Курсовая с практикой на тему Технология обучения старту и стартовому разбегу школьников 5-9 классов в условиях СОШ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Возрастные
особенности учащихся 5-9 классов
1.2. Характеристика
бега на короткие и длинные дистанции
1.3.
Технология обучения старту и стартовому разбегу учащихся
5-9 классов
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2 Анализ результатов
исследования
Введение:
Актуальность
исследования. В комплексной программе физического воспитания различным видам
беговой подготовки уделено значительное внимание. Это не случайно, поскольку во
всем многообразии используемых в физическом воспитании средств нет, пожалуй,
другого, которое могло бы конкурировать с, бегом. Он является самым простым,
естественным, доступным и всесторонне воздействующим упражнением, позволяющим широко
варьировать величину нагрузки на организм.
Бег используется как обязательное
средство для физической подготовки буквально на всех уроках нашего предмета.
Занятия бегом способствуют равномерному развитию опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма. Беговые упражнения
закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают
целеустремленность.
В разделе «Легкая атлетика»
предусмотрено изучение техники бега и использование его в основном для развития
таких двигательных качеств, как выносливость и быстрота. Бег с преодолением
препятствий изучается как необходимое упражнение, имеющее прикладное значение.
Следует учесть также, что бег является составной частью как легкой атлетики,
так и других видов спорта, таких, например, как подвижные и спортивные игры,
акробатические и гимнастические прыжки и др.
Методика проведения занятий по
легкой атлетике и обучения двигательным действиям и развития физических качеств
рассматриваются в работах Железняка Ю.Д., Жукова М.Н., Холодова Ж.К., Б.И.
Мартьянова, Кузнецова В.С., В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, А.Д. Новикова,
И.Ю.Кулагина, П.Ф.Лесгафта, М.Н.Жукова, Б.А. Ашмарина, П.А. Виноградова и д.р.
Программами по физической культуре
предусмотрено обучение учащихся среднего школьного возраста следующим
легкоатлетическим упражнениям: бег с высокого и низкого старта(10-60м); бег с
ускорением (20-50м); бег с максимальной скоростью (40-80м); бег в равномерном
темпе: мальчики до 20 мин; девочки до 15 мин; кросс.
Несмотря на большое внимание к
данной проблеме большинства исследователей (Б.А. Ашмарин, А.А. Гужаловский,
В.И. Лях, Л.А. Семенов и др.) на практике имеют место несоответствия, которые
существенно снижают эффективность школьного физического воспитания. К можно
отнести:
— постоянное увеличение учебной
нагрузки в ущерб двигательной активности;
— недостаточное
материально-техническое обеспечение школьного урока физической культуры;
— низкое качество организации и
проведения видовых уроков физической культуры;
— отсутствие системы работы по
формированию здорового образа жизни школьников.
Эти несоответствия позволили
определить проблему исследования как обоснование эффективных средств и методов
обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5-9 классе сформулировать тему
выпускной квалификационной работы: «Технология обучения старту и стартовому
разбегу школьников 5-9 классов в условиях СОШ».
Объект
исследования — процесс физического воспитания учащихся 5 классов.
Предмет
исследования — методика обучения старту и стартовому разбегу школьников 5-9
классов в условиях СОШ.
Цель
исследования – изучить методику обучения старту и стартовому разбегу
школьников 5-9 классов в условиях СОШ.
Гипотеза
исследования: предполагается, что процесс обучения старту и стартовому разбегу
школьников 5-9 классов в условиях СОШ, будет эффективным, если:
– в программу занятий по
физическому воспитанию будут включены упражнения, направленные на развитие
выносливости, силы, скорости;
– на занятиях будут применяться
разнообразные средства и методы физического воспитания;
– будет использоваться
индивидуальный подход при дозировании нагрузок с учетом возраста, пола,
состояния здоровья, уровня физической подготовленности.
Практическая
значимость исследования. Результаты исследования могут применяться
в практической деятельности учителей адаптивной физической культуры, а также
студентами при прохождении педагогической практики.
Курсовая работа состоит из
введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения.
Заключение:
Система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими
упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для
раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка,
его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития
системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и
деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного
процесса. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать
свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных
ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у
учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими
упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование
гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо
учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для
поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности,
состояния здоровья, самостоятельных занятий. Лёгкая атлетика, один из основных
и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные
дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты
(толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья — десятиборье, пятиборье
и др. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия
легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению
здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются
общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений,
простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить
занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в
естественных условиях.
С пятого класса обучающиеся начинаю
изучать более углубленно технику бега на короткие дистанции. Бег от старта до
финиша-это циклический вид. Технику спринтерского бега можно разделить на
четыре звена: старт (высокий к изучению которого приступают в начальной школе,
низкий старт), стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Косвенно
изучать техники всех вышеупомянутых фаз бега на короткие дистанции обучающиеся
СОШ начинают еще в начальной школе, но к углубленному разучиванию,
совершенствованию и развитию скоростных способностей они переходят в средней
школе. Объясняя обучающимся средней школы технику спринтерского бега, педагог
должен учитывать возрастные особенности, а также физические возможности
обучающихся.
Анализ данных научно-методической
литературы показал, что в настоящее время всеобщее признание завоёвывает
положение о том, что достижение высоких результатов в любом виде спорта требует
высокого уровня развития быстроты и техники бега, а также обучения старту и
стартовому разбегу. В лёгкой атлетике высокий уровень спортивного мастерства в
беге по дистанции достигается на базе развития быстроты и техники бега.
Выбран экспериментальный комплекс
физических упражнений, направленный на развитие скоростных способностей
легкоатлеток 10-12 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции. В экспериментальный комплекс физических
упражнений входили такие упражнения как: обучения техники старту и стартовому
разбегу, прыжки через барьеры; ходьба через барьеры; бег в гору; прыжки с
разбега, с места (тройной, пятерной); — прыжки с подтягиванием ног к груди; бег
на отрезках от 30 метров до 100 метров; бег на 60 метров с ходу; бег с высоким
подниманием бедра; челночный бег.
Доказана эффективность
предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в
достоверном увеличении уровня развития скоростных способностей у юных
легкоатлеток экспериментальной группы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРТУ И СТАРТОВОМУ
РАЗБЕГУ ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОШ
1.1. Возрастные особенности учащихся 5-9
классов
Ученые давно обратили внимание на
тот факт, что в ходе роста и развития животных существуют периоды повышенной
чувствительности к внешним воздействиям. Наблюдается естественная периодизация
развития организма, включающая несколько взаимосвязанных этапов.
Этапы, в ходе которых проявляются
наиболее значимые изменения называют критическими, поскольку играют огромную
роль во всем развитии организма. К примеру, дефицит питания в возрасте 8-9 и
12-13 лет провоцирует замедление роста тканей трубчатых костей, что приводит к
общему отставанию физического развития. Период полового созревания так же
наиболее уязвим в отношении недостаточности питательных веществ [20].
Л.C. Выготский ставил акцент на
необходимости исследования чувствительных периодов для установления оптимальных
сроков обучения детей. По его мнению, одно и то же педагогическое воздействие в
разные периоды может давать положительный, нейтральный или даже отрицательный
эффекты [5].
Детей в период 8-12 лет можно
обучить практически всем движениям, в том числе сложнокоординированным, но не
требующим проявления мышечной силы и выносливости. К примеру, прыжки могут
плохо усваиваться не из-за сложности координирования движений в воздухе, но
из-за отсутствия достаточной силы для отталкивания.
Это обосновывает необходимость
знаний о возрастных периодах, в которых может происходить активное развитие
скоростных качеств. Накоплена значительная база исследовательских работ,
направленных на изучение особенностей развития физических качеств и
двигательных возможностей детей в различных возрастах. Анализ данных
лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков показал,
что:
— различные двигательные качества
имеют свои периоды развития, и они не совпадают по времени;
— годовые величины приростов неодинаковы
в разные возрастные периоды, отличаются у девочек и мальчиков, несоразмерны,
если сравнить приросты в разных двигательных способностях;
— большинство детей в среднем
школьном возрасте демонстрируют разный уровень различных двигательных качеств.
Например, если мальчик показывает хороший результат в стометровке, еще не
значит, что он будет быстро реагировать на сигнал в игре;
— при сопоставимости данных детей
разных возрастов специальная тренировка одними методами, одного объема и
интенсивности физической нагрузки, дает разный педагогический эффект и наиболее
высокий в период роста развития двигательного качества [15].
Вышесказанное указывает на
необходимость планирования для детей школьного возраста значительного
количества упражнений, направленных на развитие определенных двигательных
способностей и увеличения их количества в особенно чувствительные периоды.
Исследованиями особенностей
развития двигательных способностей в младшем, среднем и старшем школьном
возрасти занималось множество ученых, таких как: А.А. Гужаловский, З.И.
Кузнецова, В.Г. Филин.
Двигательная функция человека
определяется как совокупность физических качеств, двигательных навыков и
умений, позволяющих противодействовать организму факторам внешней среды.
Физические качества – это отдельные
стороны двигательных возможностей организма. Специалисты сходятся во мнении,
что в основе развития физических качеств стоят прогрессивные изменения на
уровне морфологии и биохимии опорно-двигательного аппарата, ЦНС и
периферической нервной системы, внутренних органов. Из чего следует, что
согласованность соматических и вегетативных функций обеспечивает уровень
развития физических качеств [21].
На развитие физических качеств
серьезное влияние оказывают факторы генетики. Так, значительно генетически
лимитированы такие качества как быстрота движений, мышечная сила и
выносливость.
Детский и подростковый возраст
является одним из важнейших этапов физического воспитания, особенно
благоприятный для начала подготовки спортсмена, о чем свидетельствует ряд
исследований.
Детский и подростковый возраст
представляют собой благодатную почву для систематических занятий физическим
воспитанием. Юные спортсмены показывают значительно более высокий уровень
физических качеств и более гармоничное их развитие, в отличие от ровесников,
ограничивающихся уроками физкультуры [17].
Использование различных средств
физического воспитания у детей 11-14 лет оказывает дифференцированное
воздействие на показатели двигательных качеств и их развития.