Курсовая с практикой на тему Технология, структура и средства управления творческими коллективами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления творческими коллективами 5
1.1. Сущность и принципы управления творческими коллективами 5
1.2. Типы мышления в творческих коллективах 8
1.3. Управление творческим развитием коллектива 11
Глава 2. Механизм управления творческими коллективами 15
2.1.Творческая активность как процесс реализации способностей 15
2.2. Методы усиления творческой активности и принципы управления творческой деятельностью коллектива 17
2.3. Инновационные подходы к управлению развитием творческого коллектива 21
Глава 3. Особенности управления творческим коллективам на примере Веб студия «Арт Веб» 25
3.1. Краткая характеристика творческого коллектива 25
3.2. Анализ управления и взаимодействия членов творческого коллектива 29
3.3. Мотивация к креативности в творческом коллективе 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения 41
Введение:
Актуальность исследования. Одной из важнейших функций современного менеджмента есть мотивация творческого развития работников. В условиях иерархии управления и кризисных условиях экономики побуждения к творчеству усложняется такими факторами: увеличение времени и «стоимости» разработки решения, консерватизм и инерционность, блокирование индивидуального взноса в управленческое решение, решение глобальных проблем преодоления кризиса и тому подобное. Даже при эффективном мотивационном механизме, который действует на предприятии, руководство отечественных организаций фрагментарно (преимущественно ситуационно) уделяет внимание творческому развитию своих работников. Исключением являются те предприятия, особенность деятельности которых связана непосредственно с творчеством.
Решение вопросов управления мотивацией творческого развития работников предприятий является основным заданием креативного менеджмента, который все чаще развивается в РФ в последние годы.
Научные труды и исследования в этом направлении осуществляли преимущественно зарубежные ученые и практики: Дж.Роу Алан, Эдуард Боно, Майкл Микалко и др. Пространство отечественных исследований креативного менеджмента, в частности проблемы управления мотивацией творческого развития работников предприятий, остается мало заполненным.
Объект исследования — творческий коллектив на примере студии «Арт Веб».
Предмет исследования – влияние творчества на взаимодействие членов творческого коллектива.
Цель работы — изучение технологии, структуры и средства управления творческими коллективами.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
— раскрыть теоретические аспекты управления творческими коллективами;
— исследовать механизм управления творческими коллектива;
— провести анализ управления творческим коллективам на примере Веб студия «Арт Веб».
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационная база исследования — законодательные и нормативно — правовые акты по вопросам управления трудовым потенциалом, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, статистические данные РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Дана характеристика творческой активности коллектива, выявлено что она является средством реализации интеллектуального потенциала работников и условием наращивания человеческого капитала. Отработка механизма управления творческой активностью коллектива предприятия неразрывно связана с требованиями инновационного развития. Повышения степени совершенства этого механизма можно достичь за счет: четкого определения целей, принципов, условий развития творческой деятельности работников; тщательного отбора действенных средств влияния на творческую активность коллектива; поиска и использования адекватных форм внедрения творческих решений в процесс; обеспечение готовности производства к постоянным инновационным изменениям; надлежащей реализации преимуществ творческой личности.
Наличие специфики творческого (исполнительского) коллектива подтверждается не только его заметным отличием от остальных, существующих в социуме, коллективов; оно в дуализме, противоречивой двойственности самых его основ. Как, собственно, «коллектив», он подвержен всем законам (формальным и не формальным), существующих в объединениях такого рода. Но как творческий, он зависит в значительной степени от творчества тех, кто так или иначе, участвуют в исполнении, реализации творческого замысла. И одновременно исполнители должны максимально реализовать свой творческий потенциал.
Таким образом, специфика «творческого (исполнительского) коллектива» заключается в следующем:
1. Творческий (исполнительский) коллектив всегда замыкает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс, независимо от времени и имени начинателя.
2. Творческий (исполнительский) коллектив всегда создаёт собственную интерпретацию исполняемого.
3. Лидер творческого (исполнительского) коллектива обязан совмещать лидерство формальное и неформальное.
4. Каждый участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким единственным образом проявляет своё индивидуальное творческое начало.
Для общей стратегии предложено:
1) внедрение тренинга;
2) использование методики КТС;
3) программа «Пробуждаем в себе креативность».
Реализация КТС предусматривает выполнение намеченного плана, учитывая изменения в нем. Руководители как руководители и основные участники творческой работы создают и поддерживают хорошее настроение, подбадривают и предоставляют уверенность в собственных силах. Каждый работник имеет возможность обнаружить себя, утвердиться в коллективе. Важно, чтобы никто не боялся неудач, господствовали доброжелательная атмосфера, общий порыв. Это будет способствовать творческому росту коллектива, их умению преодолевать трудности. Результатом коллективного творческого дела появится деловая активность, которая сопровождается той или другой мерой чувствам коллективного авторства.
Реализация данных мероприятий приводит к позитивным мотивационным сдвигам у членов коллектива, предоставляет им возможность почувствовать удовольствие от осознания собственного роста и развития, вызывает запуск внутренних механизмов саморазвития, самореализаций и самосовершенствование личности в разновидностях деятельности, осознания необходимости личностной перестройки, которая является важным шагом в оптимизации творчества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты управления творческими коллективами
1.1. Сущность и принципы управления творческими коллективами
Творческую активность коллектива следует рассматривать как процесс реализации новаторских способностей работников, направленный на получение инновационных достижений в интересах технико-технологического, экономического и социального развития предприятия. Формы проявления творческой активности работников достаточно разнообразны. К ним можно отнести: участие в проведении науке, деятельности творческих групп, организацию экспериментальных производств, распространения новейшей научной информации, пополнения базы данных предприятия, представления заявок на получение патентов, продуцирования новых идей, оригинальных организационных и управленческих решений, предоставления рационализаторских предложений, внедрения ноу-хау и тому подобное.
Учитывая процесс капитализации стоимости, проблему развития творческой активности коллектива следует рассматривать в контексте реализации интеллектуального потенциала работников, который приобретает форму человеческого капитала и является составляющей интеллектуального капитала. Творческая активность человека способствует проявлению ее интеллектуальных способностей, а следовательно, именно она гарантирует приобретение работником необходимых знаний, производственного опыта, навыков и обеспечивает их превращение за средство обогащения предпринимателей [2, с.72].
Творческая деятельность коллектива способствует производству товаров, стоимость которых в настоящее время все больше определяется не расходами общественного труда, а содержимым знаний, информации, интеллекта. Творчество работников обеспечивает создание необходимых условий для диффузии инноваций, которая коренным образом изменяет сущность нагромождения капитала. В связи с этим творческую активность работников можно связывать с появлением «свойства алгебраизма» интеллектуального капитала, которое проявляется в порождении мультипликативного эффекта при масштабном использовании интеллектуального капитала и возникновении позитивных внешних эффектов (экстерналий). «Свойство алгебраизма» показывает особенный эффект от нагромождения интеллектуального капитала, характеризует растущую отдачу от масштаба в условиях интеллектуализации [7, с.8].
Творческого человека характеризуют неординарность мышления, любознательность, поиск нового, желание изменений, заинтересованность в экспериментировании, стремление творческой самореализации. Компоненты творческой личности показаны в Приложении 1. Конечно, эти естественные наклонности присущи далеко не всем работникам, потому управленческая деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на развитие творческих способностей коллектива и преодоления консерватизма и инертности поведения работников. Кроме того, она должна основываться на оценке объективных условий функционирования производства, к которым можно отнести: состояние материальных и нематериальных активов предприятия, его финансовые возможности для повышения уровня образования работников, проведения научно-исследовательских работ, внедрения их результатов в производство. Важными также являются приобретение управленческого характера: философия управления, корпоративная культура, стиль руководства, деловая репутация и тому подобное.
Устремление деятельности управленческих структур на усиление творческой активности коллектива предприятия требует пересмотра целей и задач в области управленческих решений. Теперь ключевыми должны стать такие ориентиры:
‒ выявление потенциальных способностей каждого работника, его склонности к творческому труду;
‒ определение избранных человеком приоритетов, ее стремлений к материальному благосостоянию, интеллектуальному развитию, карьерному росту и тому подобное;
‒ усиление мотивации работников с целью всесторонней реализации их творческих способностей;
‒ определение степени творческой активности каждого работника;
‒ наблюдение за непрерывностью наращивания творческого потенциала коллектива предприятия и своевременным изменением форм его использования;
‒ оптимизация организационных структур, улучшения условий функционирования предприятия ради повышения гибкости производственных процессов на основе воплощения в жизнь инновационных идей;
‒ адекватное оценивание экономической и социальной эффективности от реализации творческих решений;
‒ формирование кадрового резерва из числа креативных специалистов;
‒ преодоление сопротивления консервативно настроенных работников.
Учитывая это, можно сформулировать такие принципы управления творческой деятельностью коллектива [12, с.47]:
‒ постоянная поддержка «духа творчества» в коллективе;
‒ свободное проявление творческой инициативы работников;
‒ гласность творческих приобретений членов коллектива;
‒ научное обоснование творческих решений, признания их приоритетности сравнительно с традиционными решениями;
‒ предоставление надлежащих полномочий специалистам, которые занимаются воплощением творческих идей на практике;
‒ обоснованная оценка результатов внедрения новаторских предложений;
‒ справедливое вознаграждение за творческую деятельность.
Таким образом, творческую деятельность работников трудно прогнозировать, регламентировать, нормировать.
1.2. Типы мышления в творческих коллективах
Степень свободы коллектива пропорциональна иерархичности и жесткости системы управления, а мотивация к креативности — пропорциональна к степени свободы, доверия и реального круга полномочий лица. Для устранения многих тормозных феноменов, руководитель должен направить процесс мышления на решение, которое можно оперативно и результативно внедрить. Решение реализовывают исполнители, потому они должны нести «мотивационный заряд» [3, с. 50], быть понятными, обоснованными, отвечать целям как исполнителей, так и руководителей.
Первой предпосылкой эффективного донесения «мотивационного заряда» к исполнителям, по нашему мнению, должно быть понимание и учет руководством предприятия типа мышления работников. Мы систематизировали общую классификацию типов мышления работников, при этом по классификационному признаку взято техника его формирования.
Следовательно, можем выделить такие типы мышления, как: креативное, системное, стратегическое, трансформационное, конвергентное и дивергентное, ассимилятивное, акомодативное.
Объясним менее популярные типы: конвергентное мышление — это мышление, при котором все усилия сосредоточивают на поиске единственного правильного решения; дивергентное мышление — это «вялоподобный» поиск решения за всеми возможными направлениями, с целью рассмотреть как можно больше вариантов, которые приводят к оригинальным решениям; ассимилятивное мышление — это способность человека воспринимать чужую мысль, взгляды, ценности из-за желания стать своим среди своих; акомодативне мышление — это мышление, при котором происходит согласование противоречивых мыслей, вопросов, то есть уменьшение расхождений и нахождение консенсуса [4, с.36].
На базовой основе общих типов мышления целесообразным является выделение основных стилей креативного (творческого) мышления.
Интуитивный тип мышления. Этот стиль описывает ловкие личности и является типичным для менеджеров, актеров и политиков. Интуитивный стиль креативного мышления предоставляет особенного значения достижениям, тяжелой работе и способности быстро находить правильные ответы, он сосредоточивается на результатах, использовании логики и предыдущего опыта [5, с.80].
Новаторский тип мышления. Стиль описывает любознательные личности и является типичным для ученых, инженеров и изобретателей. Новаторскому стилю присущи точность, экспериментирование и подробный анализ; благодаря нему легко преодолевают трудности.
Образный тип мышления. Стиль описывает проницательные личности и является типичным для артистов, музыкантов, писателей и лидеров. Образный стиль подходит для определения потенциальных перспектив; характеризуется готовностью к риску, невзирая на традиции. К тому же образный стиль является непредвзятым и часто склонен к юмору во время высказывания идей.
Вдохновляющий тип мышления. Этот стиль описывает мечтательные личности и является типичным для педагогов, лидеров и писателей. Вдохновляющий стиль имеет позитивную, ориентированную на преодоление социальных лишений, действую и характеризуется готовностью к самопожертвованию с целью достижения целей. Этот стиль связан с изменениями, которые помогают другим [6, с.54].
Незнакомым для большинства руководителей отечественных предприятий является подход «активизация латерального мышления».
Для обозначения нестандартного креативного мышления в 1967 г. ввели собственный термин «латеральное мышление» [4, с.58]. Сегодня этот термин официально признан и зафиксирован в словарях и энциклопедиях (Оксфордский словарь английского языка).
Благодаря латеральному мышлению человек способен выдвигать конкретные новые предложения, нетрадиционные взгляды на вещи и событии.
Творческий подход нужен всегда там, где ничего другое не приносит действенных результатов. Он содержит в себе вызов консервативному, привычному, подталкивает к риску. Чтобы владеть латеральным мышлением, необходимо: во-первых, быть оптимистом; во вторых, быть способным изменять модели поведения и стереотипы мышления, приобретенные на протяжении жизни. Его можно противопоставить логическому мышлению и сравнить с чувством юмора. Принцип действия латерального мышления Основывается на асимметричности восприятия проблемы. Другими словами, человек отходит от «проторенной дорожки», сознательно разрушает единственную схему на части и тогда возникают идеи.
Для реализации творческого мышления внедрили концепцию «по», что значит рассматривать объект по другую сторону привычных суждений [8, с.64]. Благодаря этому приему можно перейти на новейшую схему восприятия мира. Скажем, абсурдная идея о квадратных колесах автомобиля, квадратную форму гамбургера и тому подобное. Другой аналогичный прием — это взгляд: «пусть продавцы оплачивают покупки посетителей»; «работники сами повинны заниматься собственным продвижением карьерными ступенями». Однако побудительные идеи не обязательно должны быть абсурдными или противопоставляться здравому смыслу. Третий прием активизации латерального мышления — это использовать случайные подсказки, например: прочитав первое попавшееся слово в любой книге и связать его с проблемой, что рассматривают. Например, нужно усовершенствовать телевизор и соединить со случайным словом «сыр». Приходит в голову, что неплохо сделать экран со многими «дырами», то есть возможность пересматривать одновременно несколько программ, которые сегодня предусмотрели компании- производители телевизоров. Случайное слово способно предложить новую позицию, из которой можно сгенерировать идею, что вряд ли можно достичь с помощью обычного способа мышления. Творческая мысль направлена на поиск новых взглядов.
Таким образом, определение и дальнейший учет общих типов мышления и стилей креативного мышления своей подчиненных руководством предприятия, а также использования приемов активизации латерального мышления являются предпосылками эффективного управления мотивацией творческого развития работников предприятий.