Курсовая с практикой на тему Тема: Ценовая и неценовая конкуренция экономических стратегий российского бизнеса.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Конкуренция и стратегия: понятия и сущность
экономических явлений
2. Ценовая конкуренция хозяйствующих субъектов
3. Неценовая конкуренция хозяйствующих субъектов
Список используемой литературы
Введение:
Актуальность
темы курсовой работы. В условиях противоречивости и отсутствия единого вектора
развития ценовой и неценовой конкуренции на рынках продукции потребительского и
производственно-технического назначения современные субъекты вынуждены
самостоятельно вырабатывать и реализовывать специализированные стратегии,
применять и оценивать реальную эффективность традиционных и инновационных форм,
методов и инструментов конкурентной борьбы.
Ценовая
и неценовая конкуренция и конкурентоспособность стали предметом изысканий и
основой научных результатов таких российских ученых, как Архипов А., Барткова
Н., Голубков Е., Кабанов В., Кревенс Д., Кузнецов Н., Макушкин А., Михайлов О.,
Мазилкина, Окрепилова И., Пономарев А., Пономарева А., Прежедецкая Н.,
Паничкина Г., Никитина Е. и др.
Маркетингово-конкурентные
стратегии на основе ресурсного и стратегического подхода к деятельности в
пределах промышленных рынков рассматривались и оценивались такими
исследователями как Аакер Д., Ансофф И., Минетт С., Портер М., Тейлор Ф.,
Уэбстер Ф., Файоль А., Форд Г., Эмерсон Г., отмечены вниманием ряд российских
исследователей: Авдеева Е., Адамов А., Азоев Г., Градов А., Глухих Л., Ковалев
А., Костоглодов Д., Кочетков А., Клейнер Г., Лобаснова О., Сенюк А.,
Фатхутдинов Р., Федько В., Юданов А. и др.
Цель
курсовой работы – исследовать ценовые и неценовые конкурентные экономические
стратегии российского бизнеса.
Задачи
курсовой работы:
—
раскрыть суть понятий конкуренция и стратегия;
—
рассмотреть ценовую конкуренцию хозяйствующих субъектов ;
—
изучить неценовую конкуренцию хозяйствующих субъектов;
—
проанализировать специфику ценовой и неценовой конкуренции в стратегических
направлениях развития малого и среднего бизнеса в России .
Объект
исследования – ценовые и неценовые конкурентные экономические стратегии российского
бизнеса.
Предмет
исследования – особенности ценовых и неценовых конкурентных экономических
стратегий российского бизнеса.
Теоретическая
база исследования – основные теоретические подходы и истории происхождения,
раскрывающие сущность конкуренции и монополии.
Методологической
базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы
научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных
абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и
сбора фактов.
Эмпирическая база исследования – учебники по
экономическим дисциплинам, прежде всего, по экономической теории, труды ученых,
в которых рассмотрена проблема исследования, Интернет-ресурсы.
Заключение:
Конкуренция
является необходимым и определяющим условием нормального функционирования
рыночной экономики. И хотя она несет в себе негативные последствия, такие как:
возникновение недобросовестной конкуренции, монополизация рынков и т.д. Они
меркнут в сравнении с ее положительными сторонами. К таким можно отнести
стремление продавцов не просто остаться на рынке, но и расширить свое
производство, усовершенствовав техническое оснащение, условия труда,
обслуживание покупателей и расширив свой ассортимент. Как бы то ни было,
конкуренция – двигатель экономического прогресса, именно в условиях
конкурентной борьбы осуществляется замена старого оборудования на достижения
научно-технического прогресса.
Итак,
можно сделать следующие выводы:
– конкуренция – это необходимое
соперничество участников рынка за лучшее производство или потребление;
– существуют два вида методов конкурентной
борьбы: ценовой, неценовой.
Ценовая
дискриминация – это ситуация на рынке, где один и тот же товар, услуга
продаётся различным покупателям по различным ценам. А. Пигу – английский
экономист, представитель неоклассической школы выделил три степени ценовой
дискриминации и представил её в современный вид. Первым видом является
совершенная ценовая дискриминация осуществляется тогда, когда каждая единица
продукции продаётся по максимально возможной цене, которую покупатель готов
заплатить. Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение
различных цен в зависимости о покупаемого объёма. И ценовая дискриминация
третьей степени осуществляется на основе деления рынка на сегменты, где
выделяются группы покупателей, каждой из которых назначаются определённые цены.
Все три степени имеют свои определённые условия.
Проведение
ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу
наличия у монополиста власти над ценой.
В
заключение отметим, что конкуренция играет огромную роль в современном
хозяйстве. Ведь конкуренция – это то, что помогает производителям понимать, что
именно нужно покупателям, она заставляет участников экономической деятельности
улучшать свое производство, что несомненно приводит к увеличению
производительных сил в масштабе всего государства.
Фрагмент текста работы:
1. Конкуренция и стратегия: понятия и сущность экономических
явлений
Конкуренция
– означает соперничество между субъектами рыночных экономических отношений за
лучшие условия производства и реализации товаров [2].
В
условиях рыночной экономики конкурентная борьба неизбежна, так как большое количество
равноправных субъектов, обособленных друг от друга, но все же зависящих от
конъюнктуры рынка, стремятся получить максимальную выгоду, удовлетворив
покупательский спрос.
В
современной трактовке ключевым моментом в понятии конкуренции является не соперничество
в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на нее.
Конкуренция
– это двигатель экономического прогресса, потому что именно в условиях
конкуренции продавцы стремятся не просто сохранить свое производство, но и
расширить его, путем усовершенствования технического оснащения, повышения
качества товаров, расширения ассортимента, улучшения обслуживания покупателей.
Конкуренция способствует вытеснению неэффективных предприятий из производства.
Конечно,
конкуренция имеет свои недостатки. В условиях конкурентной борьбы существуют не
только победители, те, кто только приумножает свои богатства, но и проигравшие,
те, кто сталкивается с такими негативными проявлениями конкуренции, как
разорение, безработица, обнищание, социальная несправедливость, нестабильность,
образование монополий.
По
крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция есть столкновение
старого с новым: на замену старому оборудованию, устаревшим товарам приходят
новые технологии, новые товары, новые методики производства и организации.
Необходимо различать виды конкуренции: ценовую, неценовую, совершенную,
несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а
также конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей.
Ценовая
конкуренция базируется на регулировании цен для вытеснения соперников. Как
правило, для увеличения прибыли производители повышают цены на продукцию,
однако для привлечения покупателей цену снижают. Так, ценовая конкуренция
основывается на увеличении продаж за счет разницы цен на продукцию, аналогичную
по качеству продукции конкурента.
Неценовая
конкуренция, наоборот, осуществляется, не затрагивая цены на товары. Она
ориентирована на удовлетворение потребительских запросов рынка и предполагает:
повышение качества продукции, создание новой продукции, увеличение услуг,
способствующих реализации товара на рынке, применение маркетинговых услуг [10].
Совершенная
конкуренция представляет собой такой вид конкуренции, при которой на рынке
представлено множество фирм с однородной продукцией. Вход на такой рынок и
выход из него являются свободными, а цена регулируется спросом и предложением.
В
условиях несовершенной конкуренции вступление в рынок и выход из него
предполагают осложнения, доступ к информации ограничен, а товары отличаются
уникальностью и специализированностью. Производители оказывают влияние на
уровень цен.
Прямая
конкуренция характеризуется своей открытостью. Предприятия оповещают о снижении
цен, обмениваются информацией о ценах на товары между другими предприятиями,
выпускающими такую же продукцию.
Косвенная
конкуренция, напротив, отличается скрытностью, часто связана с
недобросовестностью производителей и продавцов, использующих нечестные методы
конкурентной борьбы.
Отраслевая
конкуренция характеризуется соперничеством внутри определенной отрасли. А в
условиях межотраслевой конкуренции соперники стремятся наиболее выгодно вложить
капитал в какую-либо отрасль, которая обеспечит прибыль.
Конкуренция
продавцов предполагает избыток товара на рынке, из-за чего производителям
приходится снижать цены, чтобы реализовать свою продукцию. В то время как
конкуренция покупателей – это соперничество за получение конкретных товаров на
рынке дефицитных благ, из-за чего цены на такие товары повышаются.
Так
или иначе, роль конкуренции в современном рыночном хозяйстве велика:
1 с помощью закона стоимости и законов
спроса и предложения конкуренция сопоставляет затраты самих производителей с
общественно-необходимыми затратами труда.
2 Конкуренция побуждает и производителей, и
покупателей учитывать потребности рынка.
3 Конкуренция через механизм колебания цен
и законы спроса и предложения порождает механизм саморегулирования рынка.
4 Конкуренция осуществляет функцию
рыночного размещения ресурсов, которая означает миграцию ресурсов туда, где они
больше нужны, и, следовательно, где будет больше отдача.
5 Конкуренция зарождает среди
производителей три типа поведения: приспособленческое, связанное с изменением
продукции только потому, что это делает конкурент, обеспечивающее,
способствующее стабилизации производителя на рынке, или новаторское, приводящее
к экономической победе над конкурентами за счет каких-либо новаций.
6 Конкуренция выполняет контролирующую
функцию, стремясь минимизировать монополизацию.
7 Конкуренция
выполняет стимулирующую функцию: каждый производитель стремится сделать свой
товар конкурентоспособным на рынке, повысить эффективность своего производства,
при этом максимально снизив затраты.
8 Не менее важными являются и
социально-экономические следствия конкурентной борьбы, которая предоставляет
экономическую свободу каждому субъекту рыночных отношений, при этом обучая их
предприимчивости [3].
Таким
образом, можно сказать, что конкуренция – один из важнейших элементов рыночной
экономики, без которой не было бы экономического прогресса.
Для
проведения конкурентного анализа и определения наиболее приемлемых конкурентных
стратегий необходимо исследовать понятие «конкурентная стратегия», ее место в
иерархии стратегий, а также рассмотреть виды конкурентных стратегий по разным
классификациям.
В
иерархии стратегий существует три уровня стратегии: корпоративная стратегия,
бизнес-стратегия и функциональная стратегия. Место конкурентной стратегии
следует определять на уровне бизнес-стратегий.
Основателем
конкурентной стратегии по праву считается М. Портер, который отметил, что
«конкурентная стратегия предусматривает наступательные или оборонительные
действия, которые применяются с целью защиты позиции от пяти конкурентных сил»
[11].
Несколько
иное понятие данного термина предлагают Томпсон и Стрикленд: «стратегия
конкуренции компании включает в себя подходы к бизнесу и инициативы, которые
она использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и
укрепления своей позиции на рынке» [2].
Существует
несколько классификаций конкурентных стратегий. М. Портер выделял три основных
вида конкурентных стратегий: стратегия лидирования в затратах, стратегия
дифференциации и стратегия фокусирования.
Стратегия
лидирования на основе снижения издержек базируется на оптимизации всех частей
производственно-управленческой системы: производственных мощностей,
использующих технологические преимущества крупномасштабного производства;
уровня затрат на сырье, энергоносители; производительности труда; структуры
системы распределения и т.д., то есть ориентировании на высокий уровень
показателей эффективности производства. Негативной стороной данной стратегии
может оказаться снижение качества пива или обслуживания потребителей.