Методика преподавание РКИ Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Технология обучения преподавателя русского как иностранного — ядро профессиональной компетенции».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1. Научно-теоретические подходы к формированию
профессиональной компетенции будущих преподавателей русского языка как
иностранного. 7

1.1.    Основные
подходы к формированию профессиональной компетенции учителей. 7

1.2. Особенности формирования профессиональной компетенции
будущих преподавателей РКИ.. 12

Выводы по 1 главе. 16

Глава 2. Методы и приемы обучения преподавателей русского
языка как иностранного с точки зрения формирования профессиональной
компетенции…………………………………………………………………….18

2.1. Практические рекомендации по формированию
профессиональной компетенции будущих преподавателей РКИ в процессе обучения в
ВУЗе. 18

2.2. Основные методы и приемы обучения преподавателей
русского языка как иностранного. 22

Выводы по 2 главе. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   33  

Введение:

 

Профессия
преподавателя русского языка как иностранного является одной из самых молодых
педагогических профессий. Она сформировалась в середине1950-х годов прошлого
века.  В
конце 19
40-х гг., после окончания Второй мировой войны,
в Советский Союз для получения высшего образования
начали приезжать иностранные учащиеся
, не владеющие русским языком. Появилась необходимость в создании
специаль
ных кафедр русского языка для
иностранцев. Одна
из первых таких кафедр была организована в 1951 г. в МГУ, в 1954 году
открылся подготовительный факультет МГУ, в 1960 году в Университете дружбы народов
им. П. Лумумбы (РУДН) был создан
подготовительный
факультет для иностранных граждан.

В
декабре 2012 года был принят и внедрен Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» в 2013 году, в котором рассматриваются многие аспекты
системы образования, которые прямо или косвенно отражают требования к уровню
подготовки иностранных языков будущих специалистов. В частности, в разделе
«Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений
в сфере образования» указывается, что одним из принципов является создание
благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с
системами образования других стран на равноправной и взаимовыгодной основе
(статья 3, п.5).

Точно
также текущие формальные требования к образовательному контенту включают
положения, позволяющие рассматривать языковую подготовку для будущих
специалистов в качестве одной из приоритетных областей их профессиональной компетенции.
Содержание образования должно обеспечивать: адекватность глобального уровня
общей и профессиональной культуры; интеграция личности в национальную и мировую
культуру.

Многие
российские вузы считают подготовку иностранных граждан одним из приоритетных
направлений своей деятельности. Обучение иностранных студентов методам
преподавания русского языка в современных условиях требует не только
специальной профессиональной подготовки учителей русского и иностранных языков,
но и конкретных форм, методик и учебных пособий. В этом направлении вузах
существует ряд факультетов дополнительного профессионального образования (ДПО),
где учителя русского языка и литературы проходят переподготовку для
профессиональной деятельности с иностранными студентами, аспирантами и
стажерами из стран СНГ.

Известны многочисленные научные исследования в области
подготовки преподавателей иностранного языка, в том числе и русского языка как
иностранного: И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, В.Г. Костомарова, О.Д.
Митрофановой, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, С.Ф. Шатилова, А.Н.
Щукина, Э.Г. Азимова, В.В. Молчановского и других.  Наиболее значимые характеристики
профессиональной компетенции преподавателя русского языка как иностранного
отражены в работе В.В. Молчановского, Л. Шипелевич «Преподаватель русского
языка как иностранного. Введение в специальность» (2002).  

Следует сказать, что в трудах ученых значительное внимание
уделяется как теоретической, так и практической подготовке преподавателей
иностранных языков, в том числе и РКИ. Однако, по нашему мнению, в существующей
практике преподавания русского языка как иностранного недостаточно уделяется
внимания современным эффективным средствам обучения будущих преподавателей РКИ
с целью формирования у них
профессиональной компетенции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
основании вышеизложенного подведем итоги: «профессиональная компетентность
учителя» выражается как интеграция знаний, опыта и профессионально значимых качеств
личности, отражающая способность учителя эффективно выполнять профессиональную
деятельность.

Содержание
профессиональной компетенции преподавателя РКИ включает в себя набор
компетенций: теоретические и технологические знания; социальные компетенции,
познавательные компетенции, лингвистические компетенции, организационные
компетенции, специальные компетенции, а также способность к обучению русскому
языку как иностранному.

Процесс формирования профессиональной
компетенции будущего преподавателя РКИ будет наиболее эффективным при условии
выполнения следующих педагогических условий: формировании позитивной мотивации
студентов к обучению и развитию личностных качеств; использовании форм и
методов интерактивного взаимодействия с преподавателем.

Из всего спектра организационных форм
обучения, имеющихся в арсенале педагогической науки, выбраны формы обучения,
наиболее актуальные для преподавательской деятельности в рамках
компетентностного подхода.

Таким образом, формирование
профессиональной компетенции будущего преподавателя РКИ основывается на
адекватном выборе форм обучения, обеспечивающих учащихся определенным объемом
информации, формировании когнитивных стратегий образования и самообразования
как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности,
основанной на познавательной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Научно-теоретические подходы к формированию профессиональной компетенции
будущих преподавателей русского языка как иностранного

 

1.1.        
Основные
подходы к формированию профессиональной компетенции учителей

Анализ
зарубежных и отечественных исследований показывает, что компетентность личности
является одним из основных показателей образовательного результата и объединяет
мотивы, психологические особенности человека, его способность пользоваться  полученными знаниями, сформированными
навыками и умениями.

И.
И. Турчинов под компетенцией понимает степень выраженности, проявления
профессионального опыта человека в пределах компетенции конкретной должности[1].

А.В.
Хуторской следующим образом трактует понятие «компетентность»: «Компетентность
включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств человека (знания, умения,
навыки, методы деятельности), установленных по отношению к определенному кругу
предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности
по отношению к ним; К компетенции относится владение, владение лицом
соответствующей компетенции, которое включает его личное отношение к нему и
объекту деятельности»[2].
Итак, обладать компетенцией – это иметь определенные знания, определенные
характеристики, быть опытным во всем; Иметь компетенцию – значит иметь
определенные способности в любой области.

По
мнению И.В. Кухарева, понятие компетенции относится к сфере навыков, а не
знаний. Компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте,
ценностях и устремлениях, приобретенных в процессе обучения. Компетентность
  это не знание или умение. Быть компетентным
не означает быть ученым или образованным человеком. Предполагается, что
настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных
ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать полученные знания и опыт в
конкретной ситуации» в личной биографии, которая вписывается в общую историю[3].

Компетентность
может рассматриваться как способность связывать знания и ситуацию или, в более
широком смысле, способность находить, идентифицировать процедуру (знание и
действие), которая подходит для данной проблемы.

Профессия
преподавателя является как преобразующей, так и направляющей. А чтобы управлять
процессом личностного развития, нужно быть компетентным. Поэтому понятие
профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и
практической готовности в целостном устройстве личности и характеризует его
профессионализм.

Профессиональная
компетентность является ключевым понятием для характеристики педагогической
деятельности. М.И. Станкин отмечает, что профессиональной компетенцией учителя
является «способность эффективно выполнять профессиональную деятельность,
которая определяется требованиями должности, в основе которой лежит
фундаментальное научное образование и эмоциональная ценность педагогической
деятельности. Он предполагает обладание профессионально значимыми отношениями и
личными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными навыками и
умениями»[4].
Таким образом, компетентность – это слияние теоретической и практической
готовности человека к педагогической деятельности.

А
профессиональная компетенция – это профессионализм и педагогическое мастерство
учителя.

Профессиональная
компетенция учителя по праву рассматривается как совокупность определенных
качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его
психолого-педагогической готовности, способностью оптимально решать
педагогические задачи (обучение, воспитание и развитие). Для этого компетентный
учитель, по мнению Е.С. Романова, должен обладать следующими личными
качествами, интересами и склонностями: склонность к работе с детьми;
способность интересоваться своей идеей, говорить за себя; высокая степень
личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, бесценное
отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к знаниям,
саморазвитию; оригинальность, находчивость, универсальность; тактичность;
целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим [5].



[1] Турчинов, А.И..
Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.
: Моск. псих.-соц. ин-т, Флинта, 1998. –С, 92

[2] Хуторской, А.В.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской //
Эйдос [Электронный ресурс]. 2005 12 Дек. – Режим доступа: http:www.eidos.ru/
journal.htm

[3] Кухарев, И.В. На
пути к профессиональному совершенству / И. В. Кухарев. – М. : Просвещение,
1990. –С. 88

[4] Станкин, М.И.
Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И.
Станкин. – М. : Моск. псих.-соц. ин-т, Флинта, 1998. –С. 88

[5] Романова, Е.С. 99
популярных профессий. Психологический анализ и профессиографы / Е. С.Романова.
– 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004. –С. 72

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы