Курсовая с практикой на тему Тема 9: «Социально-экономическое развитие муниципального образования Тюменской обл.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1. Социально-экономическое развитие как цель муниципального управления 5
1.2. Показатели социально-экономического развития муниципального образования 10
Глава 2. Анализ социально-экономического развития г. Тюмени 12
2.1. Общая характеристика городского округа 12
2.2. Оценка основных показателей социально-экономического развития г. Тюмени 15
Глава 3. Пути оптимизации социально-экономического развития муниципального образования 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 33
Введение:
Социально-экономическое развитие РФ невозможно без эффективного управления на уровне отдельных муниципалитетов. Перспективы перехода к устойчивому экономическому развитию государства зависят от уровня социально-экономической безопасности в каждом отдельно взятом регионе, каждом муниципальном образовании. Поэтому в условиях постепенной децентрализации перед каждым муниципалитетом страны стоит важная задача повышения конкурентоспособности, максимально эффективного использования имеющегося потенциала для достижения финансовых показателей развития и повышения качества жизни населения территории.
Для обеспечения этих задач особенно важным является оптимизация муниципального управления с учетом основных факторов конкурентоспособности территории, в основе которого лежит разработка управленческих решений, направленных на создание привлекательности территории для различных заинтересованных сторон. При этом внешние субъекты – инвесторы, туристы, потенциальные трудовые ресурсы и т.д. – оценивают каждый муниципалитет, исходя из различных критериев. Так, инвесторы оценивают преимущественно возможность получения дохода от вложений, туристы – наличие туристической инфраструктуры, население – качество жизни в муниципальном образовании и т.д. Оценка конкурентоспособности отдельных муниципалитетов требует анализа целой системы показателей социально-экономического развития территории. При этом в научной литературе не определен четкий перечень таких показателей, не выделены критерии их оценки, что создает методологическую проблему анализа социально-экономического развития муниципалитетов. Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Цель исследования в данной работе – разработка предложений по улучшению социально-экономического развития Городского округа город Тюмень.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
— охарактеризовать социально-экономическое развитие как цель муниципального управления;
— выделить систему основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований;
— дать общую характеристику Городского округа г. Тюмень;
— осуществить оценку основных показателей социально-экономического развития г. Тюмени;
— предложить мероприятия по улучшению социально-экономического развития муниципалитета.
Объектом исследования в данной работе выступают особенности муниципального управления на уровне г. Тюмени.
Предмет исследования – показатели социально-экономического развития г. Тюмени.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты РФ и Тюмени, монографии, учебная литература, публикации в научных периодических изданиях, Интернет-публикации, а также статистические данные о социально-экономическом развитии г. Тюмени.
В процессе выполнения данной работы были использованы как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и обобщение), так и специальные статистические методы исследования (анализ динамики и структуры).
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Заключение:
Под социально-экономическим развитием муниципального образования целесообразно понимать долговременные изменения реального объема производства товаров и услуг в муниципалитете, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале и обеспечивающие достижение увеличения личностного и общественного благосостояния посредством повышения качества жизни населения, выражающегося в росте платежеспособности потребительского спроса, уровня образования и квалификации рабочей силы, улучшении жилищных условий, социальной обстановки в стране и сокращении дифференциации уровня доходов населения.
Социально-экономическое развитие муниципалитета происходит под воздействием сложного комплекса факторов. Основной их группой являются факторы, определяющие источники экономического роста. Такими факторами выступают: наличие природных ресурсов, качество и количество трудовых ресурсов, объем и состояние основных производственных фондов, технологии. Но также важны и факторы, определяющие степень реализации источников экономического роста, т. е. факторы-ограничители, в частности факторы муниципального управления.
Среди основных показателей состояния и динамики социально-экономического развития муниципалитетов в работе выделены следующие: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, и темпы роста данного показателя; объемы строительства, в т.ч. объемы введения в эксплуатацию жилых домов; объем инвестиций в основной капитал и его динамика; объем и изменение оборота розничной торговли в муниципальном образовании; уровень занятости; размер среднемесячной номинальной и реальной заработной платы. также о социальном развитии муниципального образования свидетельствуют показатели демографии, изменения численности населения и трудовых ресурсов, показатели доступности образования, здравоохранения и культурного развития населению муниципалитета.
Именно от уровня социально-экономического развития муниципального образования во многом зависит качество жизни населения – интегральная характеристика состояния финансов и условий существования человека в сфере потребления.
Практическое исследование в работе проведено на примере городского округа г. Тюмени. Проведенное исследование показало, что экономические результаты развития г. Тюмени в 2019 г. несколько сократились по сравнению с 2018 г., что является общерегиональной тенденцией и связано с незначительным снижением темпов развития национальной экономики РФ. Так, в динамике наблюдается сокращение объема выпуска продукции собственного производства, сокращение объема инвестиций в основной капитал.
Вместе с тем, демографическая ситуация в муниципалитете характеризуется ростом численности населения, как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста. Также в г. Тюмени отмечается увеличение численности трудовых ресурсов, рост номинальной и реальной заработной платы, улучшение доступности образовательных и культурно-досуговых услуг населению. Все это свидетельствует о положительных результатах социально-экономического развития муниципалитета.
Поскольку анализ показал, что активность инвесторов в Тюмени в последние годы снизилась, сократились объемы инвестиций в основной капитал, то для стимулирования инвесторов важно обеспечить финансовую поддержку (систему льгот), организационную поддержку (быструю регистрацию, создание кластеров), информационную поддержку (регулярное обновление инвестиционного паспорта), коммуникационную поддержку (участие в национальных и зарубежных выставках, обмен опытом и т.д.).
Для увеличения туристического потока в Тюмень и использования туристического потенциала муниципалитета для его социально-экономического развития важно активно продвигать информацию о г. Тюмень и его достопримечательностях в федеральных СМИ, а также в сети Интернет. Также развитию туризма будет способствовать взаимодействие с другими регионами, создание общих туристических маршрутов, разработка школьных туров и т.д.
Для привлечения в муниципалитет трудовых ресурсов и улучшения демографической ситуации моно использовать систему социального найма жилья для молодых семей и для трудовых мигрантов с семьями.
В целом, предложенные мероприятия будут иметь положительное влияние на социально-экономическое развития муниципального образования в перспективном и отдаленном периодах.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты анализа социально-экономического развития муниципального образования
1.1. Социально-экономическое развитие как цель муниципального управления
Исследование сущности термина «социально-экономическое развитие» по отношению к муниципальному образованию возможно с разных позиций. В частности, можно рассматривать это понятие в рамках целевого (или процессного) подхода, тогда оно будет выступать целью муниципального управления. Также можно использовать оценочный (методологический) подход, в рамках которого данное понятие будет выступать критерием оценки эффективности управления на уровне муниципалитета.
Рассматривая социально-экономическое развитие как цель муниципального управления, следует отметить, что это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции [11, с.106].
Чаще понятие социально-экономического развития ассоциируется именно с положительными тенденциями, с достижением определенного роста, улучшений в деятельности объекта управления (например, муниципалитета). Так, под развитием понимают «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему» [16].
При таком понимании социально-экономическое развитие становится целью государственной и муниципальной политики и ассоциируется с тенденциями экономического роста и повышения качества жизни населения отдельных регионов или муниципальных образований.
В этом аспекте подчеркнем, что в общем случае социально-экономическое развитие характеризует процесс регулярного, стойкого расширения масштабов деятельности муниципального образования, что находит свое проявление в увеличении объемов примененного общественного труда и в его результатах – объеме произведенных товаров и услуг. При этом стабильное экономическое развитие предусматривает не только лишь максимально полное использование производственных ресурсов, но и обеспечение оптимальной структуры производства.
Исследователи подчеркивают, что экономическое развитие достижимо тогда, когда совокупные расходы достаточны для поддержания полной занятости, а дополнительные ресурсы распределяются так, чтобы обеспечить максимально возможный выпуск продукции [8, с.37].
Таким образом, социально-экономическое развитие муниципального образование предусматривает долговременные изменения реального объема производства на уровне муниципалитета, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале и обеспечивающие достижение увеличения личностного и общественного благосостояния посредством повышения качества жизни населения, выражающегося в росте платежеспособности потребительского спроса, уровня образования и квалификации рабочей силы, улучшении жилищных условий, социальной обстановки в муниципальном образовании и сокращении дифференциации уровня доходов населения [15, с.62].
Социально-экономическое развитие муниципального образования – процесс довольно сложный, осуществляемый под воздействием целой системы разнообразных факторов разного уровня (внешние и внутренние) и разной направленности воздействия (положительные и негативные).
В научных кругах на сегодня присутствуют различные подходы к классификации факторов влияния на экономическое развитие различных объектов управления. При этом одним из наиболее популярных подходов является выделение двух групп таких факторов в зависимости от их стимулирующего или же тормозящего влияния на социально-экономическое развитие.
Рассмотрим более детально первую группу факторов. Она включает в себе те факторы, которые определяют источники и возможности социально-экономического роста, т.е. все то, что делает эффективным управление на уровне муниципалитетов.