Курсовая с практикой на тему Технология web-word в обучении говорению младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения технологии web-word в процессе обучения говорению в начальной школе 6
1.1. Характеристика говорения 6
1.2. Обучение говорению на начальном этапе изучения
иностранного языка 10
1.3. Использование технологии web-word в обучении говорению младших школьников 21
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков говорения посредством технологии web-word на уроках английского языка в начальной школе 25
2.1. Диагностика уровня развития навыков говорения у учащихся начальных классов 25
2.2. Развитие навыков говорения у младших школьников посредством технологии web-word 31
Выводы по 2 главе 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
Введение:
В современной образовательной среде конечной целью иноязычного образования является обучение полноценному коммуникативному процессу на иностранном языке и осуществлению непосредственного (говорения и восприятия на слух) и опосредованного общения (чтение английских текстов, письменное общение). Таким образом, как цель обучения иностранному языку рассматривается совершенствование коммуникативной культуры в процессе формирования всех составляющих компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Однако и сегодня самой проблемной составляющей обучения английскому языку выступает устное общение, говорение занимает важную роль при обучении иностранному языку благодаря тому, что при речевом общении собеседник выступает и в качестве слушающего, и в качестве говорящего.
Тем не менее, строгая обусловленность процесса обучения английскому языку временными рамками в процессе работы также приводит к высокой значимости для преподавателя такой задачи, как наиболее быстрый и продуктивный способ усвоения материала учащимися, а также повышение интереса к материалу и мотивации учащихся. Осуществление подобных требований невозможно без применения опор, в том числе посредством технологии web-word в процессе обучения иностранным языкам.
Развитие навыков говорения, как сложная составляющая процесса обучения иностранному языку, заняло прочное место в методической литературе – в современной образовательной среде имеется достаточно богатый опыт методической организации развития навыков говорения: целый ряд отечественных и зарубежных исследователей, таких как Е.И. Пассов, В.С. Коростелева, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, А.В. Конышева и др., занимались вопросами, посвященными обучению говорению и организации речевого на уроках английского языка. Исследованиями, которые связаны с использованием технологии web-word на протяжении всего процесса обучения английскому языку, занимались такие методисты, как Э.И. Попова, Т.И. Дроздова, В.Б. Царькова и др. Теоретическую базу работы также составили положения, которые были изложены в трудах по изучению психолого-педагогических особенностей обучения иностранным языкам (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), и Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Объект исследования – процесс обучения навыкам говорения на уроках английского языка в начальной школе.
Предмет исследования – использование технологии web-word в процессе обучения говорению на уроках английского языка в начальной школе.
Целью данной работы является исследование применения технологии web-word при обучении говорению на уроках английского языка в начальных классах.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1.Изучить литературу, посвященную формированию коммуникативной компетенции в процессе обучения говорению, а также опорам.
2.Проанализировать классификацию опор и описать дидактический потенциал технологии web-word.
3.Провести диагностику уровня сформированности навыков говорения у младших школьников.
4.На основе анализа теоретических источников и с учетом сформированности навыков говорения у учащихся, разработать задания с применением web-word для совершенствования навыков говорения на уроках иностранного языка в начальных классах.
Для решения вышеперечисленных задач нами были использованы такие методы исследования, как:
1.Анализ методической и психолого-педагогической литературы;
2.Диагностика уровня навыков говорения у младших школьников;
3.Качественная и количественная обработка данных.
Теоретическая значимость данной работы заключается в раскрытии основных аспектов процесса формирования навыков говорения посредством использования web-word и подобранных к ним заданий на основе анализа зарубежной и отечественной литературы по методике, психологии и педагогике.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в иноязычном образовательном процессе в начальной школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Суммируя все приведенные выше сведения, мы установили, что выбранная тема является сегодня актуальной из-за сложностей, связанных с формирование навыков говорения на уроках английского языка в начальной школе. Для преодоления возникающих трудностей нами был разработан комплекс заданий с использованием web-word, который позволяет:
1. Повысить уровень владения навыками говорения младших школьников;
2. Повысить уровень мотивации обучающихся;
3. Значительно сократить время на выполнение заданий по составлению монологического или диалогического высказывания.
В первой главе были раскрыты понятия, включенные в название темы курсовой работы. В частности: говорение было рассмотрено как форма речевого общения и неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции, были рассмотрены составляющие говорения и признаки, показывающие говорение как вид речевой деятельности; было раскрыто понятие «диалогическое высказывание» и «монологическое высказывание»; раскрыты особенности формирования и совершенствования навыков говорения на уроках английского языка у младших школьников; также дано определение понятию «опора», представлена классификация опор и их дидактический потенциал, проанализированы способы применения опор на уроках английского языка.
Во второй главе представлена практическая часть: был выявлен уровень владения навыками говорения учащимися 3-го класса до применения web-word в процессе обучения английскому языку, разработаны опоры и рекомендации по их применению при обучении говорению на уроках английского языка в начальной школе.
Использованные в процессе апробации задания с web-word для формирования и развития навыков говорения на уроках английского языка, приводят к выводу, что применение слов-опор является необходимым в обучении говорения, потому что они позволяют углубить понимание, обеспечить осознание формы, значения и употребления нового материала в процессе выполнения заданий с их использованием, выделить характерные признаки материала, помогают рационализировать предлагаемые преподавателем задания, сформировать у обучающихся алгоритм действий по самостоятельному добыванию знаний.
В работе представлены фрагменты уроков по обучению говорению на иностранном языке с применением опор. Данные фрагменты согласованы с теоретическими основами применения опор в процессе формирования и развития навыков говорения на уроках английского языка и могут быть использованы на уроках в начальной школы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы применения технологии web-word в процессе обучения говорению в начальной школе
1.1. Характеристика говорения
Говорение, или экспрессивная речь — сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием устное вербальное общение [22].
Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные лексические, грамматические навыки. При коммуникативном методе мы опираемся на схему «Формирование навыка развития речевого умения», при этом важно понимать, что навык формируется в условиях, адекватных речевым.
Рассмотрим внешнюю структуру говорения. Она состоит из следующих частей:
1.Мотивационно-побудительной: создание замысла высказывания для чего (потребность), зачем (мотив, побуждение собеседника) и что сказать (цель) [12];
2.Аналитико-синтетической: на данном этапе происходит подготовка реализации замысла высказывания [20].
При говорении на иностранном языке учащимся нужно отобрать хранящиеся в памяти слова (анализ) и включить их в речевое целое (синтез) для осуществления замысла. Для того чтобы слова сохранялись в памяти, необходимо, чтобы они обрастали парадигматическими и синтагматическими связями, чем больше этих связей, тем выше «готовность» слова к включению в речь. Парадигматическая связь предполагает ассоциации при сопоставлении слов по различным признакам (по близости/противоположности значения). Особую роль для говорения играют синтагматические связи, т. е. сочетание слова с другими словами [18].
При анализе происходит отбор готовых к употреблению единиц иностранного языка (например, May I come in, I am on duty…). Срабатывает моторный план, идет припоминание вербальных средств. При синтезе — достраивание, конструирование, комбинирование — грамматическое структурирование фразы, которая при изучении иностранного языка представляет большую трудность (например, у ученика в голове хранится фраза I am a pupil. Ему нужно сообщить, что мы ученики. Идет замена I → we, am → are + добавляется трансформация множественного числа существительного pupils. Он выбирает то, что лежит наготове, т. е. am и pupil — включается интерференция) [16];
3.Контрольно-исполнительной — внешнего оформления высказывания и контроля, задача которых сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению. Для этого необходим эталон, который формируется в результате языковой практики [20].
Все перечисленные части составляют структуру говорения как вида речевой деятельности.
Существует тесная связь говорения с другими видами речевой деятельности, прежде всего аудированием.
Лингвистические и психологические исследования речевой деятельности свидетельствуют о том, что устная и письменная формы общения, при всех присущих им особенностях, не являются обособленными системами, равно как рецептивные и продуктивные виды общения [9].
Если обратиться, например, к сравнительной характеристике слушания и говорения, то следует констатировать, что они характеризуются сложной мыслительной деятельностью с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования.
Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья — кодирование информации для говорения и декодирование для слушания. Процесс кодирования предполагает владение фонологической системой языка. Слушание, не подкрепленное говорением, может привести к искажению слуховых образов и затруднить образование акустико-артикуляционных навыков [13].
Краткий сопоставительный анализ двух форм устного общения свидетельствует не только о тесном взаимодействии слушания и говорения, но и об их органической связи с чтением и письмом.
Письмо возникло на базе звучащей речи, как способ фиксации звуков языка для сохранения и последующего воспроизведения информации. Чтение является как бы переходной формой от говорения к письму, сочетая в себе признаки того и другого [4].
Каждая речевая деятельность в норме обеспечивается совместной работой нескольких анализаторов, однако функция каждого из них остается строго дифференцированной, а взаимосвязь между анализаторами — динамической, подвижной, изменяющейся при переходе от одной формы речевого общения к другой. Например, связь между слуховым и речедвигательным анализаторами не является абсолютной, а зависит от многих факторов, в первую очередь сложности умственной деятельности, формы общения (устного или письменного), языковой трудности текста, речевого опыта учащихся в родном и иностранном языках и т. д.
Говорение делить на две формы – диалогическую и монологическую.
Монолог — речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Диалог — форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (ДЕ — совокупность двух соседних высказываний, реплик, связанных между собой по содержанию и форме). Единицей обучения монологической речи является сверхфразовое единство (СФЕ) — сложное синтаксическое целое, отрезок речи в форме последовательности двух и более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки [30].
Разграничение между диалогической и монологической речью (ДР и МР) условно, поскольку монологическая речь также предусматривает наличие слушающего и поэтому как бы включена в диалогическую, точнее, в устно-речевое общение, которое по своей природе диалогично. Многие ученые полагают, что диалог — наиболее естественная форма устной речи. Поэтому в большинстве случаев принята стратегия при обучении устной речи от диалогической к монологической речи.
Можно рассмотреть диалог с разных точек зрения, дать ему лингвистическую, психологическую и экстралингвистическую характеристику. Особенно важна лингвистическая характеристика диалогической и монологической речи. Для чего нам необходима данная характеристика? Обучение МР и ДР требует различной организации материала и приемов работы с ним [16]. Однако в практике обучения, как отмечает Г. В. Рогова, часто происходит смешение этих форм при организации общения (табл. 1).