Курсовая с практикой на тему Технология профилактики безработицы в системе социальной политики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 5
1.1 Государственная служба занятости России в условиях рыночной экономики 5
1.2 Цель, принципы создания и статус государственной службы занятости 6
1.3 Задачи и функции государственной службы занятости 10
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ 15
2.1 Методологические и методические основы единой технологии обслуживания незанятых граждан в центрах занятости РФ 15
2.2 Предоставление социальных услуг клиентам центров занятости, направленных на активизацию их усилий 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Введение:
Актуальность темы. Анализ социально-экономических процессов, происходящих во всех развитых странах, убедительно свидетельствует о необходимости проведения специальных законодательных и организационных мер по социальной защите и поддержке населения.
Проблемы безработицы требуют от государственной службы занятости повышения эффективности ее деятельности, четкой организации работы. Сегодня большинство граждан сталкиваются с материальными лишениями, несвоевременной выплатой заработной платы, низким уровнем пенсионного обеспечения, безработицей. Решение этих проблем не может ждать.
Именно потому, что проблема безработицы сегодня в России достаточно актуальна, нами была выбрана тема курсовой работы «Технология профилактики безработицы в системе социальной политики».
К сожалению, современный отечественный рынок труда, не может предложить достаточное количество вакантных рабочих мест, пока в России существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы: на одно рабочее место претендует семь незанятых граждан. Однако, кроме количественного дисбаланса, существует еще и качественный, профессиональный. Поэтому, даже при большом количестве свободных рабочих мест, проблема трудоустройства существует, ибо каждый человек будет искать работу соответствующую своему образованию, профессиональным привычкам. Проблема безработицы, как негативного перехода к рыночной экономике существует во многих странах мира, при этом различают только формы и масштабы безработицы.
При написании данной курсовой работы использовались работы социологов, психологов, педагогов, статистов, как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди отечественных следует отметить работы В. Краснобаева, И. Зверевой, А. Капской, которые исследовали причины возникновения и распространения безработицы. Также при исследовании данной темы я пользовалась Указами Президента РФ, постановлениями Кабинета Министров, Конституцией и Федеральными Законами.
Объектом исследования курсовой работы является безработные граждане и выпускники школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений.
Предметом исследования являются причины возникновения безработицы, проблемы с которыми сталкиваются безработные, а также технология профилактики безработицы.
Целью нашего исследования является изучение и анализ единой технологии обслуживания незанятого населения в России, а также исследования деятельности центров занятости.
Исходя из предмета и цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
— исследовать формирование государственной службы занятости России в условиях рыночной экономики;
— рассмотреть цели, принципы создания и статус государственной службы занятости;
— исследовать методологические и методические основы единой технологии обслуживания незанятых граждан в центрах занятости РФ;
— изучить задачи и навыки социальных работников в обществе;
— рассмотреть предоставление социальных услуг клиентам центров занятости, направленных на активизацию их усилий, по решению проблем собственной трудовой занятости.
— исследовать технологию помощи незанятому населению.
Методы исследования. Наблюдение, системный анализ, сравнение, обобщение, терминологический анализ.
Гипотеза исследования. Если правильно организовать работу центров занятости, то вопрос безработицы в стране станет менее уязвимым.
Научная новизна заключается в том, что в ней разработана попытка раскрыть основные задачи служб занятости в системе социальной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности применения подобранных нами видов и способов работы с незанятым населением.
Практическая значимость заключается в применении возможности подобранных нами видов и способов работы с незанятым населением.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап включал изучение теоретических основ проблемы, изучение цели, объекта, предмета исследования, изучение законодательства, формирование гипотезы.
На втором этапе проводилась опытно экспериментальная работа, направленная на проверку и эффективность выбранных нами методик социальной работы с безработными.
На третьем этапе осуществлялся анализ результатов эксперимента, формировались выводы и разрабатывались рекомендации.
Исследовательская работа проводилась на базе ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ».
Заключение:
Растущие масштабы безработицы, увеличение ее продолжительности нуждаются в повышении эффективности деятельности государственной службы занятости и, прежде всего, ее низовых звеньев, четкой организации их деятельности. Во исполнение этой задачи разработана научно обоснованная технология обслуживания незанятого населения в центрах занятости, которая охватывает широкий спектр организационных мероприятий. Она регламентирует способ деятельности специалистов государственной службы занятости по предоставлению клиентам предусмотренных законодательством социальных услуг на основе рационального распределения действий на скоординированные процедуры и операции, подлежащие обязательному выполнению, определение оптимальных средств и методов их выполнения.
Основная цель Единой технологии обслуживания незанятого населения — создание важного элемента новой адаптированной к условиям рынка системы социальной защиты и самозащиты населения; повышение эффективности работы государственной службы занятости по предоставлению социальных услуг безработным гражданам и работодателям.
В основу технологии положены соблюдения следующих принципов организации работы персонала, таких как специализация и кооперирование труда, пропорциональность и синхронность, непрерывность. Следует подчеркнуть, что ее стержень составляет набор стандартных материальных условий труда и типизированных трудовых процессов, организации труда сотрудников центров занятости, стандартизация и унификация форм документации, типизация.
Значительному повышению производительности труда специалистов, улучшению качества услуг клиентам, увеличению пропускной способности службы занятости в целом способствовали рекомендации по организации труда и отдыха сотрудников центров занятости и мер профилактики усталости и профессиональных заболеваний, основанных на рекомендациях по физиологии и гигиене труда.
Технология позволяет обеспечить высокую работоспособность и продуктивность деятельности персонала без его переутомления и развития профессиональных заболеваний.
Содержание и порядок выполнения процедур и операций специалистами службы занятости построено на принципах социальной направленности и экономической эффективности, которые почти не зависят от изменений подзаконных актов.
Содержание процедур, осуществляемых специалистами центра занятости, изложены в виде независимых функций, которые не подлежат оперативному изменению или изъятию.
Все функции направлены на оперативное и качественное предоставление услуг клиентам службы занятости и должны выполняться независимо от категории центра, численности специалистов и материально-технического оснащения. Средства их выполнения зависят от имеющихся условий и решаются непосредственно директором центра занятости базового уровня.
Изменения и дополнения к технологии вносятся на основании приказа Государственного центра занятости.
При разработке данной технологии был применен опыт лучших отечественных центров занятости, опыт зарубежных стран — Великобритании, Германии, Дании, Польши, России. Наиболее эффективные методы обслуживания незанятого населения, инновационные элементы технологии были максимально адаптированы к отечественным условиям, стандартизированные и унифицированные.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
1.1 Государственная служба занятости России в условиях рыночной
Российская государственная служба занятости возникла не на пустом месте. В 20-м веке в бывшем Советском Союзе была создана служба занятости для работы с безработными. В отличие от действующей государственной службы занятости населения Российской Федерации, которая осуществляет широкий спектр деятельности, службы занятости имели ограниченное количество видов деятельности. Они только помогали безработным, временно помогая им в трудоустройстве и выплачивая пособие по безработице.
С тех пор в органах труда происходила реорганизация, в то же время, как их задачи изменились (расширялись и сокращались), но всегда существовали структуры для безработных [4, с. 56].
Однако переход к рыночным экономическим отношениям и изменение отраслевой структуры национальной экономики потребовали широкомасштабного и межрегионального перераспределения работников на совершенно иных принципах, существенного улучшения качества рабочей силы, наиболее эффективного согласования текущего качества рабочих мест с качеством текущей работы. Для этого необходимо было модернизировать существующую службу занятости путем создания централизованной административной структуры, которая обеспечивает комплексное решение вопросов регулирования занятости и формирования рынка труда.
Первичная основа, на которой была создана Государственная служба занятости, количественно или качественно не соответствовала задачам, связанным с переходом на рыночные доли. Численно она состояла всего из 2200 сотрудников (специалистов и технического персонала). Это означало, что на одного работника службы приходилось почти 24 тыс. жителей, что в 20 раз больше, чем нагрузка на одного работника аналогичной службы в Швеции и Германии. Сервис работал только в 52% городов и регионов страны. Многие люди, которые были специалистами, фактически не получали специальной подготовки [12, с.114]. Из-за низкой заработной платы и низкого уровня государственной службы здесь работали многие военные пенсионеры и случайные люди. Стоимость обслуживания этих услуг также была низкой (около 10 млн. руб. в год) и была в основном основана на заработной плате.
Однако, что наиболее важно, что те структуры трудоустройства, которые обслуживали плановую централизованную систему управления народным хозяйством, обеспечивали реализацию их плана комплектования. Это сложилось потому, что субъекты хозяйствования, в своем подавляющем большинстве, из-за низкой производительности труда и тяжелые или неблагоприятные ее условия, имели недокомплектацию кадров. Особенно это касается строительства, сельского хозяйства, энергетики, продуктов питания, угля и металла. Предприятия и организации платили по 5 рублей за каждого принятого гражданина. За счет этих средств, в случае перевыполнения планов трудоустройства и оргнабора, — получались премии, путевки, строилось жилье для работников службы. Вот почему заказчику, то есть предприятию, следовало угодить, прежде всего.
Современная государственная служба занятости работает в основном при различных обстоятельствах и задачах. Вместо нехватки кадров для национальной экономики — рост безработицы — вместо ненадежных «пяти» компаний — уставной фонд для содействия занятости. В то же время, однако, существует совершенно иная направленность деятельности по обслуживанию: удовлетворять потребности предприятия, а не человека, чтобы избежать массовой безработицы.
1.2 Цель, принципы создания и статус государственной службы занятости
Переход к экономическим отношениям на рынке присущ реструктуризации российского народно-хозяйственного комплекса и монополизации производства, глубоким изменениям в собственности и развитии конкурентной среды. Все это не может произойти без банкротства и ликвидации убыточных предприятий, увольнений и безработицы. При нормальном развитии рыночных отношений структурная и технологическая безработица становится нормой. Но ее абсолютные и относительные размеры важны. В регулируемой рыночной экономике занятость не может быть оставлена на произвол судьбы, но государство должно регулировать ее и управлять. Таким образом, создана государственная служба занятости, которая обеспечивает условия для реализации права граждан на труд и обеспечивает социальную защиту безработного населения в системе служб занятости [9, с.29].
Ее организационные и финансовые принципы:
— во-первых, централизованное вертикальное подчинение подразделений обслуживания Государственному центру занятости, расположенному на вершине пирамиды, которому подчиняются региональные центры; областным и районным центрам подчиняются городские и районные центры труда. В службе нет двойного подчинения: государственному центру и местным органам власти, за исключением назначения соответствующих директоров;
— во-вторых, предоставляя возможность Министерству труда и социальных дел Российской Федерации совместно с местными властями создавать региональные и специализированные бюро по трудоустройству, агентства по временному трудоустройству при ликвидированных предприятиях, центры профессиональной ориентации, информационные центры, центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для безработного населения;
— в-третьих, в задачах, возложенных на ГЦЗ, состоят исполнительные функции Государственного фонда содействия занятости населения.
Построение этих опорных пунктов на основе данных принципов, позволит нам полностью решить все вопросы, связанные с занятостью и формированием рынка труда. В то же время эти принципы обусловлены тем, что такое явление, как безработица является новой для российской экономики, работа в этой области незначительна, а теоретические основы еще недостаточно развиты.
Первый принцип (вертикальное подчинение) позволяет сосредоточить организационные и материальные усилия на неблагополучных областях занятости, использовать как положительный, так и отрицательный опыт отдельных связей со службой, которая разрабатывает более или менее надежную и эффективную структуру региональных связей службы занятости, находит наиболее эффективные подходы к решению принципов и общих областей при рассмотрении региональных особенностей отдельных проблем. Например, была разработана единая политика по предотвращению региональной безработицы во всех регионах.
Второй принцип позволяет Центру занятости быстро реагировать на угрозу, создаваемую широко распространенной безработицей в данном регионе, например, из-за огромных банкротств или структурных изменений. В этом случае вы можете быстро решить проблему создания школы или курсов подготовки по новым профессиям и специальностям. Не менее важным является создание центров обработки данных. Оперативные и статистические данные играют решающую роль в занятости населения и формировании рынка труда. Без этого невозможно провести один анализ и принять обоснованные решения.
Третий принцип на этапе создания сервиса особенно важен, хотя и имеет существенный недостаток:
— расходы на ресурсы и контроль затрат сосредоточены, однако самое главное, что без бюрократических преград активная политика занятости и организация рынка труда могут быть решены именно тогда, когда эти рынки сформированы, а ошибки из-за отсутствия опыта служб занятости являются естественными. Политическая и экономическая нестабильность приводят к непредсказуемым управленческим действиям, таким как крупные и неожиданные субсидии отдельным отраслям и предприятиям. Это способствует развитию скрытой безработицы, разрушает прогнозы развития рынка труда и создает ситуации, в которых служба занятости должна быстро реагировать. Таким образом, на этом переходном этапе в рыночных отношениях передача задач исполнительного органа Государственного фонда по содействию занятости Государственному центру занятости является оправданной, но требует значительного усилия, как его департаментов, так и департаментов в своей деятельности [17, с.255].
Все эти принципы должны обеспечить все темы рынка труда:
— бесплатные услуги;
— доступность, т.е. предоставление услуг всем лицам, ищущим работу, как соискателям, так и работодателям;
— волонтерство — отсутствие какой-либо формы принуждения при приеме на работу;
— равенство — предоставление услуг всем гражданам в равной степени без дискриминации;
— прозрачность — предоставление полной информации о занятости и действующем законодательстве в этой области.
Для государственной службы занятости может быть три варианта: департамент министерства, независимая государственная организация и средняя связь министерства.
Во многих странах национальная служба занятости исторически исходила от Министерства труда (департамента, отдела), а в некоторых странах они имеют именно такое подчинение. Решение о полномочиях организации будет принимать правительство. В этом случае бюджет службы занятости является частью административного бюджета государства. Методы управления такие же, как в министерстве.
Некоторые правительства подчеркивали особый характер служб занятости под давлением социальных партнеров и определяли их как независимую организацию, как, например, в Германии. Такие службы действуют в соответствии со своими законами при условии, что их полномочия и финансовая система утверждены. Они имеют статус юридического лица и свой бюджет, покрывающий как реализацию программ занятости, так и расходы на обслуживание.
Статус Государственной службы занятости России не соответствует первому или второму варианту. Центральным звеном при Министерстве труда и социальных дел не является его прямое распространение. Обладая собственным бюджетом и относительной независимостью в решении оперативных вопросов, Государственная служба занятости в то же время подчиняется многим вопросам в министерстве. Руководитель службы назначает руководителя регионального центра. Министерство труда может создавать дополнительные сервисные подразделения.
Правовой статус службы занятости не является результатом свободного выбора правительства. Это определяется историческими и социально-экономическими условиями. Таким образом, исторические обстоятельства — наличие службы занятости при министерстве труда и основы государственной службы занятости — определили ее положение как среднего звена.
1.3 Задачи и функции государственной службы занятости
Генеральным «режиссёром» по регулированию рынка труда является Министерство труда и социальных дел. Оно формирует платформу для действий, как стратегический план, так и актуальные вопросы, предложения правительству по национальной политике в области занятости и рынка труда, основанные на ситуации и научных исследованиях, совместно с ГЦЗ, разрабатывает программу занятости населения и организационные и финансовые меры, а также определяет направление фундаментальных научных исследований.
Согласно Постановлению Министерства труда и социальных дел Российской Федерации, его основными задачами являются:
— разработка, обоснование, координация и мониторинг реализации социальных программ занятости, социальной защиты, социального страхования, защиты социальных и трудовых прав женщин и молодежи;
— продвигать рациональную, продуктивную и свободно выбранную работу, повышать качество и конкурентоспособность рабочей силы;
— управление Государственной службой занятости, осуществление мер по регулированию рынка труда и трудовой миграции, контроль за рациональным использованием государственных средств для содействия занятости населения;
— координация деятельности исполнительных органов по регулированию рабочей силы, организации переговоров и организации сотрудничества в этой области с профсоюзами и ассоциациями собственников, содействие решению социальных и связанных с работой проблем посредством социального партнерства, участия в коллективных договорах. Непосредственным исполнителем этого положения и руководителем государственной политики занятости является государственная служба занятости, которая принимает конкретные меры по предотвращению массовой безработицы по всей стране, активно участвует в ее разработке, анализирует эффективность этих мер, вносит необходимые предложения по их адаптации [12, с.178]. Особая экономическая ситуация, определяет темы прикладных научных исследований.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 19 апреля 1991 года Государственная служба занятости отвечала за:
— анализ рынка труда, прогнозирование спроса и предложения труда, подготовка государственных и региональных программ занятости с соответствующими организациями и обеспечение их реализации;
— регистрация граждан, ищущих работу, путем оказания им помощи в подборе работы и трудоустройстве;
— предоставление общественности достоверной, полной и оперативной информации о возможностях трудоустройства на основе открытой работы и открытого учета работы;
— организация профориентации и консультаций для населения, в том числе молодежи;
— организация профессионального обучения и переподготовки работников, уволенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, лиц, испытывающих трудности с поиском работы, и других групп безработных;
— предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и управления, помощь в выборе нужных им работников, консультирование и предоставление им информации о ситуации на рынке труда;
— подготовка предложений и заключений по использованию иностранной рабочей силы;
— граждане, привлеченные Россией для работы по межправительственным соглашениям и лицензиям;
— обеспечение социальной защиты безработных граждан в пределах их компетенции;
— реализация законодательства о занятости населения (далее — основа государственного регулирования служб занятости) независимо от формы собственности и управления предприятиями, учреждениями и организациями.
Правовая основа для ГЦЗ и других тем в инфраструктуре рынка труда — Конституция и законы РФ. Прежде всего, существует федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Кроме того, ГЦЗ действует в соответствии с Правилами государственных служб занятости, Правилами регистрации лиц, ищущих работу и безработных, Правилами выплаты пособий по безработице и Условиями предоставления материальной помощи. «Подготовка и переподготовка», «Правила предоставления материальной помощи по безработице», «Положение о рабочих местах для предприятий, организаций и учреждений по модернизации гражданских лиц и необходимости социальной защиты», «Правила организации и проведения платежей», «Правила организации сезонной работы», «Правила без процентов» предоставление кредита безработному предпринимателю» [6, с.162].
Все функции службы занятости можно объединить с тремя и семью группами.
Первый тип — это предоставление социальных услуг клиентам. Он содержит следующие функциональные группы.
Первая — это трудовое посредничество, которое помогает соискателям найти и подобрать подходящую работу, а работодатели быстро заполняют открытую вакансию работником с необходимыми навыками.
Вторая группа мероприятий — мотивация и активизация — включает различные виды деятельности, направленные на повышение активности безработных, поиск работы, повышение их мотивации к работе и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Эти меры включают, конечно, организацию профессионального обучения, организацию семинаров с безработными по поиску работы; содействие созданию собственного бизнеса путем привлечения безработных граждан к участию в государственной работе.
Третья группа объединяет функции социального обеспечения — определение, накопление и предоставление поддержки по безработице и других материальных благ; трудоустройство людей, которые не могут конкурировать на рынке труда (инвалиды, молодые люди, маленькие дети и т. д.).
Другим видом деятельности являются некоторые вспомогательные функции, которые либо относятся к первому типу операций, либо предоставляют внутреннюю услугу, но не имеют прямого отношения к обслуживанию клиентов — безработных граждан и работодателей.
Четвертая группа состоит из административных и финансовых задач, направленных на создание фонда занятости, финансового использования средств, финансовой поддержки для выплаты пособий по безработице и другой материальной помощи, организации внутрихозяйственной деятельности (оплата труда персонала, аренда помещений и имущества, приобретение оборудования и накопление запасов), финансирование проф. обучения безработных граждан и организация оплачиваемых общественных работ, предоставление беспроцентных займов безработным предпринимателям и т. д. [11, с.127].
Мероприятия пятой группы можно назвать надзором, для которого характерен общий контроль за соблюдением законодательства о занятости и финансовой дисциплине (наем работников с 5-процентной квотой, своевременное уведомление компаниями центров труда о будущем увольнении работников, свободных работников), места и лица, набираемые для полной и своевременной выплаты средств в фонд занятости, правильного использования средств между обслуживающими учреждениями).
Шестая группа включает лицензирование деятельности: лицензирование иностранных граждан и бизнес-единиц — с использованием их рабочей силы, коммерческих организаций — для предоставления платных услуг, связанных с профессиональной ориентацией и занятостью населения.
Третий тип действий относится к управлению или регулированию рынка труда. Законодательство Российской Федерации о занятости населения определяет ряд важных задач для службы занятости, таких как планирование и прогнозирование занятости, координация усилий государственных и общественных органов и предприятий по реализации мер регулирования на рынке труда. Эти задачи в целом образуют процесс управления. Таким образом, ссылаясь на российскую службу занятости, мы можем справедливо говорить о ее седьмой (не в порядке приоритета, а с точки зрения простоты обучения) группе функций — информационно-аналитической и прогностической, связанной с обеспечением процесса управления — для сбора и анализа различных данных, социологическая информация о рынке труда; информирование граждан, органов власти, общественности о процессах, явлениях и тенденциях в нем; разработка прогнозов спроса и предложения на рабочую силу (включая промышленность и регион) путем содействия разработке программ занятости и мер социальной защиты от безработицы. Эффективность работы ГЦЗ зависит от компетентности и опыта его сотрудников, особенно уровня района (города), прямой и ежедневной работы с людьми, а также логистики и, прежде всего, электронного оборудования.