Технология социальной работы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Технология социальной работы с неблагополучными семьями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения технологий социальной работы с неблагополучными семьями 5
1.1Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности 5
1.2 Технология для работы с неблагополучной семьей 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование 24
2.1. Организация и результаты исследования 24
2.2.Программа социально-психологического сопровождения неблагополучных семей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

  

Введение:

 

В современных условиях интенсивной развития российского госу-дарства особое значение приобретает проблема социально-психологической работы социального работника с семьей вообще и небла-гополучной семьей в частности.
Неблагополучная семья — проблема актуальная для российского об-щества. Она требует своего решения, поскольку семья — самый фактор со-циализации ребенка, от нее зависит, каким будет наше будущее, наше об-щество. Семью признано в международном сообществе лучшей условием для выживания, защиты и развития детей, основной ячейкой общества, естественной средой для человека. Поэтому, усилия государства, обще-ственности должны быть направлены на благополучие и благосостояние семьи, создание условий для защиты ее прав в обществе, прав ее членов в самой семье. Только тогда семья будет способна к саморазвитию, а ее члены — к самореализации. Все это вызывает необходимость государ-ственной семейной политики в России, направленной на укрепление соци-ального института семьи, где особым направлением ее реализации являет-ся социально-психологическая работа с семьей, которая учитывает осо-бенности семьи, как социальной системы, первичного коллектива, особой малой социальной группы. Вместе с тем сегодня является насущной необ-ходимостью не только социальная поддержка семьи, имеющей определен-ные проблемы в жизнедеятельности, но и особая работа с неблагополуч-ными семьями, которые имеют более серьезные проблемы, где системати-чески нарушаются права человека, членов семьи в семье. Такими семьями традиционно занимаются силовые структуры, права человека охраняются законом, но наказание — не единственный путь работы с ними. Главное — это сохранить целостность семьи, ее родственные чувства, связи, доброже-лательные отношения. Именно здесь должна осуществляться продолжа-лась социально-психологическая работа, направленная на перевоспитание ее членов семьи.
Проблемы неблагополучных семей исследовались в трудах И. М. Трубавинои, Ю. Н. Кутюткина, Г. С. Сухоборського, В. С. Торохтия, Г. А. Мезенцевои, С. М. Слепыш, А. И. Пономаревское, Е. Б. Левченко, И. Н. Пинчука.
Актуальность проблемы на общегосударственном и общественном уровнях обусловила выбор темы курсовой работы » Технология социаль-ной работы с неблагополучными семьями».
Объект исследования – неблагополучная семья как объект социаль-но-психологической деятельности социального работника.
Предмет исследования — пути совершенствования социально-психологического содержания работы социального работника с неблаго-получной семьей.
Цель исследования — научно обосновать социально-психологическое содержание работы социального работника с неблагополучной семьей, разработать и экспериментально проверить программу социального со-провождения такой семьи. Согласно предмета и цели определены следую-щие задачи:
1. Проанализировать научную социально-психологическую литера-туру по проблеме.
2. Осветить современное состояние и виды социально-психологической работы с неблагополучной семьей.
4. Определить содержание и формы работы социального работника с неблагополучной семьей.
5. Разработать и экспериментально апробировать программу соци-ального сопровождения неблагополучной семьи.
С целью реализации поставленных задач использовались теоретиче-ские и эмпирические методы исследования:
Теоретические методы: анализ социально-психологической и другой научной литературы; обобщение экспериментальных данных; классифика-ция, дедукция, индукция.
Эмпирические методы: наблюдение (прямое и опосредованное) ин-тервьюирование; беседы; устные и письменные работы; моделирование конкретных ситуаций; эксперимент.
Методологическую и теоретическую основу исследования составля-ют: теория научного познания, философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов о переходе количественных изменений в качественные; о единстве логического и исторического; о ве-дущей роли деятельности в формировании личности; о единстве сознания и деятельности, а также нормативные документы по вопросам семьи, как социального института.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ зарубежного и отечественного опыта препятствий неблагополучия семьи доказал, что данное явление присуще любому государству и в настоящее время это препятствие остро встала во многих странах. Анали-зом отмечен рост заинтересованности общественности в ее преодолении, о чем свидетельствует появление программ по оказанию помощи неблагопо-лучным семьям, совершенствование нормативно-законодательной базы по данному препятствию, разработка моделей и принципов вмешательства в асоциальное семью.
2. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных асоциальных семей — новый, но крайне необходимый вид социальной ра-боты с семьей в России, который должен учитывать лучший зарубежный и отечественный опыт, современные методологические подходы к социаль-ной работе, особенности семьи как сложно организованной социальной си-стемы. Социально-психологическое сопровождение обеспечивает: преодо-ление семьей с помощью социальных работников причин своих препят-ствий и их последствий, формирование в семье независимого образа жиз-ни, функциональной способности семей. Такой социальное сопровождение является длительным, но действенным, поскольку он основывается на по-мощи в решены самых болезненных препятствий семьи в сочетании с са-мостоятельной работой ее членов, позволяет каждому из них реализовы-вать свои права и исполнять обязанности, учитывая чувства, потребности, цели других членов семьи.
3. В процессе констатирующего эксперимента выявлено, что роди-тели испытывают недостаточность информации по препятствиям воспита-ния детей. В семьях, в которых напряжении отношения между родителями и детьми чаще всего используются наказания и контроль как ведущие вос-питательные средства. Результаты исследования убедительно доказывают необходимость социально-психологической работы с родителями. До-стичь существенных изменений можно только при условии надлежащей работы социального работника с родителями, на основе учета традиций отечественного образования и лучшего зарубежного опыта социальной работы по решению обозначенных препятствий.
4. Разработана программа социально-психологического сопровож-дения асоциальной семьи. Анализ ее содержания показал значительные возможности в работе с неблагополучной семьей.
5. Анализ результатов эксперимента подтвердил значительное по-вышение уровня социально-психологических знаний родителей, а это, в свою очередь, обусловливает улучшение отношений в семье.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов препятствий. Ее сложность, многогранность и чрезвычайная актуальность требует дальнейшего углубления содержания, совершен-ствования путей социально-психологической работы с асоциальными се-мьями, расширение возможностей практической помощи родителям в по-лучении квалифицированной помощи по препятствиям воспитания и об-щения с ребенком

 

Фрагмент текста работы:

 

На всех этапах жизни человека семья является важнейшим компонен-том микросреды. Семья как фундамент общества обеспечивает воспроиз-ведение и продолжение человеческого рода, она является источником ду-ховного роста и материального благосостояния человека. Именно в семье закладываются основы воспитания и формирования личности, через нее наследуются духовные ценности, жизненный опыт, трудовые навыки, национальные особенности.
Как отмечается в словаре для социальных работников семья — это социально-психологический институт и особая социальная система, кото-рая является подсистемой общества и включает в себя другие подсистемы (членов семьи), это малая социальная группа, первичный контактный кол-лектив [5]. Все это позволяет говорить о таких ее признаки, как: брачные, между поколениями, кровные, усыновлены связи между членами семьи, родственные чувства, чувство безопасности, защищенности, любви, уваже-ния; общий быт и проживание членов семьи; наличие функций в обществе (видов жизнедеятельности семьи); прав семьи в обществе и прав членов семьи в семье, обязанностей членов семьи в отношении друг друга и ответ-ственность перед обществом за своих членов [9].
Относительно понятия «неблагополучная семья существуют разные точки зрения. Используются для описания ее неблагополучия термины «функционально нестабильна,» семья в кризисной ситуации, «аморальная семья,» семья с насилием в отношении членов семьи «семья, где есть серь-езные ошибки и просчеты в воспитании детей, «конфликтная семья,» семьи алкоголиков и наркоманив, «семьи, где есть осужденные или сидевшие,» асоциальная семья. Так по А. Капской, асоциальное семья — это такая се-мья, особенностью которой является антиобщественное направленность, которая проявляется наживе, эгоизме, аполитизм; убеждения родителей усваиваются детьми и проявляются в их асоциальному поведению или в откровенном лицемерии.
Согласно действующему в России законодательству асоциальными есть те семьи, в которых нарушаются права ее членов, права человека, нарушаются юридические нормы общества [17]. Причинами этого могут быть алкоголизм и наркомания членов семьи, социально-психологическая и правовая неграмотность, экономические факторы общества, болезни, по-литическая ситуация, насилие в отношении членов семьи и тому подобное. Следовательно, можно говорить о том, что асоциальное семья — это разно-видность неблагополучной семьи. В дальнейшем будем рассматривать асоциальное семью как неблагополучную.
Сейчас рассматривают такие семьи, которые называем потенциально неблагополучные (в которых нарушены связи семьи с микро- и макросре-ды, внутри- родственные связи, структура семьи, способность семьи вы-полнять свои функции, является низким культурный и образовательный уровень членов семьи). Однако не всегда потенциально неблагополучные семьи становятся неблагополучными. Это зависит от социального потен-циала семьи, активности членов семьи, социальной поддержки семьи госу-дарством [24]. Что касается неблагополучной семьи, то к ней используют все перечисленные мероприятия, целью которых должно быть сохранение целостности семьи, защита его прав в обществе и прав членов семьи в се-мье. Это может быть осуществлено как через принудительные меры юри-дического характера, так и через создание условий для преодоления семь-ей причин и последствий своего неблагополучия самостоятельно или с по-мощью специалистов (психологов, медиков, социальных работников). Особое место в этом процессе принадлежит социальным работникам, ра-ботающим с семьей и ее микросреды, создают социально-психологические условия для благополучия семьи, позволяет ей приобрести положительно-го социального опыта, усвоить социальные ценности, интериоризировать их и организовывать свою жизнедеятельность на этой основе. Поэтому, задачами социального работника в работе с асоциальным семьей, по мне-нию С. М. Спивак и Е. Б. Шевченко являются: выявление случаев наруше-ния прав человека в семье; причин неблагополучия, информирование о них органов власти; профилактика девиантного поведения в семье и обще-стве, рецидивов нарушения прав членов семьи в семье и обществе; пропа-ганда идеальной модели семейной жизни, здорового образа жизни, поло-вое воспитание; правовая, социальная и психолого-педагогическое про-свещение населения по вопросам семьи и брака, прав человека; организа-ция предметного общения членов неблагополучных семей между собой, с другими семьями для преодоления причин неблагополучия; разнообраз-ная помощь в организации жизнедеятельности семьи, создании нормаль-ных условий для ее жизнедеятельности, самореализации и развития ее чле-нов [22].Анализ научной литературы позволяет утверждать, что социаль-но-психологическая помощь предусматривает признание прав семьи в об-ществе, прав человека в семье, обязанностей членов семьи друг к другу, функций семьи в обществе, признание семьи социальной системой и ин-ститутом и означает содействие всей семьи в [8,c.290]:
сохранении ее целостности, родственных связей, предоставление возможностей для общения;
выполнении своих функций в обществе и обязанностей к другим членам семьи;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы