Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Тема детства в рассказах В.Осеевой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения прозы для детей В. Осеевой 6
1.1.Творческий путь В. Осеевой в детскую литературу 6
Глава 2. Особенности темы детства в рассказах В.Осеевой 6
2.1. Положительные и отрицательные стороны детей в рассказах В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Печенье» 19
2.2. Мир детей и взрослых в рассказах «Отцовская куртка», «Татьяна Петровна» 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Глоссарий 38
Приложение 40

 

  

Введение:

 

Актуальность. Нравственное воспитание личности ребёнка — одна из самых важных задач ДОУ. В современном ДОУ большое внимание уделяется ориентации детей на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.
Работая с детьми, педагог обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. По мнению В.А. Сухомлинского «Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого)».
Художественная литература играет большую роль в формировании нравственных ценностей у дошкольников. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу. Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое ценности истинные и что — ложные. Ее задача — научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
Эффективность формирования нравственных ценностей у дошкольников будет заключаться в том, что воспитательные приемы будут способствовать раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств дошкольников, а именно доброты, справедливости, уважения к другим людям. Всё это возможно реализовать с использованием произведений В.А. Осеевой.
Знакомство с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе при грамотно организованном педагогическом процессе будет способствовать, как личностному, так и жизненному самоопределению школьника, основанному на нравственных ценностях. Каждое произведение писательницы проникнуто нравственным содержанием, стремлением научить детей различать добро и зло, правильно оценивать свои и чужие поступки. Каждый из её рассказов заставляет задуматься. Произведения В.А. Осеевой представляют собой образцы человеческих отношений, учат честности, уважительному и внимательному отношению ко всем, кто нас окружает. По мнению Н.Н. Мулярчик и Г.И. Тарасовой, рассказы В.А. Осеевой хороши тем, что писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками на близких детям примерах. Рассказы Осеевой учат детей анализировать свои и чужие поступки и делать правильные нравственные выводы.
Однако практика школьного обучения показывает, что формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения. Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация дошкольников на нравственные ценности.
Тематика детских рассказов В.А. Осеевой разнообразна. Она так же многогранна, как и сама жизнь. О чем только не рассказывает писательница своим маленьким друзьям. Чувство уважения к старшим, забота о слабых, внимание к заболевшим раскрываются во многих простых по сюжету, но впечатляющих рассказах сборников «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья».
Валентина Александровна помогает своим юным читателям распознавать истинную дружбу, не ссориться из-за пустяков, не быть злопамятными. В рассказах «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Плохой товарищ», «Тетрадки», «На катке», «Кто хозяин», «Навестила» писательница остроумно высмеивает многие отрицательные черты в поведении детей. «Что легче: лгать или говорить правду?», – спрашивает она в своих рассказах.
От души посмеются маленькие читатели над болтливыми девочками из рассказа «Три сороки», над пустословами из рассказа «Время», над хвастливым зайчишкой из сказки «Заячья шапка». А потом задумаются: а нет ли и среди них подобных врунов и хвастунишек? Чтобы активизировать мысли и чувства ребенка, автор часто идет от противного, то есть показывает отрицательные примеры и вызывает их осуждение. В сказке «Добрая хозяюшка» поначалу все складывается вроде бы мило и забавно: девочка променяла петушка на курочку, курочку на уточку, уточку на щенка, но вдруг – резкий поворот сюжета: щенок удрал от девочки: «Не хочу с такой хозяйкой дружить, не умеет она дружбой дорожить !»
Объект исследования: рассказы В.Осеевой.
Предмет исследования: анализ темы детства в рассказах В.Осеевой.
Цель работы является анализ темы детства в рассказах В.Осеевой.
Задачи:
1. Охарактеризовать творческий путь В.Осеевой в детскую литературу.
2. Охарактеризовать рассказы В.Осеевой в УМК для дошкольного образования.
3. Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны детей в рассказах В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Печенье».
4. Охарактеризовать мир детей и взрослых в рассказах «Отцовская куртка», «Татьяна Петровна».
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ произведений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Валентина Александровна Осеева – одна из самых ярких и значительных писателей в той группе писателей, которые прочно вошли в нашу детскую литературу . Осеева находится в одном ряду с такими замечательными детскими писателями как Лев Кассиль, Николай Носов, Алексей Мусатов. Эти писатели обращались к уму и сердцу подростков.
Приход Осеевой в литературу был подготовлен всей ее биографией, она по праву заняла достойное место среди детских писателей страны. Одним из первых ее рассказов был рассказ «Бабка», вышедший в свет в 1939 году. Затем были написаны притчи «Синие листья», «Время». Далее читатели познакомились с рассказами «Заячья шапка», «Добрая хозяюшка». В 1955 году были написаны сказки «Кто сильнее?», «Волшебная иголочка». Первые публикации стихотворений читатели могли прочитать в сборнике «Снежки».
За трилогию «Васек Трубачев» Валентина Александровна была удостоена Государственной премии СССР. Повесть «Динка», написанная в 1959 году стала настольной книгой многих подростков страны послевоенного времени. В 1969 году в свет выходит продолжение повести, которое становится заключительным в творчестве писательницы. В 1969 году Осеева ушла из жизни.
В своих произведениях В.А. Осеева, как правило, не формулирует вывод, предоставляя эту возможность своему читателю. Так, в рассказе «Печенье» братья разделили все печенье поровну (вроде справедливо), но забыли маму и бабушку. В рассказе «Навестила» Муся наведалась к тяжело больной подруге, но ничем не помогла ей. В рассказе «Синие листья» девочка дала подружке зеленый карандаш, но с такой неохотой, что подружка отказалась его взять.
Человек, думающий только о себе, остается, в конце концов, один, а это тяжело и грустно. Ребенок должен прочувствовать эту истину, чтобы сделать следующий шаг в направлении к бескорыстному добру в отношениях с людьми. Об этом рассказы писательницы «Просто старушка» и «Просто так».
Валентина Осеева не только прозаик, но и поэт. Ее стихи – это разнообразный мир детских чувств и впечатлений. Не все стихи одинаково удачны, но в лучших из них дети найдут живые описания природы и животных.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения прозы для детей В. Осеевой

1.1. Творческий путь В. Осеевой в детскую литературу

В. А. Осеева – известный детский писатель середины ХХ века. Педагог с большим педагогическим опытом, она написала ряд произведений, пользовавшихся огромной популярностью у нескольких поколений школьников и оказывавших заметное воздействие на воспитание ребят младшего, среднего и старшего возраста. Это рассказы «Волшебное слово» и «Синие листья», повесть-трилогия «Васек Трубачев и его товарищи», повесть-дилогия «Динка». Каждая книга писательницы выходила несколькими многотиражными изданиями, включалась в рекомендательные списки литературы и постоянно использовалась педагогами в образовательном процессе. Творчество В.А. Осеевой продолжает привлекать внимание издателей и педагогов и в наши дни, поскольку общечеловеческая проблематика делает его нравственно и педагогически актуальным. Кроме того, оно представляет и историко-культурный интерес, знакомя читателя с художественным отображением ушедшей в прошлое эпохи.
Но, как это ни странно, большого внимания исследователей В.А. Осеева не удостоилась. О ней писали редко и скупо. Ее имя встречается даже далеко не во всех биографических словарях, посвященных литературе ХХ века. Из того, что заслуживает внимания, можно отметить вступительную статью З.Д. Корозы в собрании сочинений В.А. Осеевой , статью О.Д. Постоваловой «Особенности пространственных образов в автобиографической повести В.А. Осеевой «Динка» .
Не будет преувеличением считать, что творчество В.А. Осеевой изучено мало. Но изучения оно, несомненно, заслуживает. Это обусловлено и психолого-педагогическими, и литературными, и общекультурными факторами. При этом необходимо учитывать, что изучение творчества писателя – это одна из форм его популяризации, а также средство повышения качества читательского восприятия. В подобного рода исследованиях нуждаются и библиотеки, и педагоги, и рядовые читатели, желающие получить сведения об интересующем их писателе и его творчестве. Кроме того, детская и подростковая литература — неотъемлемая часть национальной литературы, и без представлений о ней невозможно создать достаточно полную и выверенную картину развития художественной словесности. Это обстоятельство далеко не всегда учитывается в полной мере.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы