Курсовая с практикой на тему Тема: Формирование у учащихся ценностного отношения к культуре в 9 классе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у
старшеклассников ценностных отношений к культуре. 6
1.1
Культура как ценность. 6
1.2
Методические приемы формирования у школьников ценностных отношений к культуре. 9
Глава 2. Практика формирования ценностного отношения к
культуре у учащихся 9 класса. 16
2.1
Потенциал УМК в процессе формирования ценностного отношения к культуре у
учащихся в 9 классе. 16
2.2
Методические разработки по формированию у школьников 9 класса ценностных
отношений к культуре. 23
Заключение. 31
Список используемой литературы.. 33
Приложение 1. 36
Введение:
Актуальность исследования. В
развитии современного общества сочетаются два основных направления: следование
опыту, ранее накопленному человечеством, и привнесение чего-то нового в каждое
поколение. Культурные традиции — это способ передачи социально-исторического и
культурного опыта людей. В быстро меняющейся среде человек ищет стабильную
опору и находит ее в виде традиций. Именно потенциал культурных традиций может
стать фактором формирования гражданского согласия, основанного на гуманизме, культурном
диалоге и взаимном уважении. В этих условиях становится актуальным формирование
личности, передача культурных традиций из поколения в поколение.
Сегодня показано разрушение
культуры, лишенной прошлого и традиций. Это определяет значение культурных
традиций как условий общественного существования, развития и взаимообогащения
людей. Культурные традиции — одна из важнейших ценностей современного мира,
гарантирующая сохранение и развитие общества и каждого человека. Ценность
культурных традиций происходит при формировании ценных взаимоотношений.
Школа имеет потенциал формировать
отношение учащихся к культурным традициям. Это связано с системностью школьного
обучения, возможностью постепенного выполнения поставленной задачи с учетом
возрастных и психологических особенностей учащихся. В то же время гуманитарные
дисциплины имеют большое значение для формирования ценностного отношения к
культурным традициям, поскольку специфика человеческого знания связана с
ценностно-смысловым развитием человеческого существования. Кроме того, наиболее
чувствительным временем для формирования ценностного отношения к культурным
традициям является старшая школа — время активного формирования мировоззрения,
приобретения определенных ценностей — одна из составляющих этого процесса.
Историография по данной теме
достаточно обширна. Вопрос изучения культуры в общеобразовательном учреждении
подробно рассматривался многими авторами, но для культуры на уроках истории и
обществознания отводилось всегда мало времени. Методика обучения истории под
редакцией Дайри Н.Г., от 1977 года, указывает на недостаток данного компонента
в программе.[1]
Методика обучения древнего мира и средних веков в школе под редакцией
Коровкина, так же компонент культуры рассматривается как не основной, по
отношению к непосредственно образовательным программам.[2] Более поздние издания по
педагогике содержат в себе упоминания о культуре России, других стран в
различные периоды, среди них учебное пособие К. Линденберга «Обучение истории».[3] Огромный акцент на
культуризацию образовательного процесса был сделан с принятием Федерального
Государственного Образовательного Стандарта первого поколения.
Учебные пособия по истории
дополнились вопросами культуры, религии, что позволит развивать личность
обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной. А с учетом принятия
Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения в
2010 году вопрос культуры был значительно акцентирован в учебной и методической
литературе по многим предметам, в том числе по истории и обществознанию,
например, в учебном пособии «Обществознание» для 9 класса под редакцией А.А.
Вигасина.[4] Культура активно
внедряется во все области образовательного предмета и формирует новые
межпредметные связи.
Объект исследования — процесс
обучения истории в 9 классе
Предмет исследования —
формирование ценностного отношения к культурным традициям в 9 классах.
Цель исследования — составить
целостное представление о изучении русской культуры на уроках истории в
Российской Федерации в условиях реализации историко-культурного стандарта.
Гипотеза исследования: формирование
ценностного отношения к культурным традициям будет более эффективным, чем в
массовом опыте, если ценностное отношение к культурным традициям является одной
из основных целей образовательного процесса и личным приоритетом учащихся 9-х
классов.
Согласно цели и гипотезе были
определены следующие задачи исследования:
1. Изучить культуру как ценность;
2 Проанализировать методические
приемы формирования у школьников ценностных отношений к культуре ;
3.Выявить потенциал УМК в
процессе формирования ценностного отношения к культуре у учащихся в 9 классе;
4.Разработать методички по
формированию у школьников 9 класса ценностных отношений к культуре .
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы исследования — теоретические: анализ литературы
по проблеме исследования, моделирование.
Теоретическая значимость
результатов исследования будет определяться его вкладом в разработку
педагогических основ формирования ценностного отношения старшеклассников к
культурным традициям.
Структура работы. Работа состоит
из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. [1]
Дайри, Н.Г. Методика обучения истории. / Н.Г Дайри. — М.;1977. -358с. [2]
Коровкина, Ф.П. Методика обучения истории в средней школе. / Ф.П. Коровкина. —
М, 1978. -234с. [3]
5Линденберг, К. Обучение истории. / К. Линденберг. — М.; 1997. -345с [4]
Вигасина, А. А Обществознание» для 9 класса/ А.А Вигасин. -М.;2010. -345с
Заключение:
Одна из основных целей изучения истории —
развитие мышления учащихся. Не менее важной целью изучения прошлого является
интеграция человека в культурную среду, созданную его предками. В современных
условиях основной задачей обучения является не только получение учениками
определенного объема знаний, но и формирование у них навыков и умений
самостоятельно получать знания.
Изучение вопросов культуры на уроках истории
помогает формировать ценностные ориентации и убеждения учащихся, основанные на
личном понимании исторического опыта, восприятии идей гуманизма, уважения прав
человека, патриотизма и взаимопонимания между народами. Растет интерес к
истории и культуре своей страны и других народов, а также желание сохранить и
приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества. История
способствует развитию современного исторического сознания, учит воспринимать
национальные и мировые культурные традиции, и ценности прошлого в связи с
настоящим, дает опыт.
Ценностное отношение к культурным традициям
представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное
образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «культурные
традиции», включающее в себя знание о ценности «культурные традиции»,
эмоционально-оценочное отношение к нему, осознание культурных традиций как
личностной и социальной ценности и проявляющееся в реализации деятельностных
аспектов отношения.
Содержательное наполнение когнитивного,
эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов ценностного
отношения к культурным традициям обусловлено потенциалом гуманитарных
дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции», и спецификой
присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте. Выбор критериальных
оснований ценностного отношения к культурным традициям определен его
компонентным составом. Уровни проявления исследуемого личностного образования
выступают показателями его сформированности у старшеклассников.
Процесс формирования у старшеклассников
ценностного отношения к культурным традициям включает три этапа. В ходе
ори-ентационного, эвристического, рефлексивно-прогностического этапов
происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования
соответственно уровням его проявления. Логика процесса формирования у
старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям обусловлена
психологической основой, представленной процессами смыслообразования,
смыслоосо-знания, смыслостроительства.
Процесс формирования у старшеклассников
ценностного отношения к культурным традициям эффективен при организации
проблемных ценностно-значимых педагогических ситуаций, являющихся комплексным
средством воздействия на личность. Они включают в себя ценностное содержание
гуманитарных дисциплин, организованное на основе аспектной ценностной проблемы;
аспектные ценностно-смысловые задачи, направленные на освоение школьником
личностного смысла ценности «культурные традиции» посредством разрешения
аспектной ценностной проблемы; взаимодействие субъектов учебного процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы формирования у старшеклассников ценностных отношений к
культуре 1.1 Культура как
ценность
Ценность
– это то, что связует субъект и объект неразрывной нитью несения смысла, с
одной стороны, и постижения смысла – с другой; приобщает индивида к
надындивидуальной общности, целостности; является ориентиром для сознания
субъекта; способствует приданию внутренней цельности и смысла бытию, задает
образ будущего[1].
В
связи с необходимостью подчеркивания тесной взаимосвязи культуры с человеком
ценность культуры в философском смысле может быть представлена как ценностное
отношение к культуре, осмысление субъектом культуры, отнесение культуры к
значимости через переживание ее ценностной сущности; осмысленное значение
культуры, задающее характер определенных созидательных (благих) действий
субъекта (ориентирующее субъекта на их совершение), цельность и смысл бытия
субъекта и новые смыслы будущего. Проблема ценности культуры может быть
охарактеризована как проблема осмысления культуры в качестве ценности,
поставленная в философском ключе[2].
Исторически можно
выделить три основных этапа философского исследования проблемы ценности
культуры[3].
Зарождение в философской мысли ценностных притязаний и сущностного
представления о культуре изначально происходило в онтологическом ключе. [1]
Булаева, Д. В. Проблема ценности культуры на рубеже XX – XXI вв.: философское
осмысление / Д. В. Булаева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. –
2011. – № 2 (26). – C. 66–68 [2]
Там же [3]
Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 1996. – 152 с