Теория и методика физической культуры и спорта Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Технология обучения бегу по дистанции (бег на короткие дистанции) школьников 5-9 классов общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ 9
1.1 Анализ понятия «быстрота и техника» бега 9
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся 5-9 классов 14
1.3 Средства и методы обучения техники бега у учащихся 5-6 классов 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 31
2.4. Построение методики обучения бега на короткие дистанции 32
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.1. Анализ уровня специально-физической и технической подготовленности учащихся в начале эксперимента 39
3.2. Анализ уровня специально-физической и технической подготовленности учащихся во время педагогического эксперимента 40
3.2. Оценка уровня специально-физической и технической подготовленности учащихся в конце эксперимента 42
ВЫВОДЫ 46
СПИСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Бег на короткие дистанции представляет собой один из популярных видов спорта в легкой атлетике. Данный вид спорта изъявляет высокие требования к физической подготовленности учащихся, особенно к скоростным способностям. Скоростные способности подразумевают под собой возможности человека, которые обеспечивают ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [8,10,15].
На сегодняшний день по различным аспектам и вопросам развития скоростных способностей, а именно быстроты у учащихся на короткие дистанции накоплено большое количество материала, которое со временем становится труднее обобщать и систематизировать, а также в полной мере использовать в практической подготовке учащимся, что служит проблемой развития скоростных способностей. Во всех видах легкой атлетики в той или иной мере требуется такое качество, как быстрота. Быстрота имеет тесную связь с такими качествами, как гибкость, координация, сила, а также с техникой бега и со способностью к расслаблению.
Развитие быстроты можно добиться путем улучшения всех этих качеств. Однако при одинаковой тренировочной нагрузке с целью развития быстроты учащихся получают различный результат. Это связано с подвижностью нервных процессов, являющееся в большей степени врожденным качеством, от которого и зависит максимальный уровень быстроты. Следует принять во внимание данный факт при выборе специализации юного учащихся.
В. Борзов, Е.И Ливандо, В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов уделяли особое внимание развитию быстроты у учащихся, разработали методики развития данных качеств для квалифицированных учащихся, В.Г. Дворкин, Я.М. Коц, Л.П. Матвеев приводят общие положения по развитию данных качеств.
Развитие быстроты учащихся должно происходить при учитывании возрастных особенностей тренирующихся. Уже в детском и юношеском возрасте происходит формирование двигательного анализатора, кладется начало для дальнейших спортивных достижений. Поэтому проявление закономерностей развития быстроты в возрастном аспекте имеет особенное значение для развития техники бега. Очевидно, что существует потребность исследования развития быстроты и техники бега в возрасте 12-13 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции. Данный возрастной период считается наиболее благоприятным для развития быстроты и, в частности, для развития таких важных элементарных форм как темп движения, скорость одиночного движения и время двигательной реакции (F. Lehman). Однако в существующей системе спортивной тренировки ориентируются, главным образом, на повышение уровня максимальной скорости бега на короткие дистанции.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил сформулировать противоречие между требованиями к уровню развития быстроты и недостаточной разработанностью теоретического и содержательного аспектов сопряженного развития быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы. Обозначенное противоречие позволило актуализировать проблему исследования. Таким образом, актуальным становится поиск путей сопряженного развития быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов. Поэтому тема исследования: «Технология обучения бегу по дистанции (бег на короткие дистанции) школьников 5-9 классов общеобразовательной школы».
Объект исследования: обучение техники бега на короткие дистанции.
Предмет исследования: особенности обучения техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность применения комплекса специальных упражнений для сопряженного развития быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы и обобщить опыт спряженного развитие быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для спряженного развитие быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса специальных упражнений для спряженного развитие быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов.
Гипотеза исследования: сопряженное развитие быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов с помощью комплекса специальных упражнений происходит более успешно на базе последовательного применения усложняющихся специальных упражнений, если в единстве соблюдать следующие условия: возрастные особенности учащихся, сложность и специфика выполняемых упражнений, обеспечивающихся развитие быстроты, умений и навыков в технике бега на короткие дистанции.
Практическая значимость исследования: внедрен комплекс специальных упражнений спряженного развития быстроты и техники бега на короткие дистанции у учащихся 5-9 классов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

1.1 Анализ понятия «быстрота и техника» бега
Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из наиболее популярных видов легкой атлетики. Дистанции, попадающие под понятие спринта, начинаются от 60 м и до 400 м. Соревнование по более коротким дистанциям принято проводить в закрытых помещениях.
Главная цель бега на короткие дистанции заключается в том, чтобы пробежать расстояние заданной длины на максимально допустимой скорости. Для достижения этой цели, учащихся должен направить свои психические и физические качества на резкий старт, который позволит ему легко набрать скорость на дистанции. Максимально возможную скорость бегун должен выдержать до конца дистанции.
В беге на короткие дистанции добиваются успеха учащиеся различного роста и телосложения, но, как правило, хорошо физически развитые, сильные и быстрые. Лишь при постоянном совершенствование физических качеств атлет может добиться высоких результатов, однако, и психологический фактор играет немаловажную роль.
Бег на короткие дистанции является зрелищным видом, несмотря на его скоротечность. Для достижения успеха в таком виде бега, естественно, нужны теоретические знания о технике бега, иметь, возможность тела набирать большую скорость за кратчайшее время, отлично развитую координацию. Любая короткая дистанция преодолевается в несколько основных этапов. Первый этап – это старт, второй – это разгон, далее бег с максимально допустимой скоростью на протяжении всей дистанции, и последнее – это финиш.
Н. Г. Озолин [33] считает, что существенным фактором, определяющим успех учащихся в беге, является его склонность к тем или иным дистанциям. Спринтерский бег предъявляет учащимся высокие требования. Атлет должен обладать отличной физической подготовкой, трудолюбием, целеустремленностью, выносливостью. Без этих качеств нельзя стать хорошим спринтером.
Как и во всех беговых дисциплинах основная цель атлета – это первым пересечь финишную прямую, поэтому все действия на протяжении дистанции должны быть слаженными от самого старта и до финиша. Весь процесс бега можно разделить на четыре составляющие: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
Старт. Перед началом движения учащихся занимают исходное положение перед стартовой линией. В настоящее время для удобства бега используются колодки. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии, размещая ноги в стартовых станках. Считается, что наклон туловища в 40-45 градусов является для учащихся оптимальным. При этом ноги необходимо согнуть в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впередистоящей ноге. Данное положение тела считается более устойчивым и оптимальным для совершения стартового рывка. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам.
Для совершения старта, необходимо придерживаться последовательности действий для совершения рывка. Занимаемая учащимся позиция называется «пятиопорная», из названия становится ясным, что точек опоры пять. Ноги атлета упираются в колодки, колено задней ноги согнуто поду углом 90°, руки приставлены к стартовой линии. Спина сохраняет ровное положение, хотя некоторые учащихся предпочитают выгибать спину, при этом плечи выдвигаются немного вперед. Для эффективного старта атлет должен давить на колодки, чтобы придать ускорение бегу. Выпрямленные руки находятся на стартовой линии, опора идет на большой и указательный палец.
Особое значение имеют углы сгиба в коленных суставах. Все это отрабатывается на тренировках во время обучения низкому старту. Приняв верное положение и зафиксировав его после команды «Внимание!», атлет должен стараться избегать излишнего напряжения в мышцах, при этом находится в постоянной готовности к моментальному старту. При команде «Марш!» все тело атлета должно сработать по принципу выталкивания из состояния сжатой пружины.
В этот момент учащихся отталкивается задней ногой от опоры, а руками – от дорожки, помогая себе совершить молниеносный рывок вперед. При этом впереди стоящая нога должна резко начать разгибаться в суставах. Работа рук у разных учащимся совершается по разному принципу: кто-то совершает движение одновременно с движением ног, но обычно руки работают разноименно. Частота движения рук должна быть выше, чем частота движения ног – это позволит атлету быстрее набрать скорость.
Таким образом, для совершенствования эффективности стартовых действий учащихся является техника, направленная на улучшение координированному действию рук и ног, а также рациональному соотношению усилий, активному и экономному выполнению маховых движений.
Для недопущения ошибок при старте необходимо помнить о правильном положении головы и туловища. При низком наклоне головы и высоком подъем таза спринтер теряет возможность выпрямиться, и рискует упасть или споткнуться. Неправильное расположение головы и таза могут привести к раннему подъему туловища уже на первых шагах и снизить эффект стартового разгона. Оптимальное расположение таза — это расположение на уровне плеч.
Единственный путь повышения эффективности стартовых действий – развивать скоростно-силовые возможности мышц-разгибателей ног и спины.
Стартовый разгон. Стартовые действия завершаются отрывом от стартовых колодок, после чего начинается бег по дистанции. Взрывной характер на старте необходим для совершения первого шага, который выполняется сильнейшей толчковой ногой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы