Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Тема: Использование теневого театра в развитии выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Характеристика понятия «выразительная
речь». 7

2. Особенности развития выразительной речи в
старшем дошкольном возрасте  11

3. Значение
театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного
возраста. 18

4. Театр теней
как вид театра и его возможности в развитии выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста. 23

Заключение. 28

Список
литературы.. 29

  

Введение:

 

Речевая деятельность является весьма значимым компонентом
психической деятельности ребенка.
Она
является основным средством коммуникации,
на
основе речевой деятельности происходит развитие мыслительной деятельности и
всех психических компонентов.

В данном аспекте имеют значения все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексико-грамматические
параметры, объем словарного запаса и, несомненно, просодические
характеристики речи, в том числе голос и интонация.

Основная ошибка воспитателей зачастую заключается в том, что
в развитии речи своего ребенка большинство из них делают акцент на развитии в
первую очередь правильного звукопроизношения, меньшая
часть обращает внимание на развитие лексических и грамматических компонентов
речи, и очень малая доля родителей
задумывается о формировании и развитии выразительной речи, интонационной
стороны речи и умения управлять своим голосом и развитии его характеристик.

Выразительность речи дошкольника считается важной чертой
речи как способа общения,
в
ней имеет место быть субъективность отношения ребенка к находящемуся вокруг
миру. Выразительность появляется в то время, когда
у ребенка есть потребность передать в речи не только собственные знания, но
и чувства, отношения. Выразительность
считается следствием осознания того,
о
чем рассказывается.

Интонация является существенным элементом системы языка. Это
подтверждается результатами экспериментально-фонетических
и экспериментально-психологических исследований, проведенных
В.А.
Артемовым. Он
считает, что интонация – это языковое явление, с
помощью которого смысловое содержание предложения, его
коммуникативное значение,
синтаксический
строй и лексический состав получают свое конкретное выражение, т.е. при
помощи которого предложение становится фразой.

Интонация представляет собой звуковое средство языка, с
помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание, его
смысловые части и противопоставляют его по цели высказывания (повествование, волеизъявление, вопрос), выражая собственное отношение к его объекту или предмету.

Недоразвитие интонационной составляющей оказывает влияние
на четкость дикции и,
соответственно, на
понимание речи ребенка окружающими людьми.
Невладение
повествовательной, восклицательной, вопросительной
интонациями, неумение дифференцировать и
демонстрировать определенные эмоциональные нюансы посредство тембральных
характеристик и др. снижает ценность и эффективность
речевой деятельности как основного средства общения. В
этой связи возникает необходимость выбора таких средств работы, которые
позволили бы эффективно развивать выразительность речи дошкольников, например, театрализованная
деятельность, в том числе театр теней.

Театрализованная деятельность предполагает, что
ее участники не просто воспроизводят определенный сюжет, но
и передают эмоции и переживания определенных персонажей с помощью
соответствующих интонаций.
Если
говорить о театре теней,
то
его особенность состоит в том,
что
образ персонажа сам по себе является весьма скудным, нет
возможности представить определенную мимику персонажа, поза
и жесты несколько размыты,
соответственно, выразительные
средства речи обретают первостепенное значение в передаче соответствующих
эмоциональных состояний.
Это
обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Проблема изучения выразительности речи
является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов,
В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова,
Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И.
Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф.
Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)

Цель:
выявление возможности театра теней в развитии
выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1.
На
основании анализа методической и искусствоведческой литературы уточнить основные понятия исследования: «выразительная
речь», «старший дошкольный возраст», «театр
теней»;

2.
Охарактеризовать
театр теней как вид театра

3.
Раскрыть
технологии театрализованной деятельности,
развития
выразительной речи в процессе подготовки и организации показа театра.

4.
Рассмотреть
возможности театра теней в развитии выразительной речи детей старшего
дошкольного возраста.

Словарь основных понятий:

1. Выразительность
речи – это то специфические особенности ее структуры, усиливающие действенность
высказывания, поддерживающие внимание и интерес у читателя или слушателя, и
влияющие на чувства и воображение.

2. Старший
дошкольный возраст – это этап психического развития ребёнка в возрастном
диапазоне от 3 до 7 лет, соответствующий возрасту -5-7 лет.

3. Интонация
– это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий
мелодику; темп; ритм; фразовое и логическое ударения; тембр речи; паузу; силу
голоса.

4. Театрализованная
деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой
деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства
сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста,
художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании
разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре

5. Театр
теней – это вид театра, зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью
динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из
картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью
палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления
с помощью нитей). Куклы освещаются сзади, на экране появляется черно-белое или
цветное изображение.

6. Тембр
речи — звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально — экспрессивные
оттенки: интонация недоверия, восхищения, игривости и т.д.

7. Ритм
речи – звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных
слогов.

8. Дикция
— четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании анализа методической и искусствоведческой
литературы нами были уточнены и раскрыты следующие понятия:

— выразительность речи» — это ее особые характеристики,
которые усиливают эффект от высказывания, позволяю достичь определенного уровня
интереса и увлеченности слушателя;

— «старший дошкольный возраст» — это этап онтогенеза
ребенка, который приходится на возраст 5-7 лет. Именно в этом возрасте ребенок
активно осваивает интонационные средства;

— «театр теней» — это особый вид театра, сюжет в котором
разворачивается посредством плоских фигур персонажей и декораций, которые
освещены сзади, за счет чего создается теневое изображение.

Театрализованная деятельность представляет собой
высокоэффективное средство для развития речи детей: ребенок
является непосредственным участником игрового процесса, ему
необходимо запоминать определенный и текст и передавать с помощью выразительных
средств речи эмоции и переживания персонажа.

Теневой театр с данной
точки обладает особыми возможностями, так как ребенок не может передать эмоции персонажа с помощью выражения
лица и др. В его распоряжении остается
исключительно интонация, голос, логическое ударение и т.д. Соответственно, теневой театр позволяет
эффективно развивать выразительность речи старших дошкольников

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика понятия «выразительная речь» Важным качеством детской речи является
выразительность. В современных научных и методических источниках, проблема
выразительности речи младших школьников нашла отражение в трудах известных
лингвистов: Е. А. Селивановой, В. Карасика, А.К. Михальской, В.М. Пелих, Н.В.
Аниськиной, О.Н. Хрусталёвой и др., психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, А.А. Залевской, Д.Л. Спивак и др., педагогов и методистов: М.Р.
Львова, Т.А. Ладыженской, О.В. Кубасовой и др. Выразительность речи является
понятием неоднозначным, определение его сущности носит дискуссионный характер.

В педагогике сущность понятия «выразительность речи»
обусловлено использованием в речи различных речевых средств и используется для
проявления индивидуальности автора. Как видится, в определении понятия
«выразительность» чёткого определения не существует, оно подменяется простым
перечислением компонентов, характеризующих его.

Как отмечает М.Р. Савова в своём словаре-справочнике
«Педагогическое речеведение», выразительность речи следует рассматривать как
коммуникативное качество речи которое характеризует эффективность
коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью
различных речевых средств [3]. Свободная выразительная речь выступает как
элемент воспитания языковой личности. Также, она является одним из компонентов речевого
развития. Именно это позволяет грамотно общаться с различными людьми — это одна
из новых целей, которую ставит современная жизнь. Поэтому развитие умений
связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать
написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу,
быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений
развития выразительности речи.

Под выразительностью речи понимается такая речь, в которой
оптимально используются лексические и интонационные языковые единицы как
средства коммуникации. Как и любая другая деятельность, выразительность речи
должна быть диагностируемой, что требует оценки её составляющих. На сегодняшний
день именно аспекты лексической и интонационной языковых единиц выступают как
одни из самых актуальных и являются предпосылками создания критериев проверки
выразительности речи. Как показала практика, развитие выразительности речи осуществляется
с учётом трёх направлений.

Первое направление связано с интонационной
правильностью воспроизведения высказывания и стихотворного текста. Данный
критерий был выделен и освещён в современных работах Н.М. Ильенко, А.В.
Богдановой и др. Он предполагал работу с семантическими паузами и логическим
ударением, а также проверку темпа и тембра речи учащихся.

Кроме этого, выделяется ещё критерий восприятия и использования
средств лексической выразительности речи. Это обозначено в работах В.И.
Казаковой, В.И. Шпунтова и др. Векторы работ этих учёных ориентированы на
приобретение детьми умений выделять средства лексической выразительности, такие
как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения
в чужой речи; умение употреблять средства лексической выразительности в собственной
речи.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина выразительностью речи
называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением
к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче
мысли.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует
говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией
понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила,
тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того,
как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы
использует, будет зависеть стиль его связной речи.

Если говорить в целом о речи человека, то необходимо
отметить, что речь, богатая различными интонационными характеристиками,
считается выразительной. К таким характеристикам относятся следующие понятия:

Просодика, представляющая собой сложный комплекс
элементов (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение,
служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений
и категорий, а также экспрессии и эмоций). Интенсивность произнесения
обуславливается степенью усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и
артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости
произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи отражает совокупность тональных
средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении
фразы.

Ритм речи – это упорядоченность звукового,
словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи представляет собой скорость протекания
речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее
артикуляторной и слуховой напряженности. Тембр голоса определяет окраску,
качество звука.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы