Курсовая с практикой на тему Тема 43. Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 5
1.2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 8
1.3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ В РФ 21
2.1. АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РФ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 31
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Введение:
Проблема регулирования антимонопольной деятельности очень важна для решения многих современных экономических проблем.
С целью противостояния монополизации рынков и поддержания конкуренции государство:
– издает законы, на основании которых становится возможным выявлять и наказывать фирмы, злоупотребляющие монопольным положением;
– создает организации, которые следят за развитием рынков и определяют прецеденты их монополизации;
– поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.
Проблемы монополизации экономической жизни, конкурентной борьбы на рынках товаров и услуг в настоящее время привлекают пристальное внимание не только специалистов в этой сфере, но и широких слоев населения.
В результате антимонопольное законодательство и антимонопольная политика являются важнейшими основами структурной реорганизации в различных сферах экономики страны. Успех таких структурных изменений во многом зависит от сбалансированной, проверенной концепции государственного регулирования процессов монополизации и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны. От нее зависят объемы производства, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые вычеты, масштабы инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность субъектов хозяйствования на мировых рынках.
Актуальность работы заключается в необходимости исследования антимонопольной политики России Нынешняя ситуация требует ответа на вопрос о том, возможна ли конкуренция в России без поддержки государства и антимонопольной политики.
Цель работы – исследование антимонопольной политики России.
Объект исследования – система контроля и регулирования монополий в России. Предмет исследования – процессы контроля и регулирования монополий в России.
Задачи:
— рассмотреть содержание понятий конкуренция и монополия;
— изучить виды конкуренции и монополии;
— проанализировать нормативно-правовую базу антимонопольного регулирования РФ;
— изучить функции антимонопольной службы РФ;
— проанализировать мероприятия антимонопольной службы РФ;
— выявить основные проблемы антимонопольной службы;
— проанализировать перспективы развития антимонопольной политики в России.
Методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход, логическо-сравнительный, аналитический.
Теоретическая база исследования – основные теоретические подходы, концепции, раскрывающие сущность антимонопольной политики, ее структурные элементы.
Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
Вопросам влияния монополии на экономико-социальные процессы в России посвящены работы Айвазова В. А., Белокрыловой О. С., Белоусовой Н. И., Бляхман Л. С., Кузнецовой Н., Михайлова О.П. и др.
Эмпирической базой исследования послужили Конституция РФ, законодательные и другие нормативно-правовые документы, данные официальной статистики по России.
Заключение:
Антимонопольная политика государства – важнейший инструмент государственного регулирования экономики, позволяющий предотвратить или сократить ряд важнейших проблем экономической системы, путем ограничения деятельности монополий и их власти на рынке; создания благоприятной конкурентной среды. Антимонопольное регулирование имеет ряд важнейших целей, которые имеют прямую проекцию на перечень основополагающих задач, что позволяет обеспечить объективную действенность данного института и его механизмов.
Антимонопольное регулирование имеет в достаточно обширный спектр инструментов и методов воздействия на конкурентную среду и монополии, применение на практике которых базируется на принципе избирательности; особенностях национальной экономики, социального сектора; и поставленных задач по реорганизации экономики в сторону ее максимальной эффективности.
Монополии влекут за собой проблемы для всей социально-экономической сферы страны, которые не позволяют государству достигнуть устойчивого развития, потенциально возможного в рамках свободной конкуренции. И в этой связи государственное вмешательство в виде антимонопольной политики просто необходимо. Государственное регулирование деятельности существующих монополий, проведение методов демонополизации и предотвращение создания новых монопольных объединений имеет особою роль для экономики страны и ее граждан, позволяя предотвратить господство монополий, ведущее к «краху» экономики в виде различных негативных явлений.
Главной особенностью рыночного поведения монополистов является то, что например, если обычная фирма не будет снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать. В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает – конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы – от зарплаты рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров – легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить.
Естественные монополии не существуют сами по себе и сами для себя. И качество конкурентной среды в стране во многом диктуется динамикой реформирования деятельности естественных монополий. На эту среду влияют стоимость услуг, состояние инфраструктуры, доступ к ней третьих лиц.
ФАС РФ – государственный антимонопольный орган, который осуществляет госконтроль за стабильностью среды, пресекает действия, направленные на ограничение конкуренции.
Также ФАС осуществляет надзор за незаконной деятельностью, расследования в процессе конкурентных отношений субъектов бизнеса, обеспечивает защиту прав потребителей и добросовестных предпринимателей.
ФАС осуществляет принятие нормативно-правовых актов, осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляет защиту конкуренции на товарных рынках и рынка финансовых услуг.
Антимонопольная политика России имеет ряд особенностей, ее направленность существенно отличается от задач и целей антимонопольного регулирования зарубежных стран, что связано с различием в истории становления экономики, а именно, перехода от командно-административного к рыночному типу; с большим количеством активных монополий уже в период перехода к нынешней экономической системой. Основой антимонопольного регулирования в российской практике является законодательная база, которая призвана регулировать деятельности существующих монополий и развитие конкурентной среды.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
В течение почти двух столетий монополии, синдикаты и другие формы производственных объединений были главной движущей силой в процессе становления промышленной мощи стран. Однако со временем стало ясно, что монополизм может существенно ограничить техническое развитие, сохранить устаревшие формы и методы управления. Это снижает темпы роста экономики. Таким образом, рыночная власть крупных фирм может не только способствовать развитию, но и тормозить его.
В условиях рыночной экономики при монополии предложение сосредоточено в руках одного продавца. До сих пор проблема монополии актуальна для экономистов. Монополии присуще как негативные, так и положительные аспекты. Уникальность монопольной продукции заключается в отсутствии каких-либо заменителей данного товара. По мнению потребителя, нет каких-либо альтернативных товаров, что вынуждает потребителя покупать товар у монополиста или обходится без него в противовес субъекту рынка совершенной конкуренции, соглашающейся с ценой [10, c.54].
К положительным аспектам монопольной продукции относится ее высокое качество, что, в свою очередь, позволяет присутствовать монополиям на рынке. Более того некоторые области отличаются эффективностью и экономией затрат. В отличие от конкурентного сектора, монополисты имеют больше средств для развития научно-технического процесса на производстве, в то время как у малого бизнеса отсутствуют средства на это. Безусловно, монополистам в погоне за прибылью характерен ряд минусов, такие как ограничение производства, самостоятельное установление цен и выпуска товаров, при этом завышение цены на выпускаемую продукцию снижает уровень жизни населения. Таким образом, есть вероятность нарушения