Курсовая с практикой на тему Технология сотрудничества как средство развития коммуникативных учебных действий у первоклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий у первоклассников 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» 10
1.3. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе 17
Глава 2. Анализ технологии сотрудничества как средства формирования и развития коммуникативных УУД у младших школьников 20
2.1. Организация, цель и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Введение:
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Поэтому целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться
Большие возможности для этого предоставляет освоение учащимися универсальных учебных действий, что позволяет каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, находить и использовать необходимые средства для их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, т.е. создают условия для развития личности и ее самореализации.
Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия.
По данным таких исследователей как А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Коротаева Е.В., Яшнова О.А. от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все это придает особую актуальность формировать умения сотрудничать и уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Однако, как показал проведенный анализ проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, на данный момент программ развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, которую характеризует не только осведомленность в различных сферах науки, но и современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных ситуациях, толерантность и коммуникабельность.
Это приведет к гармонии во взаимоотношениях с окружающим его миром, поможет адаптироваться к условиям современного мира адекватно духовно-нравственным, социальным, профессиональным требованиям общества
Актуальность темы курсовой работы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.
Степень разработанности темы исследования. Изучением данной проблемой занимались исследователи различных наук (педагогики, медицины, философии, психологии): Ануфриев, В.С. Выготский Л.С. Мишина А.П. Мостова О.Н. Казанская, Е.В.Коротаева, Тищенко В.А. А.Ф. Яшнова О.А.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.
Предмет исследования – технология сотрудничества как средство педагогические развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
Цель исследования – изучить особенности технологии сотрудничества как средства развития коммуникативных учебных действий у первоклассников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
2. выявить сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»;
3. рассмотреть особенности технологии сотрудничества на уроках в начальной школе;
проанализировать технологии сотрудничества как средства формирования и развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, беседа, тестирование.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, общеобразовательная школа несет ответственность за формирование цельной структуры универсальных знаний, умений, навыков, а также за умение самостоятельно действовать и нести личную ответственность, то есть основные компетенции, которые определяют регулярные качественные характеристики образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) рекомендует проводить формирование универсальных учебных действий с целью адаптации маленького человека в обществе.
Универсальные учебные действия отвечают за социальную компетентность и учитывают мнения и положения других людей, партнеров по совместной деятельности; появляются навыки слушать и вступать в диалог; участвовать в общественном обсуждении каких-либо вопросов; внедряться в группу ровесников и уметь взаимодействовать и сотрудничать с окружающими людьми в обществе (как с ровесниками и взрослыми, так и с малышами).
Федеральный государственный стандарт определяет список различных коммуникативных умений, которыми должен владеть выпускник начальной школы. Однако опыт работы с младшими школьниками показывает, что многие современные дети не умеют общаться со сверстниками.
Наиболее эффективной формой организации развития коммуникативных универсальных учебных действий является технология сотрудничества. Основные методы развития коммуникативных универсальных учебных действий можно разделить на три группы: для коммуникации как взаимодействия используется метод дискуссии, диалога и анализа проблемных ситуаций; для коммуникации как кооперации используются задания, требующие объединения усилий для решения поставленных задач; для коммуникации как условия интериоризации используются задания, предполагающие возможность выступления с ответом от малой группы.
Таким образом, данные приемы и методы работы, применяемые при технологии сотрудничества, на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, что в итоге помогло перевести многих учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
А отсюда соответственно и повысилось качество обучения в целом, заметно возросла коммуникативная способность учащихся. Более того, предложенные методы и приемы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий у первоклассников
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества.
В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы .
Младший школьник является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает возможность учиться.
Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним можно отнести: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда, предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки), владение речью, желание учиться, умение сотрудничества.
Важные для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный процесс .
В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.
Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая «требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и большой физической выносливости» .
Обратим внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в расширяющемся социальном мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем детстве, представители разнообразных теоретических направлений описывают по-разному.
В младшем школьном возрасте происходят общие изменения характера проявляемых ребенком эмоций, это проявляется в изменении их устойчивости, содержании и т. д. В этот период эмоциональное состояние и сами эмоции наиболее тесным образом связываются с усложнившейся социальной ролью в жизни ребенка.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-11 лет).
Значимой особенностью социальной ситуации развития считается то, что с поступлением в школу дети впервые становятся субъектом общественно оцениваемого и общественно значимого процесса – учебного.
Учебная деятельность является деятельностью, которая направлена непосредственно на усвоение умений и знаний, которые выработаны человечеством.
Данная деятельность вводит детей в строго нормированный мир отношений и требует от них проявления исполнительности, дисциплины, организованности, и развития умственных способностей.
Педагог при этом выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных правил и норм, а сверстники образуют с детьми дружеские и игровые отношения и считаются партнерами по учебному сотрудничеству. Основной задачей педагога является завоевание доверия учащихся и создание атмосферы справедливости и доброжелательности.
Учебный процесс, будучи ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, способен проявляться лишь тогда, когда перед детьми ставится специальная сознательная цель – научиться чему-то новому, чего раньше не либо или не умел.
Предметом деятельности учения являются действия и знания как элементы науки, культуры, существующие поначалу экстериоризованно, объективно в отношении к ребенку, а затем становятся его достоянием. Потому результатом учебного процесса считаются изменения личности самого учащегося. Так, учебная деятельность является деятельностью самоизменения и саморазвития .
В школе дети приобретают не только новые умения и знания, однако, и определенный социальный статус.
Учебный процесс изменяет ценности, интересы детей и весь уклад их жизни. «Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная» .
С первых же дней в роли ученика дети встречаются с множеством трудностей, которые должен преодолеть:
— выработка нового режима дня, освоение нового школьного пространства;
— принятие множества установок и ограничений, которые регламентируют поведение;
— вхождение в новый коллектив;
— установление взаимоотношений с учителем;
построение новой гармонии отношений в семейной, домашней ситуации.
Помимо этого, до школы индивидуальные особенности детей могли не мешать их естественному развитию, ведь данные особенности учитывались и принимались близкими людьми.
В школе же происходит стандартизация условий жизни детей, в результате которой выявляется большое число отклонений от предначертанного пути развития. К ним относятся гипердинамия, гипервозбудимость, выраженная заторможенность, ложащиеся в основу детских страхов, снижающие волевую активность, вызывающие угнетенные состояния.
Потому формирование учения является длительным процессом, сложным, требующим усилий и руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Однако, вместе с ограничениями дети получают и новые права: на учебные принадлежности, рабочее место, право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям. В учебной деятельности, притязая на признание, дети упражняют собственную волю к достижению учебных целей. Однако, развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в приятные позитивные формы общения .