Курсовая с практикой на тему Технология проблемно-диалогического обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО — МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Проблемно — диалогическая речь как предмет научного исследования 5
1.2. Педагогические приемы использования проблемно — диалогической речи в педагогическом процессе начальной школы 9
1.3. Художественное слово как средство обучения диалогу младших школьников 15
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНЫХ ДИАЛОГАХ 19
2.1. Проведение эвристической беседы, дискуссии на уроках литературного чтения как приемы проблемно — диалогического обучения 19
2.2. Этапы внедрения эксперимента по обучению младших дошкольников диалогической речи средствами художественно-речевой деятельности 23
2.3 Методические рекомендации развития диалогической речи учащихся младшего школьного возраста 29
ВЫВОДЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Введение:
Основным требованием к уровню общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы является развитие умений высказываться во всех доступных для них формах, типах и стилях речи, а ведущим принципом языкового образования в общеобразовательной школе, в частности в ее начальном звене, должен стать принцип развития речи. Основная цель обучения русскому языку — сформировать коммуникативную речи, а реализовать ее можно только развивая умение общаться, то есть умение диалогической речи.
Актуальность проблемы исследования объясняется, во-первых, потребностями современного общества во всесторонне развитой личности, способной убедительно доказывать свою точку зрения, во-вторых, недостаточным изучением ее в современной методической литературе, в-третьих, несовершенством умений и навыков младших школьников составлять диалогические высказывания. Актуальность проблемы обусловлена новыми тенденциями в развитии системы образования, утверждением ее гуманистической парадигмы, общечеловеческих и национальных ценностей. Согласно указанным причинам и необходимости совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной школе выбрано тему курсовой работы «Технология проблемно — диалогического обучения».
Объектом исследования является процесс развития проблемно — диалогической речи младших школьников.
Предмет исследования — методика формирования у младших школьников умений и навыков строить высказывания в учебных диалогах.
Цель: проанализировать подходы к определению понятия «проблемный диалог», «диалогическая единство» в современной педагогической науке; продемонстрировать возможные формы и виды коммуникативных упражнений, способствующих развитию диалогической речи, разработать методические рекомендации и конспекты занятий в форме диалогического взаимодействия и ролевой игры.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
-дать определение проблемно — диалогической речи как предмета научного исследования;
— охарактеоизовать педагогиеские условия использования проблемно — диалогической речи в педагогическом процессе;
— определить виды работы учителя над формированием и развитием устной диалогической речи на уроках родного языка;
— изучить роль художественного слова на уроках русского языка и литературного чтения в развитии диалогической речи;
— обосновать психолого-педагогические и методические предпосылки развития у младших школьников диалогической речи; в процессе наблюдения выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над развитием у учащихся начальных классов диалогической речи;
— исследовать состояние употребления учащимися формул речевого этикета, соблюдение правил общения, норм литературного произношения.
Для реализации поставленных задач использовались в комплексе теоретические и эмпирические методы научного исследования: изучение и анализ педагогической литературы; анализ литературных источников, , наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках русского языка и чтения, изучение результатов речевой деятельности учащихся, математическая статистика.
Структура курсовой работы: Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 4 приложения.
Заключение:
Проблема развития диалогической речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах — одна из самых актуальных и важных проблем учебно-воспитательного процесса.
Каждый учитель должен поставить себе задачу развивать диалогическую речьу детей с первых дней пребывания в школе. И помогут в этом коммуникативные упражнения. Именно поэтому необходимо работать над словом, развивать у учащихся интерес и внимание к родному слову в процессе учебной деятельности. Теоретический материал и экспериментальная методика, представленные в данном исследовании, способны направить работу учителя начальных классов на формирование диалогической речи младших школьников, помогут ему в процессе развития и совершенствования умений учащихся правильно строить и оформлять устные высказывания.
В процессе обучения диалогической речи целесообразно прибегать к дидактическим сюжетно-ролевым играм, создавать ситуации, которые охватывали бы различные сферы детского общения. Диалог на уроке понимают как доброжелательную атмосферу общения, когда каждый имеет возможность высказать свое мнение. Поэтому очень важно, чтобы этот запрос на общение обязательно учитывался в учебном процессе. А это способствовало бы повышению мотивации к обучению; улучшению качества знаний; усилению воспитательного влияния на развитие личности. Именно проблемно — диалогический подход предоставляет ученику право иметь свою точку зрения и свою позицию, к которой учитель относится с уважением. При таких условиях организации учебной деятельности ученик может свободно развиваться как личность.
Исследовав процесс обучения диалогической речи учащихся младшего школьного возраста, мы можем сделать следующие выводы:
1. Диалогическая речь, выступая одновременно целью и средством обучения, занимает важное место в учебном процессе.
2. Она формируется в процессе разговора двух партнеров.
3. Ее невозможно спланировать заранее.
4. В диалогической речи большую и самостоятельную роль играют внеязыковые средства.
5. Диалогическая речь является видом деятельности учащихся, для овладения которым у детей следует выработать умение участвовать в беседе (реагировать на языковой стимул, стимулировать высказывания, «развернуть реплику»).
6. Диалог является основной, доминирующей формой речи, и в практике обучения он должен занимать важное место.
7. Ученики младших классов продолжают накапливать знания, совершенствуют уровень владения основными видами речевой деятельности, удачно пользуются как языковым материалом, который был усвоен ранее, так и новым, свободно меняют и комбинируют его.
8. В диалогическом общении ученики могут решать более сложные коммуникативные задачи, строить содержательные выражения, которые соответствуют конкретной ситуации. В связи с этим учителю следует использовать широкий арсенал средств, которые формируют диалогическую речь учащихся.
9. Проведенные исследования показали, что в диалогах учеников есть ряд недостатков: диалогическая речь некоторых учащихся характеризуется большим количеством речевых ошибок, некоторые дети не соблюдают интонацию и общение теряет естественность, боятся употреблять новые слова и чувствуют себя неуверенно.
10. В ходе исследования разработана система упражнений для обучения учащихся диалогической речи. На первых уроках изучения темы эти упражнения носят репродуктивный характер, а с совершенствованием лексических навыков, эта работа продолжается с помощью упражнений, которые постепенно усложняются.
11. Весомый результат дало составление диалогов по опорам (схемам, таблицам, сюжетным картинкам), особенно для учеников, которые чувствуют себя не всегда уверенно.
12. Наиболее эффективными упражнениями по развитию диалогической речи являются задания, которые направлены на развитие самостоятельного мышления учащихся исходя из заданной ситуации.
13. Ученики начали свободно проводить беседы на заданные ситуации, использовать речевые клише и реплики, которые стимулируют продолжение общения. Дети любят работать в группах, ролевые игры, обсуждают темы, которые их интересуют и высказывают свою точку зрения.
Такая работа способствует формированию умений учащихся оценивать свои результаты, сравнивать их с успехами одноклассников, осуществлять самоконтроль. Это воспитывает учеников, повышает их заинтересованность в самом процессе обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО — МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблемно — диалогическая речь как предмет научного исследования
Диалог активно исследовался и исследуется учеными в философском (М. Бахтин, В. Библер и др.), лингвистическом (Н. Арутюнова, Т. Винокур, Л. Щерба и др.), нейрофизиологическом (Н. Бехтерева, Л. Выготский и др.), психолингвистическом (И. Горелов, М. Жинкин и др.), лингводидактическом (А. Арушанова, А. Богуш, А. Бородич и др.) аспектах. Технологию проблемно — диалогического обучения разработали А. Мельникова и В. Максимова.
Несмотря на наличие значительного количества психолого-педагогической и научно-методической литературы по обучению проблемно — диалогической речи детей младшего школьного возраста, вопросы обучения диалогу средствами художественного слова в процессе художественно-речевой деятельности специально не изучались, что обусловливает потребность в исследовании особенностей становления диалога на этапе младшего школьного возраста.
Как свидетельствуют экспериментальные исследования А. Арушанова, К. Крутой, В. Ляпунова, Г. Чулковой, без специального обучения диалогическая речь не достигает необходимого качественного уровня, что отрицательно влияет на качество речи в целом и процесс социализации детей в частности.
Психологические аспекты диалогического общения поднимают проблему «диалогового взаимодействия» (М. Бахтин, Л. Выготский, М. Жинкин, И. Зимняя, А. Леонтьев, Б. Ломов, С. Рубинштейн