Теория и технологии социализации детей дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Тема любая, главное по предмету «Теория и технологии социализации детей дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы социализации детей седьмого года жизни в процессе спортивных игр 6
1.1.Проблема социализации и социального развития в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Проблема социализации детей дошкольного возраста 12
1.3.Спортивные игры как способ социализации детей
дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социализации детей седьмого года жизни 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Разработка программы: «Спортивные игры как способ социализации детей седьмого года жизни» 39
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 49

  

Введение:

 

Социализация личности является предметом постоянного интереса психологов и педагогов на каждом из этапов возрастного развития ребенка. Социализация дошкольника представляет наибольший интерес в связи с активным освоением им общественных отношений, активным овладением различных форм поведения. Итог социализации в дошкольном возрасте во многом определяет характер социальной адаптации ребенка на следующем возрастном этапе и отражается на состоянии тревожности, межличностных отношениях и «Я» концепции.
Задачи социализации детей дошкольного возраста нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Социальное обучение и воспитание в дошкольном возрасте рассматривается как целостный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе в интересах ребенка, семьи и социума.
Стандарт дает четкое понимание процесса социализации ребенка дошкольного возраста, который включает социально-коммуникативное развитие, развитие навыков взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, присвоение социокультурных ценностей семьи, народа, Отечества. Задачи социализации личности, стоящие перед современным образованием, определили актуальность настоящего исследования.
Актуальность исследования. Формирование человека, как члена социума всегда было и остается актуальнейшей проблемой общества. Важность и актуальность проблемы социализации в настоящих условиях возрастает в связи с кризисом не только общества, но и семьи. Смешение половых ролей, искаженная система ценностей родителей – нередкое явление в современной семье ребенка. Недостаток общения с родителями компенсируется гаджетами и мультфильмами сомнительного содержания. Агрессивные проявления со стороны взрослых задают ребенку негативные образцы поведения в социуме начиная с раннего детства. Поэтому проблема социализации личности ребенка дошкольного возраста, присвоение им с раннего возраста норм и ценностей жизнедеятельности в социуме, где ему в дальнейшем предстоит жить, является предметом теоретического осмысления и экспериментального исследования в педагогике и психологии.
Проблема социализации находит свое отражение в исследованиях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, Е.И. Тихеевой, П.Ф. Каптерева. С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец исследовали факторы социализации.
Социализацию как процесс подчинения своих действий установленным общественным правилам поведения исследовали Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и другие.
Процесс социализации личности интегрируют все виды воздействий, оказываемых на ребенка общественным окружением. Благодаря ним дошкольник присваивает комплекс знаний и норм, проявляющихся в таких поведенческих характеристиках как: самостоятельность, старательность, инициативность, социальная активность, ответственность.
Все это дает возможность заложить основы развития саморегуляции, перехода от внешнего контроля взрослого к внутреннему самоконтролю. В этой связи актуализируется значение целенаправленного влияния на дошкольников посредствам институтов социализации как главных факторов развития личности детей. В обширном масштабе проблема социализации реализуется через воспитание и обучение в дошкольном учреждении, но выделение сюжетно-ролевой игры как условия социализации, выступает содержание данного исследования.
Игра в дошкольном возрасте выступает не только основным времяпровождением, но и тем видом деятельности, в рамках которого идет развитие ребенка. В спортивной игре дошкольник осваивает нормы и правила человеческих отношений, учится управлять собой и другими, развивает мышление, внимание, память и речь. Игра выступает не только средством развития ребенка, но и уникальным диагностическим инструментом, так как по характеру игровых действий можно сделать заключение о степени готовности ребенка к учебной деятельности, об особенностях психической жизни дошкольника.
Цель исследования — изучить влияние спортивных игр на социализацию детей дошкольного возраста.
Объект исследования — социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — спортивные как носитель социально нравственных норм, в ней заложенных, расширяет возможности социализации детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование спортивных положительно влияют на социализацию детей дошкольного возраста за счет расширения знаний о социальных нормах, с которыми дети могут не встречаться в реальной жизни.
Задачи исследования:
— проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
— изучить особенности использования спортивных игр в социализации детей;
— разработать программы по применению спортивных игр, направленных на выявление новых для ребенка социальных норм;
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— психодиагностические методы;
— количественный и качественный анализ;
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, составленная по работе со спортивными играми, направленная на расширение знаний о новых социальных нормах, может использоваться родителями, педагогами, любого дошкольного образовательного учреждения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена актуальной проблеме дошкольного образования — проблеме социализации детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр. Современные требования к дошкольному образованию обозначили различные образовательные области — социально-коммуникативную, художественно-эстетическую, игровую, познавательную и физическую. При этом, результатом ФГОСа ДОО, является социализация личности ребенка-дошкольника. В нашем исследовании в качестве условия социализации, была взята спортивная игра, так как в последнее десятилетие резко снизилось понизился уровень двигательной активности, что особенно сказалось на дошкольном возрасте, так как такой пласт психофизические особенности оказался неохваченным.
В первой главе нашей работы были проанализированы теоретические работы по проблеме социализации и роли спортивных игр в социализации дошкольников.
Становится очевидным, что уже в условиях дошкольной образовательной организации следует изменить социальную ситуацию развития. Формирование социального опыта личности происходит при создании необходимых условий, которые должны обеспечивать взаимодействие с другими людьми. Развитие ребенка происходит в процессе расширения границ социального пространства, когда ребенок знакомится с новыми социальными позициями.
Сотрудничество в игре помогает самореализоваться ребенку, а взаимодействие, построенное на нравственных нормах поведения и ценностях, с учетом индивидуальных качеств личности всех участников, помогает ощутить радость совместных побед, способствует сплочению детского коллектива и формированию социального опыта. Взаимодействие с окружающей средой рассматривается как степень открытости детского объединения или образовательного учреждения для воздействий извне. Оценка внутренней среды детского объединения включает межличностные отношения участников образовательного процесса (педагог-ребенок, ребенок-ребенок), предметно-эстетической среды детско-взрослого взаимодействия.
Большой воспитательный ресурс заключен в разновозрастном объединении детей дошкольного возраста. Разновозрастная группа является социально-психологической средой, в которой детское развитие происходит в сосуществовании взаимодействия, чем объясняется особенность образовательного процесса, где ребенок одновременно включен в следующие взаимодействия: «ребенок — взрослый», «ребенок — сверстник», «ребенок — младший ребенок», «ребенок — старший ребенок». А в процессе спортивно-игровой деятельности, как в развивающей среде, происходит взаимообучение, где каждый участник — субъект деятельности, приносит «личный вклад» в другого. Этому способствует принятие на себя воображаемой социальной роли в процессе игры (руководства, подчинения, взаимопомощи), когда дошкольник может освоить разные модели поведения. Организация сотрудничества в совместной деятельности, игр с правилами позволяет детям понимать общую цель, договариваться о распределении ролей в процессе ее достижения. Поэтому организация пространства взаимодействия является актуальным условием становления социального опыта дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы социализации детей седьмого года жизни в процессе спортивных игр
1.1. Проблема социализации и социального развития в отечественной и зарубежной психологии

Проблеме социализации личности посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных философов и психологов — Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. К. Мамардашвили; социологов — У. Бронфенбреннер, Э. А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс; психологов — Г. М. Андреева, А. А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Т. Шибутани. Учеными разработаны разнообразные теоретические подходы. Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся личным внутренним закономерностям, при котором формирование личности складывается про помощи последовательности периодов, освоение которых необратимо и подразумевает прерывистость и неожиданность перемен. В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид) социализация осуществляет интегрирующую функцию, дает обеспечение развитию ощущений и принадлежности к социокультурной общности, после которой личность предстает продуктом разных культур.
Представители бихевиоризма и необихевиоризма В. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс под социализацией подразумевают процесс социального научения, предусматривающий наблюдение и подражание важным моделям поведения. Важными компонентами процесса научения выступают подкрепление, «замещающее подкрепление», само подкрепление. На их взгляд, пройденный набор моделей поведения и предполагает собой личность. В традиционном психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания естественных желаний при поддержке защитных механизмов [21, с. 62].
Представители неофрейдизма особое значение придают «Эго» как основной «адаптирующей инстанции» в ходе общественного формирования личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком разрабатываются модификации социализации на основе рассмотрения социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования «Я». Выявляется, то, что главным результатом социализации считается формирование самосознания личности. Представители гуманистической психологии А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс понимают социализацию как самоактуализацию «Я-концепции» [17, с 102].
Л. С. Выготский выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что дошкольник, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, конкретных социальных взаимосвязей, поскольку он уже считается социальным существом, его первоначально окружают взрослые, и сложно организованное социальное общество, полноправным членом которого ему ещё только предстоит стать [8, с. 55-68].
Представители культурно-исторической детерминации формирования личности Г. Гегель, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин подразумевают соотношение или сходство в духовной организации общества и личности. Располагаясь как многофункциональный орган общества, человек отображает ходом собственного развития структуру напряжений детерминирующей её социокультурной системы [8, с. 55-68].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы