Курсовая с практикой Гуманитарные науки Основы творческой деятельности журналиста

Курсовая с практикой на тему Тема и жанр: проблема выбора ( на примере федеральных сми)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Тема и жанр в журналистике 4
1.1. Проблемы выбора 4
1.2. Поиск, анализ и подача информации 8
Глава 2. Проблемы выбора на примере федеральных СМИ 16
2.1. Морально-этический аспект 16
2.2. Жанры телевизионной информации в прямом эфире 19
Заключение 35
Список использованной литературы 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Средства массовой информации формируют и отражают общественное мнение, мнение элит, позицию властей. СМИ являются одним из важнейших инструментов предвыборной кампании. А их собственным инструментом, в свою очередь, являются тема и жанр, о коих пойдет речь дальше.
В самом широком смысле СМИ сегодня можно классифицировать по признаку «печатные – электронные». Для этих двух типов СМИ характерна разная философия восприятия и изложения. Одна из положительных характеристик электронных СМИ – это имитация человеческого общения, кроме того, они более оперативны. К их недостаткам можно причислить зависимость теле- и радиопередач от времени эфира.
Все традиционные средства массовой информации, как правило, связаны с одним способом коммуникации: газета привязана к письменности (реже к изображению); радио – это устная речь, телевидение – это изображение. Именно поэтому, вопреки прогнозам многих исследователей, которые говорили, например, об исчезновении газеты в связи с появлением радио, возникновение каждого нового типа СМИ не приводило к отмиранию уже существующих.
Цель работы: исследовать проблемы выбора темы и жанра для журналистов федеральных СМИ.
Объект исследования: федеральные каналы «Россия 24» и «НТВ».
Предмет исследования: тема, жанр и реализация вещания.
Методы: аналитический, метод обработки на обобщение данных, мониторинг.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из всего вышесказанного мы можем сделать некоторые выводы.
Одной из ключевых мыслей в контексте свободы и механизма выбора темы и жанра журналистом я считаю вопрос коммерциализации СМИ и тот факт, что данный процесс не обошел стороной федеральные каналы. Мы видим как контент искусственно подстраивается под то, что аудитория хотела бы слышать, видеть и в каком формате хотела бы потреблять информационный продукт. Является ли это правильным – вопрос спорный.
Однако вполне очевидно то, что проблемы выбора темы в нынешнее время в федеральных СМИ нет, есть проблема свободы этого выбора. Большая аудитория – большая ответственность вещания и чем больше масса читателей, тем скованнее в своем выборе журналист.
Проанализировав два крупных федеральных канала, можем прийти к заключению, что они во многом унифицированы. Подход, подача, раскрытие темы – за мелкими исключениями сходны, что сглаживает любую уникальность, ранее свойственную каждому из вещателей. И эту тенденцию мы можем проследить на примере любых крупных СМИ любой страны, не только РФ.
Величина аудитории значительно ограничивает журналиста в широте ассортимента тем и еще больше – в вариантах подачи.
Гораздо лучше обстоит дело с жанром: мы можем наблюдать как одна и та же информация на разных каналах зачастую имеет различную подачу и это хорошо. Положительный фактор для журналиста – возможность облекать материал в разнообразную форму.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Тема и жанр в журналистике

1.1. Проблемы выбора
Выбор темы (как, впрочем, и выбор более предпочтительного для вас жанра) — это вечная проблема начального периода профессионального роста. Со временем можно научиться определять, какая информация будет интересна и полезна читателю. И все станет проще. А пока — идете ли вы по улице, едете ли в троллейбусе – нужно слушать во все уши и смотреть во все глаза. Думать везде и всегда (всегда!): «А не может ли это стать темой для материала?».
Важно четко представлять этапы создания журналистского материала. Если материал написан неудачно — редактор его не хватает, и тогда журналист раскладывает свой труд по полочкам, ища, в котором из шагов случился сбой.
Тема — это журналистская удача. Если нет темы, говорят американские журналисты, сходите в парикмахерскую, имея в виду, что темы часто лежат на поверхности. К примеру, однажды вы увидели, что в городе появились очень большие стаи дроздов. Что бы это могло быть? Говорите редактору. Далее планируем сбор фактов. С кем брать интервью? Один или два орнитолога? Где найти специалиста — в университете? Прилет еще могли заметить и другие. А что могут рассказать пожилые люди? А что говорит санэпидемстанция — эпидемия, птичий помет? Как в других городах? А раньше такое случалось? В архиве газеты? А фотоснимки есть? Планируем дальнейший сбор фактов.
Хорошая цитата из уст специалиста, наблюдательного жителя может быть началом материала. И каждое интервью или наблюдение — подсказывает новые источники и факты. Журналистский материал — это тщательно подобранные факты, тщательно и искусно изложенные. Пока фиксируем все факты, которые только возможно, потому что не знаем, какие из них подойдут.
При переходе к шагу планирования время спросить себя — а какова суть материала? Для ответа стоит попробовать вложить весь материал в одно предложение. Важно консультироваться у завотделом, а также планировать: что спросят читатели? Учесть, когда дрозды выводят птенцов? Много съедают зеленых побегов? Опять звоните биологам.
Всякий журналистский материал имеет три стадии воздействия. Материал должен:
1. Привлечь внимание.
2. Привлечь к разговору.
3. Заставить поверить или заставить действовать.
Как влияет наш материал по этим трем элементам, необходимо учесть при планировании. Также при планировании материала необходимо выбрать тональность. Никакой угрозы дроздов — это будет лирическая зарисовка. Но если стаи дроздов таят в себе опасность, например, птичьего гриппа, то нашей корреспонденции вряд ли подойдет юмористический тон.
Понятие тональности пришло из теории литературы.
Мастерскую организацию сквозной тональности, например, можно наблюдать в романе «Знаменосцы», который был широко отмечен критиками. В чем она заключается? Начиная от названия, торжественным маршем по всей Европе проходит армия — освободительница от фашизма. В романе среди персонажей нет ни одного отрицательного героя, что якобы противоречит канонам литературного произведения, в центре сюжета которого обязательно должен быть конфликт между персонажами. А какая тональность у романа «Собор»? Конфликтная, детективная, с множеством сюжетных линий: конфликт между духовностью и материализмом, между трудолюбием и карьеризм, между правдой и ложью в семейных взаимоотношениях. В этом чувствуется рука О. Гончара.
Рассмотрим теперь виды композиционного построения материала. Перекинем мостик к еще одной дисциплине бакалаврской программы института журналистики — «Теории и методики журналистского творчества». Самым распространенным композиционным приемом является опрокинутая пирамида. Он наиболее применяемый для информационных жанров, лучше всего видно эту структуру в сообщениях информационных агентств. Теория журналистики приводит следующие виды композиции:
— статическое изложение;
— последовательный динамичный изложение;
— инверсия;
— обрамления;
— рефрен.
Но если акцентировать внимание именно на методах изложения федеральных СМИ, то необходимо отметить следующий виды композиций.
Проблемный репортаж благодаря своей динамичности, яркости и экспрессивности — достаточно мощное оружие в политической борьбе, спорах за экономические интересы, поэтому активно применяем в крупных СМИ.
По своей природе репортаж, прежде всего с удачно подобранным иллюстративным рядом, несет сильный эмоциональный заряд, воздействуя на читателя не столько аргументацией, сколько удачно подобранными фактами, сопровождающиеся взволнованным, субъективным комментарием самого журналиста.
«Чистого» проблемного репортажа в природе не существует, на процесс его возникновения и написания влияют как субъективные факторы (личность репортера, его предпочтения, настроение), так и объективные причины, вызвавшие потребность в появлении этого материала (редакционный заказ, инвестиции, вложенные в решение проблемы и т.д.).
Разновидности репортажа меняются в зависимости от изменений в общественном сознании, социально-экономических условий, не в последнюю очередь с улучшением материальной базы газетно-журнального издательства. Что касается последней, то современное газетно-журнальное производство разительно отличается от того, что было в Советском Союзе еще 30 лет назад, но безнадежно отстало от западного и североамериканского образцов примерно на столько же лет. Однако даже эти устаревшие формы и методы газетно-журнального производства дают возможность говорить о скором продвижение некоторых разновидностей репортажа. Речь идет прежде всего о фоторепортаже. Старые черно-белые снимки, изуродованные ретушером, заменили яркие цветные фотографии, сделанные цифровыми камерами. Компьютерный дизайн и фотошоп позволяют довести до абсолютного технического совершенства любой снимок.
В РФ, однако, не хватает профессиональных репортеров. Большинство из них работает на зарубежные агентства: Ассошиэйтед Пресс, Рейтер. По подсчетам автора этой работы, по всей стране насчитывается всего полсотни стрингеров-фоторепортеров, и те в основном вынуждены продавать свои фотоснимки за рубежом. Профессиональное образование фотожурналистов практически отсутствует, нет регулярного профессионального обучения. Поэтому пока констатируем изменение материальной базы, улучшение снимков в условиях новых видов печати, но не более.
Изменился и такой вид репортажа, как критический репортаж. Достаточно развитый газетный жанр в советское время назывался критическим рейдом. Как правило, объектами этого репортажного критического рейда были объекты социально-бытовой сферы: больницы, овощебазы, магазины.
Под материалами критического рейда стояло несколько подписей, среди которых обязательно фигурировали фамилии представителя так называемого народного контроля, чиновника из администрации, работников органов внутренних дел и собственно журналиста газеты.
Следует отметить, что критические газетные рейды советских времен были достаточно эффективным оружием, когда речь шла об искоренении локальных недостатков. Согласно советскому законодательству, соответствующие органы должны отреагировать на проверку в течение трех дней (для ответа на обычное письмо предоставлялось десять дней).
За этот довольно короткий срок следовало принять меры по исправлению недостатков, о которых говорилось в газетном материале — критическом рейде. Обычно в советских газетах сразу публиковались короткие или расширенные заметки, из которых читатели с удовольствием узнавали о принятых эффективных мерах.
1.2. Поиск, анализ и подача информации
Исследования и расследования в журналистике основаны на аналитических методах познания действительности, сбора информации, ее обработки и подачи. Ни один факт, ни одно событие не может рассматриваться само по себе. Их необходимо изучать во взаимосвязи со всеми аспектами жизни общества, соотносить и оценивать в соответствии с объективной реальностью.
Тот самый критерий, который нам помогает это делать — тема или объект. Если для расследования необходима глобальная проблема, важная для всего общества, то исследовать можно и «локальные», ограниченные территорией или кругом заинтересованных лиц вопросы.
Также разница между этими двумя формами журналистской работы заключается в подходе. Журналист должен самостоятельно искать информацию, анализировать и строить ее вместе, а для исследования будет достаточной позиция эксперта.
Движемся дальше — написание черновика. Что бы ни было у вас перед глазами — белый лист или монитор компьютера, правило одно — пишите что-нибудь. Иными словами, опытные журналисты советуют не принимать в мыслях лучшие и худшие варианты заголовков, начал, конечностей, а сразу же выкладывать их. Не следует бояться большого количества зачеркивания или вариантов на экране, наоборот, чем больше черновых вариантов, тем лучшим получится конечный продукт.
Следующим требованием является средство журналистской поэтики. Вы задумали хороший материал, и так же, как архитектура величественного здания не выдержала бы плохого стройматериала, например, гнилых бревен, вам для строительства нужны лучшие слова, искусно обработанные. Поэтика включает портрет собеседника или действующего лица, интерьеры и экстерьеры места событий. Значительного динамизма повествованию добавляют прямая речь, диалоги. В вышеперечисленный инструментарий входят красноречивые детали. А художественная деталь, писал еще Тургенев, это талант. В ваш материал могут быть вкраплены портрет, пейзаж, интерьер, автобиографизм, авторское «Я» и еще целый ряд средств журналистской поэтики. Здесь не поздно будет вернуться к шагу планирования материала и внести соответствующие коррективы. Наконец, сколько раз журналист может переписывать материал? В практике нередки случаи, когда редактор вызвав корреспондента, возвращает ему гранки и сопровождает жест одним-единственным словом: перепишите. Иными словами, замечаний так много, что менять надо все. В лучшем случае, редактор укажет пожелание: расширить круг цитируемых экспертов, сократить лирическое отступление, подвести к другому выводу.
Несмотря на разнообразие способов доставки информации и форм подачи, контент остается королем для медиа. Независимо от того, работаете вы в штате или являетесь фрилансером, вы мыслите как редактор и думаете об аудитории. Предложенный вами контент должен быть интересным и релевантным для нее.
Существует немало классификаций жанров, и все в конце концов сводятся к четырем базовым: новость, фичер (или статья), рецензия (или обзор) и авторская колонка. Согласно принятым нормам, первые два жанра являются объективными, остальные — субъективными. При этом все они могут быть как текстовые, так и мультимедийные.
И хотя в современном мире даже новости становятся субъективными, именно сохранение законов жанра должно быть одной из основных ценностей журналиста.
Это важно и для аудитории, поскольку позволяет ей лучше разобраться и понять представленную вами информацию. Соблюдая правила, вы выстраиваете свой имидж профессионального, беспристрастного автора, текстам которого можно доверять.
Можно возразить, мол, популярные блоггеры часто не знают или не соблюдают этих правил. Однако стоит заметить, что в настоящее время приобретает популярность мнение о постепенном упадке эпохи блоггеров, ведь люди нуждаются в качественной журналистской работе и проверенной информации.
Все журналисты знают, что материалы должны быть актуальными. В то же время очень часто культурная тематика воспринимается как нечто вне контекста актуальности. Распространено также мнение, что предлогами писать о культуре могут быть только новые книги или новые выставки. Но это не так.
Придумывать культурные темы можно самостоятельно, формируя при этом собственную повестку дня.
Например, материалы можно актуализировать, учитывая тренды в соцсетях или те вопросы и проблемы, возникающие в обществе и которые культура может помочь понять. Также не стоит забывать о самых простых способах актуализировать тему — годовщины или скандалы.
Кстати, касаясь серьезной темы, не стоит быть снобами. Нет ничего плохого в том, чтобы, затрагивая важный вопрос, апеллировать к звездным именам.
Как заметил однажды бывший исполнительный директор Всемирной службы Би-би-си Джон Тьюс, «культурная журналистика не обязательно должна быть серьезной и академической, она может быть увлекательной и иметь чувство юмора, тогда интерес общества к ней будет расти».
Следует постоянно думать о своем читателе — кто он, где он живет, какие знания имеет о предмете. Объясняйте все, что может быть потенциально новым и непонятным читателю, чтобы ваш текст мог достичь самых разных аудиторий — от региональных до международных.
Уважайте аудиторию и не будьте высокомерными по отношению к ней. Можно писать так, чтобы тексты были познавательными, но не дидактическими. Уважение проявляется в том, что журналист стимулирует читателя к развитию и рассказывает ему что-то новое.
Журналистика переживает кризис доверия к себе. Скажем, сейчас в Великобритании значительно возросло количество людей, называющих себя журналистами. Однако это вовсе не означает, что они соблюдают правила профессии, например, проверяют информацию и указывают источники информации. В результате, факты ненадежные материалы — предвзяты.
Подготовка, безусловно, начинается с выбора темы. «Мой опыт свидетельствует о том, что культурная журналистика — это сделать тему, которая интересна для меня, интересной для наибольшего количества людей», — говорит Майя Грегг, известный публицист из США.
Для этого стоит искать точки пересечения культуры с другими сферами интереса. Самый простой пример: человек не интересуется, но следит за новостями об экологии и окружающей среде. Если вы напишете о выставке, посвященной этой тематике, или художника, работающего с темой, вероятность того, что заинтересованный в Экотеме человек прочитает ваш текст, значительно возрастает. И точно такая же логика в формировании контентной повестки любого федерального телеканала.
Поэтому следует регулярно тренировать навык находить максимум таких пересечений интересов для каждого вашего материала.
Майя рассказывает, что несколько лет назад делала интервью с мозамбикским писателем Миа Коуту. Это, очевидно, очень нишевая тема. Очень мало людей интересуется Мозамбиком, книгами на португальском или даже переводами с этого языка.
Для того разговора были очевидны новостные поводы. У писателя только что вышел новый роман, который назывался «Исповедь львицы» (Confession of a Lioness), которая к тому же вошла в короткий список номинантов на международную Букеровскую премию. Кроме того, на экранах тогда шел детективный сериал, часть сюжета которого была связана с Мозамбиком. А сама страна отмечала 40-летие своей государственности. Благодаря этому о стране много писали СМИ, она была на слуху.
Итак, это уже четыре крючка для актуализации истории.
Однако, когда Майя вернулась в Лондон и начала работать над материалом, в медиа только разгорелся громкий скандал. Именно тогда произошла история с убийством мозамбикского льва Сесила. 13-летний зверь жил в местном национальном парке и был нелегально застрелен американским охотником за трофеями Уолтером Палмером. История была на первых полосах.
Тогда Майя снова написала Миа Коуту, который является не только писателем, но и биологом и экспертом по сохранению видов животных. К разговору добавилась эта тема, которую затрагивала также его книга.
В то же время мозамбикское правительство объявило о сожжении конфискованной у контрабандистов слоновой кости. Это было частью международной программы по борьбе с нелегальной добычей этого материала, из-за чего процесс также активно освещали в прессе.
Итак, имеем уже шесть информационных поводов, все они были использованы при написании текста. Благодаря этому материал прочитало больше людей — не только те, кто интересуется литературой, но и те, кто интересуется смежными темами.
Описывая культуру, нужно постоянно держать руку на пульсе событий в стране и в мире. И связывать темы. Конечно, вы не будете глубоко разбираться в смежных темах, но есть привилегия — ведь именно вы задаете вопрос и можете попросить экспертов и ваших героев объяснить вам что-то непонятное.
Конечно, очень часто журналисты выбирают героев для интервью, руководствуясь собственными интересами и предпочтениями. Именно поэтому стоит всегда иметь собственный список желаемых тем и героев и обращаться к нему, когда что-то из списка вдруг приобретет актуальность. Будьте изобретательными в процессе актуализации. Это может быть даже 50-летие вашего любимого романа.
Прежде, чем договариваться об интервью, узнайте как можно больше о герое и знайте фокус вашего разговора. Конечно, времени всегда мало, но стоит хотя бы попытаться это сделать. Знание темы может быть вашим преимуществом среди других журналистов. Например, если вы договариваетесь об интервью с человеком, который только выиграл какую-то награду, то заявив тему разговора и фокус, вы будете выглядеть более выигрышно, чем коллеги, которые просят об интервью только ради информационного повода.
Договариваясь об интервью, старайтесь завоевать для себя как можно больше свободы. Во время разговора не должно быть предварительно запретных тем, которых нельзя будет касаться.
Майя советует не отправлять предварительно список вопросов. Если герои интервью, увидев вопрос, решат отказаться от разговора, вы просто зря потратите время на их детальную разработку. Уместно очерчивать темы разговора и, возможно, попросить подготовить определенную фактологическую информацию (цифры), которую вряд ли человек вспомнит без подготовки.
Многих интересует вопрос согласования текста разговора. Если это расшифровка в формате «вопрос-ответ», то не показать ее нет причин. Если же вы пишете фичер или профайл, то это уже авторский текст журналиста. И сверять с героем уместно только прямые цитаты и факты.
В общем, соглашаясь на разговор, герой выражает свое доверие вам и СМИ, с которым вы сотрудничаете. Поэтому помните о своем авторитете как автора и заботьтесь о нем всегда.
Когда вы уже договорились, начинайте основательную подготовку. Глубина исследования зависит от того формата, который вы выберете для подачи. Если это фичер или профайл, он предполагает хорошее знание всей деятельности героя. Для привязанного к информационному поводу интервью в формате «вопрос-ответ» может хватить понимания актуального контекста и общих знаний о человеке. Это все, что касается вводных и базовых данных относительно выбора темы и жанра.
Довольно интересно будет упомянуть и «особые» жанровые формы.
Американские специалисты в частности выделяют такую форму интервью, как разговор по телефону. Телефонное интервью, по мнению автора исследования, в РФ де-юре не принято, хотя существует де-факто. Речь идет о телефонном звонке журналиста к хорошо знакомому специалисту или эксперту с просьбой прокомментировать то или иное событие именно в форме блиц-интервью. Запись производится на магнитофон. Именно интервью, как правило, имеет характер интервью-монолога. Продолжительность его ограничивается несколькими минутами любезной беседы и, при условии хороших отношений с респондентом, журналист не заверяет текстовый материал. Такие интервью часто практикуются в политической журналистике с политтехнологами, экспертами, различными специалистами, которым периодически следует «засвечиваться» на страницах газет, чтобы поддержать свой имидж. Задуманные редакцией именно в стиле блиц-материала, эти интервью обычно начинаются со слов: «Скажите несколько слов …»; «Коротко выскажите Ваше мнение …»; «Кратко объясните …».
Практически ни одно специальное исследование, учебник или пособие по журналистике не рассматривает проблем, возникающих после публикации интервью. А они, эти проблемы, порой превосходят все ожидания, поскольку общественный резонанс после выхода материала может быть как откровенно положительный, так и враждебно отрицательный.
Итак, интервью часто выступает не только как жанровый материал. Оно служит лакмусовой бумажкой, экзаменом на этическую категорию правды, понятия добра и зла, реализуемых в ответах респондента в разговоре с журналистом.
Таким образом, группа информационных жанров в современной печатной журналистике имеет тенденцию к чрезвычайно быстрому и динамичному развитию. Происходит взаимопереход жанров в пределах самой информационной системы, что свидетельствует о повышении профессионального уровня российских журналистов, которые вовремя реагируют на запросы читательской аудитории.
Среди информационных жанров наиболее употребляемыми в печатных СМИ является репортаж и интервью. Формы и инвариантность этих жанров мало разработанны российской публицистической наукой и поэтому журналисты-практики часто действуют наугад, интуитивно ища оптимальные методы представления материала. Отставание национальной репортерской школы от западных и североамериканских стандартов обусловлено десятилетиями фактического упадка системы информационных жанров, подлежавших строгой цензуре в условиях однопартийной системы и государственной собственности на СМИ.
Однако система информационных жанров, действуя в новых социально-экономических условиях, быстро восстанавливается, отвечая на общественные запросы читателей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы