесс памяти является звеном, которое связывает
прошлое, настоящее и будущее. Память выступает основой становления личности
во время индивидуального развития каждого индивидуума.
М.И. Еникеев дает следующее определение памяти:
«память — это основа психической жизни, основа нашего сознания» [8, с.305]. Деятельность,
как простого, так и сложного характера основана на том, что образ воспринятого сохраняется
в памяти, по длительности может занимать несколько секунд. Импульсы, поступающие
от органов чувств, не имели бы дальнейшего развития, если бы не сохранялись связи
между фактами и событиями при помощи памяти. Память, при осуществлении связи между
прошлыми состояниями психики, а также состояниями в настоящее время и процессами
подготовки будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту
человека, способствует поддержанию развития человека и является одной из предпосылок
формирования индивидуальной личности.
Такие ученые как В.Б. Шапарь, В.Е. Россохи,
О.В. Шапарь дают такое определение понятию память: «память — самая долговечная из
человеческих способностей» [45, с.401]. Человек в старости способен помнить события,
которые с ним происходили семьдесят, а то и больше лет назад. Случайно услышанное
слово, увиденный фрагмент ситуации может способствовать воспоминанию, казалось,
давно забытых событий, черт, эмоций.
Л.Д. Столяренко в своих трудах указывает на
то, что память определяет индивидуальность и заставляет действовать тем или иным
способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность личности
[30, с.178]. Человеческий жизненный путь определяют как путь из пережитого прошлого
в неизвестное будущее, который загорается лишь в то мгновение, когда реально испытываются
ощущения, и этот миг называется "настоящим". Но все же, настоящее – является
продолжением прошлого, которое вырастает из прошлого и формируется им при помощи
памяти. Только процессу памяти по силам прошлые события охранять от забвения, и не допустить сделать их непостижимыми
как настоящее.
Итак, память придает направленность ходу времени.
Память является особым и уникальным процессом для каждого человека. Она позволяет
человеку осознавать и собственную неповторимость, и личность окружающих людей. Если
человек лишается памяти, то он теряет свое «Я» и вообще может лишиться жизни.