Курсовая с практикой на тему Технология педагогических мастерских в подготовке к написанию сочинения в 5 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Структура коммуникативных умений и навыков школьников. 6
1.2. Написание сочинения как пространство формирования
коммуникативного развития школьников. 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 15
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 17
2.1. Диагностические методики состояния речевого
развития школьников. 17
2.2. Рекомендации по использованию технологии
педагогических мастерских в процессе формирования речевого развития школьников на уроках русского языка посредством
написания сочинений. 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 36
Приложение 1. 37
Памятка по написанию сочинений. 37
Введение:
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания
образования на основе коммуникативного и компетентностного подходов.
Современные изменения в социально-экономическом, духовном развитии российского
общества, стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство
требуют оптимизации образования в школе
и совершенствования формирования коммуникативной компетентности школьников, улучшения речевой подготовки
учащихся.
Современная методика преподавания языка в своем арсенале
имеет исследование, содержащих целостную систему коммуникативных умений,
которые формируются при дифференцированном и взаимосвязанном обучении
школьников всеми видами речевой деятельности [10].
Специфика обучения
школьников обусловлена сензитивностью возраста учащихся, поэтому
формирование коммуникативной компетентности будет более эффективным при
использовании межпредметных связей. Именно в процессе изучения русского языка
школьники имеют возможность замечать много общего, находить соответствии с
другими предметами, особенно с литературным чтением, поскольку язык является
средством выражения мыслей об объективной действительности, ее свойствах и
закономерностях. Реализация межпредметных связей способствует научной
организации образовательного процесса и является стимулирующим фактором
обучения русскому языку.
Классикой отечественной и мировой
психолого-педагогической мысли сейчас считаются научные работы А. Аршавского,
Н. Гез, Д. Эльконина, В. Загвязинского, И. Зимней, Д. Изаренкова, М. Кенейла,
А. Леонтьева, И. Лернера, Б. Ломова, Л. Максютенко, А. Марковой, М. Махмутова,
А. Москаленко, Е. Пассова, С. Савингтона, М. Свейна, М. Скаткина, А.
Хуторского, Г. Щукина, посвященные проблеме формирования коммуникативной
компетентности.
Проведенный анализ уровня подготовленности учащихся школы к коммуникативной деятельности позволил
выявить определенные недостатки. Исследование организации учебного процесса
показывает, что в должной мере не реализуются возможности содержания
гуманитарных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для
целенаправленного формирования коммуникативной компетентности учащихся классов, не сложился поэтапный процесс
коммуникативной подготовки.
Актуальность проблемы и необходимость преодоления
выявленных противоречий обусловили выбор темы работы.
Объектом исследования является процесс изучения русского
языка в школе.
Предмет исследования – использование технологии
педагогических мастерских в формировании коммуникативной компетентности школьников посредством написания сочинений.
Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной
проверке эффективности технологии педагогических мастерских в формировании коммуникативной
компетентности школьников посредством
написания сочинений.
Согласно указанной цели выдвигаем следующие задачи
исследования:
1. Осуществить комплексный анализ теоретических основ,
выяснить содержание понятия «коммуникативная компетентность», выявить структуру
коммуникативной компетентности
школьников.
2. Определить критерии, показатели и уровни
сформированности коммуникативной компетентности учащихся школы.
3. Выявить совокупность дидактических условий,
обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности учащихся.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность
предложенной технологии педагогических мастерских в формировании коммуникативной
компетентности школьников посредством
написания сочинений.
С целью решения поставленных задач использованы следующие
методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической
литературы, который позволил разработать теоретические основы исследования
проблемы формирования коммуникативной компетентности школьников; конкретизация
понятийно-категориального аппарата исследования, а именно терминов:
«компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность»,
«технология», «дидактические условия»; диагностика, эксперимент.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составляют положения психологических теорий личности и ее развития во время
учебной деятельности (Б. Ананьев, Г. Балл, Л. Выготский, В. Давыдов, Г. Костюк,
А. Леонтьев, С. Рубинштейн); концепции гуманистической (Ш. Амонашвили, В.
Бондарь, С. Гончаренко, И. Зязюн, В. Сухомлинский) и личностно ориентированной
(И. Бех, А. Пехота, В. Рыбак, В. Сериков, С. Сысоева, И. Якиманская)
педагогики; коммуникативно-деятельностного подхода к обучению (М. Вятютнев, И.
Зимняя, Г. Китайгородская, Е. Пассов) компетентностного подхода в современном
образовании (Н. Бибик, А. Волченко, И. Ильченко, А. Пометун, Л. Хоружая, А.
Хуторской).
База исследования: г. Петропавловск-Камчатский, МАОУ
«Средняя школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов
Петропавловск-Камчатского городского округа»; 5 класс; возраст 9-10 лет; 20
детей
Практическое значение работы. Материалы исследования
будут способствовать обновлению содержания образовательного процесса, методики
формирования коммуникативной компетенции в
школе, будут полезными в процессе подготовки будущих учителей школы и в последипломном образовании.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Педагогические
возможности сочинения в развитии коммуникативного компонента в формировании у
учащихся значимых качеств определяются его универсальным характером:
коммуникативные навыки применимы во всех областях жизнедеятельности человека.
Его специфика (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.) способствует развитию рефлексии на уровне
привычного внутреннего действия, крайне необходимого для специалиста любого
профиля, и является показателем зрелой личности с высоким уровнем сознания и
профессионального самосознания.
В
ходе исследования были решены следующие его задачи:
1. Осуществлен комплексный анализ теоретических основ,
выяснено содержание понятия «коммуникативная компетентность», выявлена
структура коммуникативной компетентности
школьников.
2. Определены критерии, показатели и уровни
сформированности коммуникативной компетентности учащихся школы.
3. Выявлена совокупность дидактических условий,
обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности учащихся начального
звена образования.
4. Разработана и экспериментально проверена эффективность
предложенной технологии формирования коммуникативной компетентности школьников средствами уроков русского языка
средствами написания сочинений.
Коммуникативные
умения образуют дихотомическую оппозицию, которая лежит в основе системы науки
о языке: коммуникативные умения адресата противопоставляются коммуникативным
умениям автора. Указанное противопоставление нейтрализуется в языковой
личности, которая в одних речевых ситуациях выступает адресатом речи, в других
– ее продуцентом. Следовательно, эффективность речевой деятельности носителя
языка находится в прямой зависимости от качества сформированности как
интросубъектных, так и экстрасубъектных коммуникативных умений, то есть как
коммуникативных умений адресата, так и коммуникативных умений автора.
Современная методика преподавания языка в своем арсенале
имеет исследование, содержащее целостную систему коммуникативных умений,
которые формируются при дифференцированном и взаимосвязанном обучении школьников
всеми видами речевой деятельности. В существующих пособиях и учебниках по русскому языку
делается акцент на необходимости коммуникативного развития школьников. Это
проявляется в наличии специализированных упражнений, заданий, направленности на
индивидуальный подход к речевому развитию детей. Стоит также отметить, что
материалы подаются в игровой форме, что способствует максимальной эффективности
избранного подхода.
Мастерская как локальная технология
охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит
из заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого
задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять
выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастерская часто начинается с актуализации знаний
каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по
группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой,
и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент
знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с
позицией других групп.
В технологии мастерских разработаны алгоритмы для
типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы,
выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода
творчества, способы обучения, способы саморегуляции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Структура коммуникативных умений и навыков школьников
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая
понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме
(говорение) [1].
Устная речь может осуществляться при непосредственном
контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством
(телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.
Как известно, устная речь является примарной по отношению
к письменной – как в истории каждого языка, так и в языковом развитии каждого
отдельного говорящего. Однако известно также, что генетическая примарность не
всегда совпадает с примарностью функциональной [3]. Именно такое несовпадение
мы можем наблюдать в данном случае: несмотря на очевидную первичность устной
речи, сложилась очень стойкая традиция, в силу которой устная речь
воспринимается на фоне письменной речи и в параметрах этой последней [3].
Развивая навыки связной речи детей, необходимо
формировать специальные умения, которые вычленила Т.А.Ладыженская:
1. Умение раскрывать тему высказывания.
2. Умение раскрывать основную мысль.
3. Умение собирать материал к высказыванию.
4. Умение систематизировать собранный материал.
5. Умение совершенствовать написанное.
6. Умение строить высказывания в определённой композиционной форме.
7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно [12].
Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений
поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи [12]. От
того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нём
главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность,
ясность высказывания. Обучая этим умениям, учитель помогает детям осознать все
особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно
строить связные сообщения [2].
Какими же коммуникативными умениями в рецептивных видах
речевой деятельности должны обладать носители языка?
Формирование коммуникативных умений при обучении
слушания. Цель слушания, рецептивной мыслительно-мнемонической деятельности, —
восприятие, понимание и переработка воспринятой на слух информации – может быть
достигнута при условии способности слушателя (адресата речи) коммуникативных
умений:
— концентрировать внимание на содержании текста с учетом
коммуникативной установки (запомнить информацию, ответить на вопрос, оценить
аргументы и др.)
— членить текст на смысловые части, выявляя основную
мысль каждой из них;
— синтезировать конденсированное содержание текста – его
тему – и устанавливать основную мысль текста в целом;
— удерживать в памяти содержание текста (фиксировать в
процессе его слушания опорные слова, на их основе составлять план текста;
воспроизводить логико-композиционную структуру текста и др.)
— распознавать прагматическую установку текста;
— улавливать средства выразительности устной речи [4].
Для проверки умения учащихся в полном объеме понимать
услышанный текст используют такие контрольно-диагностические задачи:
— ответы на вопросы по тексту;
— составление подробного плана;
— перевод воспринятого высказывания по плану.
Формирование коммуникативных умений при обучении чтению.
Цель чтения, аналитико-синтетической деятельности, —
восприятие, понимание и активное переработка письменного текста — может быть
достигнута при условии учета вида чтения по целевой установке (ознакомительное,
изучающее, поисковое) и сформированности общих коммуникативных умений:
— определять тему текста, подтемы, используемые для ее
развертывания, основную мысль текста;
— оценивать информацию текста ее важности для раскрытия
темы (главное / второстепенное)
—
выявлять структурно-логические части текста, осмысливать их содержание и
устанавливать отношения между ними