Курсовая с практикой на тему Телевидение и радио в спортивной журналистике. Особенности освещения футбольной тематики на телеканале матч ТВ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Телевидение и радио в спортивной журналистике 5
1.1 Специфика телевизионного и радио текста 5
1.2 Жанры теле- и радиожурналистики 6
1.3 Специфика спортивной журналистики 10
2. Особенности освещения футбольной тематики на телеканале «Матч ТВ» 20
2.1 Телеканал «Матч ТВ»: общая характеристика 20
2.2 Анализ особенностей освящения футбольной тематики на телеканале «Матч ТВ» 22
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Телевидение является неотъемлемой частью жизни современного человека. У каждого в доме есть телевизор, который порой включен практически постоянно, работает что называется «для фона». Многие передачи заставляют отвлечься от повседневных забот и переключить свое внимание на экран.
Впрочем, это именно то, чего добиваются телевизионщики. Ни для кого не секрет, что главная задача телевидения – манипуляция сознанием. Цель – привлечь внимание человека, обратить внимание на существующие проблемы и явления, выработать у него определенную точку зрения.
Большую популярность в нынешнее время набирают спортивные телеканалы, в особенности материалы футбольной тематики. У телезрителя появляется уникальная возможность видеть все, что происходило на матче и комментатор при этом помогает разобраться с сложившейся ситуации.
Но поскольку любовь людей к спорту, в частности, к футболу постоянно растет, то появляются и новые телеканалы. Другими словами, она начинают работать в условиях жесткой конкуренции. Каждый телеканал пытается выработать свою уникальную специфику подачи материала, чтобы привлечь как можно больше зрителей. Анализ особенностей освящения футбольной тематики позволит выработать более эффективные средства подачи материала. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности. Изучением телевизионного текста и особенностей работы с ними занимались такие ученые, как Е.Л. Вартанова, И.Н. Кемарская, А.А. Тертычный и многие другие. Но в их работах в основном просматривается теоретическое описание текста. Описывается его структура, принципы освещения различных актуальных явлений. А вот различные подходы к работе с материалами футбольной тематики рассмотрено не было. В этом заключается научная новизна данного исследования.
Объект исследования – телеканал «Матч ТВ».
Предмет – материалы футбольной тематики на телеканале «Матч ТВ».
Цель исследования – выявить особенности освящения футбольной тематики на телеканале «Матч ТВ».
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить специфику телевизионного и радио текста;
2) выделить жанры теле- и радиожурналистики;
3) рассмотреть особенности спортивной журналистики;
4) дать краткую характеристику телеканалу «Матч ТВ»;
5) проанализировать особенности освящения футбольной тематики на телеканале «Матч ТВ».
Теоретико-методологическая база исследования: в качестве основы исследования использовались труды таких ученых, как Е.Л. Вартанова, И.Н. Кемарская, Г.В. Кузнецов, А.А. Тертычный и другие.
Методы исследования. Для выполнения поставленных задач, в ходе нашего исследования будут применены такие методы как контент-анализ, синтез, наблюдение.
Практическая значимость. Результаты данного исследования можно использовать в работе над текстом футбольной тематики, а также для преподавания студентом, обучающихся по направлению журналистики.
Заключение:
В ходе исследования нам удалось выяснить, что телевизионный текст обладает всеми характеристиками и свойствами любого текста. Это связано, в первую очередь, с тем, что телетекст не является спонтанным по свой сути, он готовится заранее. Даже если речь идет о прямых эфирах. Специфика телевизионного текста заключается в том, что должен содержать в себе одновременно элементы устной и письменной речи. Элементы письменной речи придают тексту логичность, структурированность, а устной – доступность и информативность.
Кроме того, телевизионный текст присутствует во всех жанрах тележурналистики. В зависимости от жанра он обладает своей спецификой и особенностями. Некоторые жанры условно можно отнести к разговорным, в них преобладает наигранно устная речь, аналитическим жанрам присуще разговорная и официальная речь в равных долях, информационным жанрам специфично использовать более официозную речь. Но ключевым жанром спортивной журналистики является спортивный репортаж. Он подразумевает трансляции важнейших спортивных соревнований, а также комментарий.
Для анализа материалов футбольной тематики на телеканале «Матч ТВ» нами был выработан ряд критериев:
— разновидности жанра;
— тематические особенности;
— особенности комментирования спортивных событий и речевое поведение комментатора на телевидении.
Просмотренные нами пять футбольные материалов можно отнести к событийным репортажам. В них комментаторы концентрировались, в первую очередь, на ходе события, делая акцент прежде всего на описание ключевых моментов, которые происходили в матчах. При этом, комментаторы, в ходе пауз, могли давать им свою краткую оценку.
Что касается особенностей тематики футбольных материалов, то мы заметили, что по ходу развития матчей могут возникать и другие темы в репортажах, такие как темы судейства, истории противостояния команд.
Для материалов футбольной тематики телеканала «Матч ТВ» характерно парное комментирование с подбором разных характеристик речевого поведения: репортерской, аналитической, манеры знатока и болельщика. В одном репортаже не могут быть два комментатора, у которых речевое поведение совпадает.
Фрагмент текста работы:
1. Телевидение и радио в спортивной журналистике
1.1 Специфика телевизионного и радио текста
Любой выпуск телевизионной и радио передачи сопровождается текстом. Конечно, каждая передача может состоять из множества различных журналистских жанров. Например, это может корреспондентский материал, репортаж с места событий, интервью, текст ведущего и диктора за кадром и так далее. В рамках данной работы рассмотрим телевизионный и радио текст, как комплекс всех указанных жанров. Обоснуем можно ли его назвать текстом с традиционной точки зрения, и к какой разновидности можно отнести.
Ряд исследователей понимает текст как разновидность речетворчества, имеющую параметры именно письменной речи. По мнению Б.Д. Гаймаковой, «все характеристики устной речи противопоставлены характеристикам текста. Текст (…) лишь имплицитно рассчитан на слуховое восприятие…» . В то же время И.Н. Кемарская считает, что «…главные признаки текста не исключают его реализации в устной форме». Главное, полагает он, что текст, выраженный в письменной или устной форме, принципиально возможно воспроизвести в том же виде .
Речь телевизионного текста находится как бы в промежутке между устной и письменной речью. На первый взгляд, это устная речь, но, если посмотреть глубже, это воспроизведение зафиксированного ранее текста, как правило, тщательно выверенного. Даже «живой, спонтанный тип телеречи стремится полностью слиться с разговорной речью, но часто остается на уровне устной публичной речи из-за специфики условий съемки и общих задач телепередачи», – пишет А.В. Колесниченко . Исследователь считает, что текст находится в состоянии движения только в том случае, если воспроизводится устно . Письменный же текст находится в состоянии покоя. В тоже время А.А. Тертычный полагает, что живет и движется абсолютно любой текст. Эта характеристика нашла отражение в бартовском определении текста: это «не эстетический продукт, это означивающая практика; это не структура, это структурация; это не объект, это работа и деятельность; это не совокупность обособленных знаков, наделенная тем или иным смыслом, подлежащим обнаружению, это диапазон существования смещающихся следов …» . Здесь важной оказывается ориентация на неоформленность, незавершенность, текст мыслится не как нечто законченное, а как процесс, который не останавливается .
Таким образом, телевизионный и радио текст обладает всеми характеристиками и свойствами любого текста. Поскольку телетекст не является спонтанным по своей сути. Он готовится заранее. Даже если речь идет о прямых эфирах. Специфика телевизионного и радио текста заключается в том, что должен содержать в себе одновременно элементы устной и письменной речи. Элементы письменной речи придают тексту логичность, структурированность, а устной – доступность и информативность.
1.2 Жанры теле- и радиожурналистики
Как мы уже говорили, существует большое множество телевизионных и радио жанров. Каждый из них обладает своей спецификой. Они могут существовать изолировано друг от друга, а могут совмещаться в рамках одной передачи. Рассмотрим наиболее популярные жанры современного телевизионного и радио текста.
Разговорные жанры вообще и монологичные еще в большей степени требуют особых усилий для придания им зрелищности. С другой стороны, на примере только лишь устного выступления одного человека можно показать обилие жанровых вариаций (приводится без комментария): диатриба — разговор с отсутствующим; солилоквиум — разговор с самим собой; симпосион — застольное слово; плач; призыв; проповедь (лекция, урок); уличный крик (прообраз рекламы); указ (постановление, объявление) .
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу .
Журналистское расследование — своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам, поскольку расследование со стороны органа СМК влечет множественные проблемы этического характера и возможные расходы по судебным искам. Однако это единственный жанр, влекущий конкретную, ощутимую и результативную реакцию общества.
Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией». Может иметь форму отдельной передачи или входить в качестве составной части в сложную сценарную композицию. На экране существует в двух формах — вербальной или с использованием видеоряда .
Интервью — (от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс–конференции или теледебатов. Кроме этого, психологический прием идентификации особенностей личности — интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее .
Новости. В принципе, подача новостной информации — стандартный метод. Однако, как это внедрилось на отечественных СМИ начиная с электронных, некоторые компании (например, «Эхо Москвы») или конкретные ведущие (с чего начинала Татьяна Миткова, фактически утвердив индивидуальный имидж) организуют подачу новостей в столь выражено-неповторимой, узнаваемой авторской форме, фактически представляющей собою самостоятельный жанр телепублицистики с высоким зрелищным эффектом достоверности .
Репортаж — жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и корреспондента (репортера), который, согласно господствующей концепции, должен служить «беспристрастным и точным посредником между зрителем и реальностью» .
Суть спортивного репортажа — это описание действий, что происходят непосредственно на месте события. Рассказ о происходящем комментатор дополняет другой имеющей к делу информацией. «Если говорить, например, о футболе — самом рейтинговом виде спорта- то происходящее на игровом поле дает прекрасную возможность для разнообразного и осмысленного соединения двух основных элементов репортажа – описания и дополнительной информации. Слушателям и зрителям мало знать, на какой половине поля в данную минуту находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник. Можно сообщить, сколько человек на стадионе, каковы погодные условия, рассказать, какое место занимают команды в турнирной таблице и как скажется результат матча в последующем».
В то же время в репортаже не предполагается нанизывание статистических данных и демонстрация спортивной эрудиции комментатора. Журналист дает возможность зрителям сопереживать все моменты матча.
При этом сам спортивный комментатор во время репортажа не демонстрирует собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов.
Таким образом, телевизионный и радио текст присутствует во всех жанрах тележурналистики. В зависимости от жанра он обладает своей спецификой и особенностями. Некоторые жанры условно можно отнести к разговорным, в них преобладает наигранно устная речь, аналитическим жанрам присуще разговорная и официальная речь в равных долях, информационным жанрам специфично использовать более официозную речь.
1.3 Специфика спортивной журналистики
Спортивная журналистика – это один из типов журналистики в целом. Предметной областью спортивной журналистики является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах, событиях и явлениях.
Она представляет собой вид деятельности по сбору, подготовке, обработке и периодическому распространению информации о событиях из мира спорта как в России, так и за рубежом. К спортивной журналистике могут относиться статьи о матчах и передачи о ключевых спортивных событиях, общение с известными спортсменами, репортажи со множества спортивных событий, с Чемпионатов Мира, Европы, Олимпийских игр, с тех стадионов, где проходят спортивные соревнования .
Исследователь К.А Алексеев в этой связи справедливо замечает: «Развитие олимпийского движения и спортивного движения в мире, интерес людей к здоровому образу жизни, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, делают спортивную журналистику одним из перспективных направлений СМИ. Поднятие престижа России как одного из мировых спортивных лидеров требуют внимания к проблеме повышению качества подготовки и переподготовки спортивных журналистов» .
Зарождение спортивной журналистики в России пришлось на конец XIX века. Отдельные публикации на тему спорта появились на страницах печати еще в 18 веке. В них рассказывали о явлениях в жизни русского общества, носивших спортивный характер. К примеру, по случаю победы в русско-турецкой войне в 1775 г. в Петербурге на реке Неве были устроены состязания в «шлюбочном бегу». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление об этом мероприятии: «Некоторые здешнего города граждане, желающие при ныне торжествуемой радости присовокупить нечто в удовольствие сограждан своих произведением водяной забавы, состоящей в шлюбочном бегу. И к тому вызывают шлюбки на нижеследующем основании» , – далее к этому объявлению публиковались правила предстоящих соревнований .
Становление спортивной журналистики в нашей стране началось в 20-е года 20 века. В 1923 года стала выходить газета «Красный спорт», которая впоследствии была переименована в «Советский спорт». На сегодняшний день это старейшая из ныне существующих спортивных газет.
В 1929 году комментатор Вадим Синявский провел первый в истории отечественного вещания радиорепортаж со спортивного соревнования со стадиона «Динамо» — это была трансляция футбольного матча между сборной России и сборной Украины (тогда, между сборными РСФСР и УССР) . Синявский провел и первый телевизионный репортаж в 1949 году, также со стадиона «Динамо». В советское время выросла целая плеяда прославленных спортивных комментаторов, таких как Николай Озеров, Владимир Перетурин и другие.
В 1990-х годах стали появляться новые СМИ, ориентированные исключительно на спорт. В 1996 году — создание первого чисто спортивного телеканала в стране «НТВ-Плюс Спорт», через года появился первый телеканал, посвященный отдельному виду спорта – «НТВ-Плюс Футбол». В 2003 году появился общероссийский спортивный телеканал «Спорт» (в таком формате просуществовал до 31.12.2009 года). Еще раньше появилась первая спортивная радиостанция «Спорт FM», которая была сначала переформатирована, а затем возрождена в 2006 году.
Как считает П. Воронков, специфика спортивной журналистики состоит в ее же особенностях: «Спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (зрителя, слушателя), подает факты в обработанном, аналитическом варианте, а также дает положительный или отрицательный пример материалами, воспитывая аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации» .
Спортивная журналистика многообразна и по своим жанрам. Жанровая палитра здесь весьма обширная:
— Информационные жанры: в спортивной журналистике это подразумевает новостные программы, в которых рассказываются о спортивных событиях в России и в мире. В таких программах показываются репортажи об спортивных событиях, а также прямые включения с мест этих событий, даются отчет с пресс-конференций, есть интервью со спортсменами, которые могут быть как в репортаже, так и выходить отдельным сюжетом, и даже передачей.
— Аналитические жанры – дискуссионные программы, где разбираются ключевые спортивные события, ход матчей, и так далее. Но в основном преобладают информационно-аналитические программы («Все на матч»), в котором помимо информации о спортивных событиях так же проводится их анализ.
— Художественно-публицистические жанры – в основном это очерки о спортсменах, в которых могут рассказываться подробности их жизни, то, как они готовятся к соревнованиям.
Исследователи выделяют несколько основополагающих функций спортивной журналистики. Первая и наиболее важная – это информационная функция. По подсчетам исследователей, более 60 процентов всех публикаций на спортивную тему осуществляют именно эту функцию. По мнению П. Воронкова, она освещает ход подготовки к спортивным соревнованиям и их тоги, прогноз и анализ, сообщения о назначениях и отставках в клубных командах и спортивных организациях, рассказывает информацию о жизни спортсменов и так далее .
Вице-президент Олимпийского комитета России В.С. Родиченко указывает, что информационная составляющая в спорте связана с одной из важнейших его характеристик — состязательностью, так как она предполагает сравнение показателей (спортсменов, команд, тренеров). Следовательно, такое сравнение носит в себе информационный характер.
К важным функциям в спортивной журналистике можно отнести коммуникативную функцию, которая предполагает налаживание контакта между журналистом и аудиторией. В контексте этой функции исследователь Е.П. Прохоров отмечает: «Эта функция эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт журналист → массовая аудитория, но и происходит первичное знакомство аудитории с журналистом как носителем информации» .
Исследователи спортивной журналистики спорят о том, какие еще основные функции она выполняет. Так, П. Воронков выделяет только две функции, которые, по его мнению, характерны только для спортивной журналистики. Первая функция — «эскейпизм». П. Воронков трактует ее следующим образом: «Эскейпизм выстраивает свой, иной, отличный от повседневного серого, мир, в котором правит спорт, в котором выясняют в честной и справедливой борьбе отношения красивые и сильные люди, где, болея, переживая за своих любимых атлетов и свои национальные сборные, ты зачастую ассоциируешь себя со спортивными героями, переживаешь их жизнь, и, увы! в отличие от реальной жизни, часто одерживаешь громкие и выразительные победы». Вторая же функция — это «функция эмоциональной мены», заключающаяся, по мнению Воронкова, в способности эмоциональной разрядке личности без опасности для окружающих, так как эмоции — как положительные, так и отрицательные — направлены на спорт как на модель мира, а не на сам реальный мир.
С этой точкой зрения не согласен исследователь Д.А. Туленков, указывая на наивность данной версии и отмечая, что спортивная журналистика может дать возможность отстраниться от проблем в реальной жизни и избавиться от отрицательных эмоций, но только для стороннего, не являющегося постоянным потребителем спортивной информации человека. Для постоянного же зрителя (слушателя, читателя) окружающий мир может являться только отвлекающей преградой от спортивной информации. Исходя из этого, Д.А. Туленков выделяет функцию стресса, так как спортивная информация может нести в себе как положительные, так и отрицательные эмоции, которые могут по-разному проявляться, вплоть до антиобщественных действий с порчей имущества.
Исследователь П.А. Виноградов выделяет еще одну функцию — воспитательную. По словам исследователям, она направлена на то, чтобы сформировать у аудитории ценностные ориентиры и повысить их интерес к физической культуре: «Потребности общества в физическом совершенствовании человека для решения социально-экономических, политических, воспитательных и оздоровительных задач часто не согласуются с желаниями и потребностями самого человека» .
Для работы в спортивной журналистике требуются высокий уровень знаний в области спорта. Поэтому среди спортивных журналистов есть много людей, которые раньше были профессиональными спортсменами и хорошо разбираются в своем виде спорта (например, комментатор Дмитрий Губерниев раньше занимался академической греблей, и это один из видов спорта, которые он сейчас комментирует). Сравнительно немного людей приходит в спортивную прессу из других отраслей журналистики. Так, один из лучших современных спортивных журналистов России Василий Уткин, который перешел когда-то из политической редакции в спортивную по принципу из-за нехватки мест в отделе спорта. Это яркий, но от того не менее редкий пример подобного варианта обретения себя в профессии (впрочем, Василий Уткин и сейчас не ограничивается только спортивными проектами в журналистике, достаточно вспомнить, что он вел программу «Утренний разворот» на радиостанции «Эхо Москвы»). Иногда в неспортивных изданиях, теле и радиоканалах отдел спорта поручается сотрудникам информационного отдела, так называемым «новостникам». Это далеко не лучший вариант, поскольку «новостники», как правило, во-первых, это самые занятые люди в редакции, а во-вторых — самые универсальные. Спорт, и соответственно, спортивная журналистика, все-таки требует не только литературного дарования, но и специальных знаний, связей, контактов. Чем глубже погружение в спортивную журналистику — тем более специальные знания требуются, спортивная жизнь не ограничивается только футболом и хоккеем.
Петербургский журналист Б. Ходоровский утверждает, что для спортивной журналистики важны три качества — мобильность, нахальство и эрудиция : «Человек обязан отдавать себя целиком профессии, поэтому должен быть мобильным, т.е. в любую минуту быть готовым ехать на очередное задание. Нахальство тоже необходимо, потому что чем напористей будет журналист, тем больше вероятности в том, что он выполнит свое задание. И еще нужна эрудиция, потому что журналист должен обладать нужными знаниями в своей области» .
Исходя из слов Б. Ходорковского, мы отмечаем, что эрудиция, мобильность, беспристрастность, и настойчивость нужны, чтобы соответствовать тем специфическим особенностям, которые присущи именно спортивной журналистике. Мобильность связана с такой особенностью, как повышенная оперативность. Поскольку современный спорт очень динамичен, в спортивной журналистике важно успевать за многочисленными событиями — отсюда и возникает торопливость, постоянный цейтнот и ускоренное создание текста прямо в номер.
Выходы спортивных журналистов в эфир или публикация их материалов привязаны к дням проведениям спортивных состязаний, чему способствует четко составленный календарь событий. Спортивный журналист заранее знает, в каком месте и в какое время произойдет то или иное событие, о котором обязательно придется рассказать. На этом останавливает свое внимание исследователь С.А Михайлов: «Отставку того или иного чиновника можно только прогнозировать, как погоду или падение рубля на валютном рынке. Журналисты часто не могут найти тему, над которой стоит поработать, мучаются в тщетных поисках. Спортивный журналист всегда точно знает, о чем ему нужно будет написать через месяц или полгода конкретного числа и месяца. Этому способствует сверстанный спортивный календарь. Поэтому журналист всегда должен изучать расписание спортивных соревнований и быть в курсе, когда оно состоится, чтобы уже во время трансляции или в самом материале он, будучи подготовленным, мог рассказать о том, как готовились спортсмены к соревнованию, и какой результат, исходя из этого, они показали» .
Одной из составляющих спортивной журналистики является также работа со статистикой, так как в соревнованиях и матчах выдается огромное количество цифр. Это могут быть протоколы различных матчей, собственные аналитические подсчеты по различным игровым параметрам, турнирные таблица и графики команд. Любой оперативный материал в спортивной прессе не обходится без подборки статистических данных. Для аудитории, являющейся потребителем спортивной информации, важны как результат на табло, так и игра тех или иных команд или спортсменов, также индивидуальные позиции спортсменов или позиции страны, за которую они выступают, в перспективе итого всех соревнований, которое может продолжаться как один месяц, так и около года, в зависимости от того, какая специфика турнира. Спортивной журналистике присущ анализ ситуаций в конкретном матче или соревновании для того, чтобы журналист или комментатор мог подтвердить свои мысли о соревновании фактами, в связи с оперирование цифрами .
Специфика спортивной журналистики требует также объективности и беспристрастности. Их важность и актуальность связаны с тем, что спортивными журналистами часто становятся бывшие спортсмены, тренеры, болельщики. Часто они состоят в каком-либо спортивном обществе, связаны дружескими и деловыми связями с представителями спортивного бизнеса или просто с детства имеют любимую команду. Когда речь заходит о «своих», беспристрастность оказывается под угрозой тенденциозности, а на нее спортивный журналист не имеет права. Олег Спасский в своей книге приводит слова легендарного спортивного журналиста, президента АИПС, англичанина Фрэнка Тейлора: «Журналист всегда должен быть выше настроений болельщиков, видеть игру глубоко и отдавать себе полный отчет в той высокой ответственности, которую налагает на него доступ на страницы печати и на телевизионный экран» .
Спортивный журналист и редактор Олег Дмитриевич Спасский подчеркивал, что популярность у аудитории того или иного вида спорта в большей степени определяется тем, насколько умно и интересно идет рассказ о соревнованиях по конкретному виду спорта: «Здесь требования компетентности, глубокого знания узкоспециальных вопросов являются, в конце концов, одним из аспектов ответственности журналиста перед спортсменами, болельщиками, читателями и, шире, — перед спортом. И снова, выходит, что проблема профессионального мастерства журналиста упирается прежде всего в необходимость быть заряженным безграничным энтузиазмом и любовью к спорту, без чего невозможно постоянное самосовершенствование, необходимое спортивному журналисту».
Появление в эфире или на экране — всего лишь конечный результат напряженной работы целого коллектива журналистов, режиссеров, технических сотрудников, редакторов. «Каждый из них, в конце концов, и обеспечивает выполнение общей задачи: рассказать о конкретном спортивном соревновании, поведать аудитории о последних новостях из мира спорта, либо проанализировать самое интересное и самое значительное в спортивном информационном пространстве, произошедшее за день или неделю, в одном или нескольких видах спорта».
Ключевым жанром спортивной журналистики является спортивный репортаж. Он подразумевает трансляции важнейших спортивных соревнований, а также комментарий.
Таким образом, телевизионный и радио текст обладает всеми характеристиками и свойствами любого текста. Поскольку телетекст не является спонтанным по своей сути. Он готовится заранее. Даже если речь идет о прямых эфирах. Специфика телевизионного и радио текста заключается в том, что должен содержать в себе одновременно элементы устной и письменной речи. Элементы письменной речи придают тексту логичность, структурированность, а устной – доступность и информативность.
Телевизионный и радио текст присутствует во всех жанрах тележурналистики. В зависимости от жанра он обладает своей спецификой и особенностями. Некоторые жанры условно можно отнести к разговорным, в них преобладает наигранно устная речь, аналитическим жанрам присуще разговорная и официальная речь в равных долях, информационным жанрам специфично использовать более официозную речь. Но ключевым жанром спортивной журналистики является спортивный репортаж. Он подразумевает трансляции важнейших спортивных соревнований, а также комментарий.