Экономическая теория Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Тема 43. Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 5
1.2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 8
1.3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ В РФ 21
2.1. АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РФ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 31
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

 

  

Введение:

 

Проблема регулирования антимонопольной деятельности очень важна для решения многих современных экономических проблем.
С целью противостояния монополизации рынков и поддержания конкуренции государство:
– издает законы, на основании которых становится возможным выявлять и наказывать фирмы, злоупотребляющие монопольным положением;
– создает организации, которые следят за развитием рынков и определяют прецеденты их монополизации;
– поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.
Проблемы монополизации экономической жизни, конкурентной борьбы на рынках товаров и услуг в настоящее время привлекают пристальное внимание не только специалистов в этой сфере, но и широких слоев населения.
В результате антимонопольное законодательство и антимонопольная политика являются важнейшими основами структурной реорганизации в различных сферах экономики страны. Успех таких структурных изменений во многом зависит от сбалансированной, проверенной концепции государственного регулирования процессов монополизации и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны. От нее зависят объемы производства, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые вычеты, масштабы инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность субъектов хозяйствования на мировых рынках.
Актуальность работы заключается в необходимости исследования антимонопольной политики России Нынешняя ситуация требует ответа на вопрос о том, возможна ли конкуренция в России без поддержки государства и антимонопольной политики.
Цель работы – исследование антимонопольной политики России.
Объект исследования – система контроля и регулирования монополий в России. Предмет исследования – процессы контроля и регулирования монополий в России.
Задачи:
— рассмотреть содержание понятий конкуренция и монополия;
— изучить виды конкуренции и монополии;
— проанализировать нормативно-правовую базу антимонопольного регулирования РФ;
— изучить функции антимонопольной службы РФ;
— проанализировать мероприятия антимонопольной службы РФ;
— выявить основные проблемы антимонопольной службы;
— проанализировать перспективы развития антимонопольной политики в России.
Методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход, логическо-сравнительный, аналитический.
Теоретическая база исследования – основные теоретические подходы, концепции, раскрывающие сущность антимонопольной политики, ее структурные элементы.
Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
Вопросам влияния монополии на экономико-социальные процессы в России посвящены работы Айвазова В. А., Белокрыловой О. С., Белоусовой Н. И., Бляхман Л. С., Кузнецовой Н., Михайлова О.П. и др.
Эмпирической базой исследования послужили Конституция РФ, законодательные и другие нормативно-правовые документы, данные официальной статистики по России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Антимонопольная политика государства – важнейший инструмент государственного регулирования экономики, позволяющий предотвратить или сократить ряд важнейших проблем экономической системы, путем ограничения деятельности монополий и их власти на рынке; создания благоприятной конкурентной среды. Антимонопольное регулирование имеет ряд важнейших целей, которые имеют прямую проекцию на перечень основополагающих задач, что позволяет обеспечить объективную действенность данного института и его механизмов.
Антимонопольное регулирование имеет в достаточно обширный спектр инструментов и методов воздействия на конкурентную среду и монополии, применение на практике которых базируется на принципе избирательности; особенностях национальной экономики, социального сектора; и поставленных задач по реорганизации экономики в сторону ее максимальной эффективности.
Монополии влекут за собой проблемы для всей социально-экономической сферы страны, которые не позволяют государству достигнуть устойчивого развития, потенциально возможного в рамках свободной конкуренции. И в этой связи государственное вмешательство в виде антимонопольной политики просто необходимо. Государственное регулирование деятельности существующих монополий, проведение методов демонополизации и предотвращение создания новых монопольных объединений имеет особою роль для экономики страны и ее граждан, позволяя предотвратить господство монополий, ведущее к «краху» экономики в виде различных негативных явлений.
Главной особенностью рыночного поведения монополистов является то, что например, если обычная фирма не будет снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать. В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает – конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы – от зарплаты рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров – легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить.
Естественные монополии не существуют сами по себе и сами для себя. И качество конкурентной среды в стране во многом диктуется динамикой реформирования деятельности естественных монополий. На эту среду влияют стоимость услуг, состояние инфраструктуры, доступ к ней третьих лиц.
ФАС РФ – государственный антимонопольный орган, который осуществляет госконтроль за стабильностью среды, пресекает действия, направленные на ограничение конкуренции.
Также ФАС осуществляет надзор за незаконной деятельностью, расследования в процессе конкурентных отношений субъектов бизнеса, обеспечивает защиту прав потребителей и добросовестных предпринимателей.
ФАС осуществляет принятие нормативно-правовых актов, осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляет защиту конкуренции на товарных рынках и рынка финансовых услуг.
Антимонопольная политика России имеет ряд особенностей, ее направленность существенно отличается от задач и целей антимонопольного регулирования зарубежных стран, что связано с различием в истории становления экономики, а именно, перехода от командно-административного к рыночному типу; с большим количеством активных монополий уже в период перехода к нынешней экономической системой. Основой антимонопольного регулирования в российской практике является законодательная база, которая призвана регулировать деятельности существующих монополий и развитие конкурентной среды.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

В течение почти двух столетий монополии, синдикаты и другие формы производственных объединений были главной движущей силой в процессе становления промышленной мощи стран. Однако со временем стало ясно, что монополизм может существенно ограничить техническое развитие, сохранить устаревшие формы и методы управления. Это снижает темпы роста экономики. Таким образом, рыночная власть крупных фирм может не только способствовать развитию, но и тормозить его.
В условиях рыночной экономики при монополии предложение сосредоточено в руках одного продавца. До сих пор проблема монополии актуальна для экономистов. Монополии присуще как негативные, так и положительные аспекты. Уникальность монопольной продукции заключается в отсутствии каких-либо заменителей данного товара. По мнению потребителя, нет каких-либо альтернативных товаров, что вынуждает потребителя покупать товар у монополиста или обходится без него в противовес субъекту рынка совершенной конкуренции, соглашающейся с ценой [10, c.54].
К положительным аспектам монопольной продукции относится ее высокое качество, что, в свою очередь, позволяет присутствовать монополиям на рынке. Более того некоторые области отличаются эффективностью и экономией затрат. В отличие от конкурентного сектора, монополисты имеют больше средств для развития научно-технического процесса на производстве, в то время как у малого бизнеса отсутствуют средства на это. Безусловно, монополистам в погоне за прибылью характерен ряд минусов, такие как ограничение производства, самостоятельное установление цен и выпуска товаров, при этом завышение цены на выпускаемую продукцию снижает уровень жизни населения. Таким образом, есть вероятность нарушения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы