Курсовая с практикой на тему Тема на выбор (Духовно-нравственное воспитание детей)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
духовно-нравственного воспитания. 6
1.1 Нормативно-правовые основы духовно
нравственного воспитания. 6
1.2 Проектирование программы по
духовно-нравственному воспитанию.. 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная
работа по организации духовно-нравственного воспитания в ДОО.. 15
2.1. Опыт работы ДОО по духовно-нравственному
воспитанию.. 15
2.2 Готовность педагогов ДОО к
реализации программы духовно-нравственного воспитания детей. 22
2.3 Организация работы по духовно-нравственному
воспитанию детей в ДОО.. 32
Заключение. 40
Библиографический
список. 42
Приложение
1. Адаптированная методика изучения удовлетворенности педагого организацией
духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении. Утверждения. 47
Приложение 2. Анкетирование
педагогов по теме «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников». 48
Приложение 3. Тест «Востребованность
районного взаимодействия дошкольных учреждений». 49
Приложение 4.
План работы Детского сада № 105 г. Комсомольск-на-Амуре по
духовно-нравственному воспитанию на 2020-2021 гг. 50
Введение:
Введение Актуальность. В последние
годы прошлого века в строении государственности происходили достаточно
серьезные трансформации. При преобразовании всех сфер общественной жизни минимизировались
воспитательные функции образовательной системы, в соответствии с чем ценностные
установки массового сознания стали действовать деструктивно на уровне уже всего
общества. В соответствии с этим общепринятые культурные представления относительно
взаимосвязи знаний и духовности стали постепенно обесцениваться. Процесс
получения знаний стал считаться основой для потребительского роста.
Обращая внимание на сложившуюся
ситуацию, следует обратить внимание на то, что духовно-нравственное воспитание,
в частности, утверждение идеалов нравственности, здравоохранение детей и
подростков в настоящее время очень важны на государственном уровне. Данное
строится на примере в том, что закон РФ «Об образовании», «Национальная
доктрина образования Российской Федерации» рассматривают задачу их решения как
одну из приоритетных при обеспечении национальной безопасности страны. Образование,
как полагают Е.В. Бондаревская [4, с.122],
А.С. Запесоцкий и другие [12, с.29], является
сегодня базовым фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры,
самосознания гражданина страны.
Духовно-нравственное воспитание на
сегодняшний день предполагают активно развивающийся процесс воспитания
индивидуально-творческой деятельности. Для этого необходимо сформировать
предпосылки и условия востребованности личности [5, с.14].
В соответствии с этим следует
сказать о том, что духовно-нравственное воспитание является междисциплинарным
компонентом современного мира, и целостность – это его основная черта [43, с.154].
Очень важно в такой ситуации понимать, что на сегодняшний день
духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как значимую перспективу
развития современной педагогической науки и практики. Однако же, обращается
внимание на то, что большое количества педагогических работников попросту не
могут его организовать. Суть в том, что педагогическое обеспечение духовно-нравственного
образования не в полной мере соответствует современным прогрессивным тенденциям
развития информационного общества [50, с.140].
Зачастую дошкольные образовательные учреждения, даже имея очень организованную
и большую кадровую структуру, не имеют возможности самостоятельно до конца
реализовать все необходимые условия для развития гармоничной
духовно-нравственной личности, которая умеет жить в контексте мировой культуры.
Для того чтобы поддержать процесс
самоидентификации педагога в дошкольном педагогическом сообществе, управленческая
команда старается создать систему образовательных событий, участвуя в которых
каждый учитель на эмоциональном, когнитивном и деятельностно-творческом уровнях
осознает необходимость в своем более отчетливом культурном самоопределении.
Весь уклад жизни детского сада должен способствовать этому.
Проблема
исследования заключается в следующем: как организовать
образовательную деятельность детского сада по духовно-нравственному воспитанию?
Объект
исследования: духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной
организации (ДОО).
Предмет
исследования: педагогическая работа по духовно-нравственному
воспитанию детей.
Цель
представленного исследования: организация системы работы по
духовно-нравственному воспитанию детей в ДОО.
Исходя из поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
— Рассмотреть нормативно-правовые
основы духовно-нравственного воспитания.
— Обосновать проектирование
программы по духовно-нравственному воспитанию.
— Представить опыт работы дошкольного
учреждения по духовно-нравственному воспитанию.
— Выявить готовность педагогов дошкольного
учреждения к сетевому взаимодействию.
— Организовать работу по
духовно-нравственному воспитанию в ДОО.
Методы
исследования. В данной работы применялись такие методы как обобщение,
анализ и синтез. В качестве практического метода использовались тестирование и
проектирование.
Гипотеза
представленного исследования заключается в том, что
духовно-нравственное воспитание в условиях детского сада является эффективным и
результативным в условиях обмена педагогическим опытом и готовности педагогов к
реализации соответствующей программы.
Теоретическая
и практическая значимость работы: автором осмыслен педагогический и
нормативно-правовой опыт по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного
возраста. Представлен план организации работы по духовно-нравственному
воспитанию в ДОО, который может быть использован детскими садами.
База
исследования: Детский сад № 105 г. Комсомольск-на-Амуре.
Структура
исследования. Работа включает в себя введение, основную часть,
состоящую из двух глав, заключение, библиографический список, приложения.
Заключение:
Заключение В исследовании были
рассмотрены нормативно-правовые основы духовно-нравственного воспитания. Было
выяснено, что аспект духовно-нравственного воспитания в современной
образовательной структуре является приоритетным. В частности, духовно-нравственное
воспитание представляется как процесс целенаправленного содействия становлению
духовно-нравственной сферы дошкольника. Настоящий Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного
воспитания детей в дошкольном возрасте. Ключевым принципом дошкольного
образовательного учреждения представляется непосредственно приобщение детей к
социокультурным нормам, как мы полагаем, а также к семейным традициям, к
восприятию государственных норм.
Также было обосновано проектирование
программы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении.
Основополагающая идея, положенная в основу концепции программы по
духовно-нравственному воспитанию и развитию, – это воспитание
духовно-нравственной личности, инициативной, творческой, способной
самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, с чертами русского характера:
трудолюбие, честность, порядочность; создание условий для становления здорового
человека, полезного и востребованного обществом; становление личности,
руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями.
В практической части работы описан
опыт работы ДОО по духовно-нравственному воспитанию детей. Было выяснено, что в
школе достаточно подробно разрабатывается тема духовно-нравственного
воспитания, проводятся семинары, мастер-классы. Педагоги задействованы районных
мероприятиях. Проведена
диагностика педагогов на предмет востребованности сетевого взаимодействия и
духовно-нравственного воспитания. Таким образом, было выявлено следующее:
— большинство педагогов высоко
оценивают реальную возможность повышения своего профессионального мастерства,
проявления творчества и способностей. Основными формами работы по повышению
профессионального уровня и мастерства педагога являются: повышение квалификации
(курсы, семинары, конференции, круглые столы и т.д.); стажировки на
предприятиях, работа в творческих, проблемных группах; внедрение инновационной
деятельности (исследовательская деятельность); обобщение и распространение
своего педагогического опыта;
— все педагоги понимают значимость
духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении и считают, что данное
направление формирует личность ребенка как высоконравственную, культурную;
— педагоги ощущают высокую
потребность в организации сетевого взаимодействия.
Организована работа по
духовно-нравственному воспитанию, внесены предложения по его направлению, по
организации образовательных целей, задач и ориентиров. На основании
произведенного исследования следует заключить, что духовно-нравственное
воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса и воспитания личности
ребенка дошкольного возраста. При этом личность педагога, его удовлетворенность
своим профессиональным трудом – это основной компонент влияния на
духовно-нравственное воспитание. Для того, чтобы формировать в ребенке
благородство и целомудрие, прежде всего необходимо иллюстрировать родительский
пример этого.
Гипотеза данного исследования является
подтвержденной.
Задачи данного
исследования являются поэтапно решенными.
Цель исследования
достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания 1.1 Нормативно-правовые основы
духовно нравственного воспитания Духовно-нравственное
воспитание и развитие личности гражданина России представляется в настоящее
время приоритетной задачей современной государственной политики нашей страны.
Оно призвано обеспечивать духовное единство народа и моральных ценностей. В
соответствии с этим вопросы духовно-нравственного воспитания являются
достаточно актуальными еще на уровне дошкольного образования.
Следует сказать о том,
что духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как многоплановый
процесс, который призван способствовать усвоению ценностей, которые являются
общепринятыми. Так, духовно-нравственное воспитание представляется как процесс
целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы дошкольника
[39, с.24]. Духовный
аспект, в свою очередь, просматривается в
личностно-ценностной системе, или же в процессе формирования ориентированного
личностно-мировоззренческого компонента.
При этом следует обратить внимание на то, что нравственная
составляющая рассматривается с позиции развития чувств,
отношений и поведенческого аспекта, что, в свою очередь, отражает мировоззренческую
сторону в социальной деятельности дошкольника, в частности, во взаимоотношениях
с ровесниками и взрослыми [26, с.55].
Содержательный компонент духовно-нравственного
развития развивается на основании базовых ориентиров, среди которых можно
отметить следующие:
— патриотизм – любовь к
своей Родине;
— гражданственность –
служение Отечеству;
— семья – уважение и
любовь;
— труд и творчество –
уважение к труду, творчество и созидание;
— искусство и литература
– красота, нравственность, духовность;
— природа – ценности
земли и планеты [15, с.59].
Становление
духовно-нравственных ценностей берет свое начало, как мы уже заметили, именно в
период дошкольного детства. Непосредственно в данном периоде осуществляется
целенаправленный процесс усвоения социальных требований, социальных норм,
которые составляют критерии внутреннего «Я» ребенка, в частности, содержанием
побудительных поведенческих мотивов. В результате этого дошкольник формирует совершенно
особенную эталонную систему ценностей, представляющихся базовым компонентом
духовно-нравственного воспитания. Такого рода ценности представляется возможным
представить в двух группах:
— семейные ценности;
— культурные ценности.
Базой
духовно-нравственного воспитания представляется духовная культура непосредственно
той среды, которая является для ребенка естественной и привычной. То есть, эта
та среда, где осуществляется его развитие его личности. Прежде всего, это
духовная культура семьи и дошкольной образовательной организации.
Достаточно существенной
проблемой, которая на сегодняшний день стоит перед страной является
нравственная и духовная деградация молодежи. По сути, данное относится к категории
детей школьного возраста и, соответственно, предотвращать это необходимо еще в
дошкольный период [24, с.45].
Так, следует обратить
внимание на то, что после распада СССР установленная, полноценно сформированная
система духовно-нравственного воспитания практически утрачена. Мы полагаем, что
данный процесс является в целом закономерным, поскольку, в первую очередь, был
разрушен идеологический фундамент советской системы воспитания [4, с.121].
Преимущественной задачей,
которая сегодня стоит перед системой воспитания и образования на территории
России, является непосредственно поиск той фундаментальной мировоззренческой
основы, которая будет являться надежным фундаментом всей образовательной
системой [1, с.45]. Мы полагаем, что направление
духовно-нравственного воспитания должно являться приоритетным. То есть
совершенно понятно, что непосредственно в период дошкольного детства формируются
базовые мировоззренческие установки [2, с.54].