Курсовая с практикой на тему Тема любви в прозе Бунина. Анализ рассказов из сборника «Тёмные аллеи»( 5-6 рассказов на выбор)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ. 2
1. ТВОРЧЕСКАЯ
БИОГРАФИЯ И.А. БУНИНА.. 3
2. ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЯ СБОРНИКА «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ». 10
3. АНАЛИЗ
РАССКАЗОВ «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ», «СТЕПА», «В ПАРИЖЕ», «ГАЛЯ ГАНСКАЯ», «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК». 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
Введение:
Заключение:
«Всякая любовь – великое счастье…», —
писал Бунин. Любовь многолика: для кого-то яркая короткая вспышка, а для
другого — целая жизнь, трагедия, катастрофа. Чувство может принимать форму
простодушной преданности, грубоватой чувственности, страсти, поражающей словно
молнией, а может оказаться разрушающим, уничтожающим. Но любовь у героев Бунина
всегда искренняя.
Бунин первый в отечественной
литературе описал не только духовную составляющую любви, но и показал без
ханжества, что чувство имеет земную природу, оно реальное, ощутимое физически.
В лирической прозе автора присутствует эротическое описание отношений между
мужчиной и женщиной. Но Бунин мастерски избегает физиологических подробностей,
балансируя на грани с биологизмом, и ему удаётся обойтись без пошлости,
вульгарности. Несмотря на откровенные
сцены, автор подчеркивает, что там, где есть любовь, нет места грязи.
Современники автора не соглашались с ним, и обвиняли прозу в чрезмерном
эротизме и пошлости. Но спустя годы, проза не воспринимается как эротическая
зарисовка, а показывает спектр отношений героев в любви, сложные перепитии
судьбы, выбор персонажей, их мысли, переживания. И читатель воспринимает
рассказы как неподдельное, искреннее чувство, чаще всего трагическое, но такова
любовь по Бунину.
Фрагмент текста работы:
1. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ И.А. БУНИНА
Талант Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
сформировался в обстановке провинциальной усадьбы, на Орловщине, под сильным
воздействием дворяно-сословных традиций. Одновременно на него оказала огромное
и благоприятное влияние близость к природе, к деревенской жизни. Покинув
девятнадцатилетним юношей обнищавшее родовое гнездо, по словам матери, «с одним
крестом на груди», он кочует по России, меняя одну жалкую должность на другую и
считая себя «вольнодумцем», вполне равнодушным не только к своей голубой крови,
но к полной утрате того, что было связано с нею». Его самые ранние произведения
— очерки и рассказы, художественно еще не совершенные («Нефедка», «Судоржный»,
«Помещик Воргаольский», «Мелкопоместные» и др.), проникнуты демократическими
настроениями.
Демократические традиции русской
литературы и общественной мысли были близки его индивидуальному, живому опыту.
С юности он испытал, наряду с культом «чистых», «дворянских» лириков,
сильнейшее тяготение к писателям из самой народной гущи. Характерен отбор имен
в его ранних критических опытах 80 — 90-х годов — поэт-самоучка Е. Назаров, Н.
Успенский, Т. Шевченко, И. Никитин и т. д. «Все они, — писал Бунин, — люди,
крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и
крепость»[1].
В такой оценке отразилась живая,
некнижная связь нищего «барчука» Бунина с деревенским бытом, трудом, досугом, с
крестьянской эстетикой. По сути, он был ближе к крестьянству и лучше понимал
его, чем иные народнические интеллигенты. Близость к природе, сопричастность
деревенской жизни не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов
и пристрастий Бунина, на его позднейшем «противостоянии» модным городским
«измам».
На его душе оставила свой чекан
высокая культура, органически, кровно усвоенные в юности Пушкин, Лермонтов,
Жуковский, Гоголь, Тургенев, Толстой, Полонский, Фет. Он штудирует Шекспира,
Гете, Байрона и так глубоко изучает английский язык, что в двадцать пять лет создает
свой знаменитый перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Бунин основательно
знакомится с украинской литературой и фольклором, интересуется польской
поэзией, прежде всего творчеством Мицкевича. Под влиянием старшего брата Юлия
он обращается к философии, социологии, истории, публицистике: Куно Фишера, Л.
Берне, Г. Спенсера, Н. К. Михайловского и т. д.
К концу 1890-х годов в основном
завершается путь Бунина к самому себе, достигает зрелости его дарование,
поражающее внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью и
цепкостью памяти писателя. Всю свою творческую жизнь Бунин был и оставался
художником-подвижником, кропотливо работавшим над каждой фразой, и качества его
таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.
Действительность уже поставила перед
искусством новые задачи, что было связано с нарастанием общественных
противоречий, поисками выхода из круга отмирающей идеологии, наконец,
близящейся революцией. Жизнь несла в себе новые черты, новые конфликты,
выдвигала новых героев.
Используя издательство «Знание» как
трибуну для объединения демократических литературных сил, Горький привлекает и
Бунина, но неоднократно говорит о его общественной индифферентности.
Сердцевину, стержень бунинской поэзии 1890-х и начала
1900-х годов составляло то, чего символисты почти не касались, не знали и не
любили: русская природа. И хотя книга «Листопад» появилась в символистском
«Скорпионе», кроме марки издательства ее ничто не связывало с декадентским
лагерем.
Отдавая должное бунинским стихам, поэты-символисты не
раз подчеркивали их чужеродность «новому» искусству, их «контрсимволизм».
Символистам, с их стремлением к формальной новизне и изощренности в поэзии,
стих Бунина казался архаичным, старомодным, «ветхозаветным».
Особенности Бунина-художника, своеобразие его места
среди современников и шире — в русском реализме XIX — XX веков, — все это
явственно и глубоко раскрывается в произведениях 1910-х годов. В повестях
«Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек», «Хорошая жизнь», «Ночной
разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях»,
«Последнее свидание», «Иоанн Рыдалец», «Я все молчу», «Худая трава», «Чаша
жизни», «Аглая» и т. д. Бунин сознательно ставит обширную задачу — отобразить,
в перекличке и полемике с крупнейшими писателями-современниками (и прежде всего
— с Горьким), главные слои русского народа: крестьянство и мещанство
(«Деревня»), мелкопоместное дворянство («Суходол») — и тем самым наметить общую
историческую перспективу в жизни всей огромной страны, только что пережившей
революционные потрясения 1905-1907 годов.
Если говорить о реалистической прозе, то «Городок
Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «По Руси» Горького и «Деревня», «Суходол»,
«крестьянские» рассказы Бунина не имеют ничего себе равного в литературе 1910-х
годов, явно выделяются на общем фоне богатством проблематики, значительностью
художественных открытий, попыткой исторического осознания русской
действительности. Не случайно, что как раз на 1910-е годы падает период наибольшей
близости Горького и Бунина. Задумав написать «Деревню» и «по-новому изобразить
мужиков» еще в 1908 году, Бунин, несомненно, много и подробно говорил на эту
тему с Горьким на Капри, куда он приехал 12 марта 1909 года. Оба художника
стремятся в эти годы запечатлеть образ России, взятой обобщенно, крупным
планом.
Главное же было в том, что бунинские произведения в
отношении к деревне и крестьянству не были сплошь «обличительны». Справедливее
будет сказать: в изображении самых темных сторон русской действительности
писатель, во-первых, не делал различия между «мужиком» и мелкопоместным, а
во-вторых, сам воспринимал эти темные стороны с болью и состраданием, с гневом
и жалостью, потому что видел все это в родном, отчем, «своем»…
Если кратко определить отношение писателя к
деревенской России, крестьянской и дворянской, то это будет сложное чувство
«любви-ненависти». Конечно, Бунину не под силу осмысление происходящего с точки
зрения передовых идей своего времени. Но, поэтизируя старую Русь, он одновременно
заявляет о своей ненависти к темному и дикому и о любви к родному, издревле
идущему, прорывающемуся через все социальные невзгоды. Противоречивые чувства
автора соединены в тугой и нерасплетаемый узел. За современными горькими
картинами жизни крестьянской России Бунин все время видит ее глубинную,
многовековую историю, за темными и искалеченными судьбами — огромные,
неразбуженные и здоровые силы, таящиеся в русском человеке.
Бунин не только не увидел и не изобразил рабочий класс
— он воспринял пролетария всего лишь как вчерашнего крестьянина, «испорченного»
городом. В этом сказалось социальное заблуждение большого писателя. На огромном
бунинском полотне, так широко запечатлевшем предреволюционную Россию, рабочему
не нашлось места ни в одном из произведений 1910-х годов. От того, какую роль
сыграет именно крестьянское большинство в историческом развитии страны, за кем
оно пойдет, во многом зависел будущий путь России.
В характере русского человека Бунин любуется
богатством сил, огромными возможностями, одаренностью народа, хотя тут же
подчеркивает и присущий ему скрытый трагизм. Но что это – «привилегия» русской
души или отражение общей бессмыслицы бытия?
Решить этот вопрос Бунин пытается прежде всего в сфере
нравственно-философской. Его влечет тема катастрофичности, воздействующей и на
общее предназначение человека, и на возможность счастья и любви. Закономерно,
что в бунинском творчестве 1910-х годов всё более явственно ощущается одна
крепнущая преемственность, одна «генеральная» литературная традиция. Она
связана с именем писателя, который был для Бунина любимейшим художником и
мыслителем, — с именем Толстого.
Сдвигая все сильнее, все контрастнее жизнь и смерть,
радость и ужас, надежду и отчаяние, Бунин с своих произведениях 1910-х годов
являет нам не просто пессимизм, как то может показаться. «Обостренное чувство
смерти», которое находит он у себя, прямо связывается им со «столь же
обостренным чувством жизни».
Толстой был «темой жизни» Бунина. Воздействие его –
его личности, его художественного метода, его философии – продолжается и в
зарубежную пору бунинской жизни.
Последние тридцать три года своей жизни Бунин провел
во Франции, вдали от родины и своего читателя. Он оказался единственным русским
писателем-эмигрантом, который, преодолев творческий кризис, продолжал в
необычайных, чрезвычайно неблагоприятных для любого писателя условиях –
оторванности от родины – развивать и совершенствовать свой художественный
метод. Его реализм, даже оказавшись в суженных, стесненных берегах, открыл в
себе новые возможности, результатом чего явились такие значительные
произведения, как «Митина любовь», «Солнечный удар», роман «Жизнь Арсеньева»,
книга рассказов «Темные аллеи», философско-публицистическая книга «Освобождение
Толстого».
В первые годы, совершенно ослепленный враждой к
Советской России, он не устает нападать на все, что было связано с молодым
пролетарским государством. Само его художественное творчество не могло остаться
свободным от политических предрассудков, хотя, за единичными исключениями, это
не было следствием привнесения в произведения грубой публицистической
тенденции.
Но философские и исторические экскурсы не спасали.
Бунин не мог отделаться от мысли о России, которая была, как бы далеко он ни
жил, неотторжима от него. [1] Михайлов, О. Н.
Путь Бунина-художника: вступительная статья / И.А. Бунин// Бунин, И.А. Собр.
соч. в 3 т. Т.1/ М.: Художественная литература. – 1982. — 582 с. — С. 5.