Курсовая с практикой на тему Технология «мягкой силы» в механизме современного государственного управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1: Теоретические основы формирования механизма «мягкой силы» 5
1.1. Понятие и возникновение технологии «мягкой силы» 5
1.2. Зарубежные практики применения «мягкой силы» 8
1.3. Элементы «мягкой силы» в Российской Федерации 14
Глава 2: Оценка современного состояния технологии «мягкой силы» 17
2.1. «Мягкая сила» в современном государственном управлении 17
2.2. Оценка и измерение «мягкой силы» в Российской Федерации 19
2.3. Проблемы применения «мягкой силы» в Российской Федерации 20
Глава 3. Механизмы применения «мягкой силы» в Российской Федерации 21
3.1. Направления применения «мягкой силы» в Российской Федерации 21
3.2. Мероприятия по реализации «мягкой силы» 24
3.3. Оценка эффективности применения «мягкой силы» 25
Заключение 28
Список литературы 31
Введение:
Современный мир отмечается доминированием информационного компонента практически во всех сферах жизни, не является исключением и внешнеполитическая деятельность государств, которая нацелена не только на экономический или социальный вектор, но и на культурно-пропагандистский. Именно сейчас, когда государства осознают важность перманентного присутствия и распространения информации на международной арене, масс-медиа становятся мощным инструментом воздействия на зарубежную аудиторию.
В XXI веке проявление силы и влияния государств всё меньше выглядит похожим на то, что использовали те или иные страны в XX веке и ранее. «Классические» войны крупного масштаба с применением различных видов оружия постепенно отходят на задний план. На их место пришли инструменты «мягкой» и «умной» силы (см. труды Джозефа Найя, Сьюзанн Носсл, Майкла Харви и других), включающие механизмы культурного, институционального, экономического влияние с широким применением информационных инструментов воздействия. При этом «умная сила» (smart power) – это умелое сочетание «мягкой» и «жёсткой силы» (силы убеждения и силы принуждения) для достижения определённых целей.
Пытаясь добиться расположения мирового сообщества, ведущие страны развивают сеть иновещания и привлекают все виды СМИ к процессу корректировки общественного мнения. Стоит учитывать и то, что большинство правительств отказываются от жестких военно-экономических методов воздействия и предпочитают концепции «мягкой силы» и «умной силы».
Исследованию «мягкой силы» как компонента внешней политики и средства воздействия на зарубежную аудиторию посвящены труды как зарубежных, так и отечественных ученых, а именно: «The Challenges of the Internet and Social Media in Public Diplomacy» M. Wallin; «Integrating Diplomacy and Social Media» C. Martin, L. Jagla; «От Facebook до Wikileaks: медиа коммуникации» Г. Почепцова; «Глобальное развитие систем массовой коммуникации и международные взаимоотношения» А. Зернецкой и др.
Целью курсовой работы является исследование технологии «мягкой силы» в механизме современного государственного управления.
Достижение цели возможно при выполнении ряда задач, последовательно решаемых в ходе данного исследования. Необходимо:
— раскрыть понятие и возникновение технологии «мягкой силы»;
— рассмотреть элементы «мягкой силы» в мире;
— изучить элементы «мягкой силы» в Российской Федерации;
— исследовать использование «мягкой силы» в современном государственном управлении;
— провести оценку и измерение «мягкой силы»;
— изучить проблемы применения «мягкой силы»;
— определить направления «мягкой силы»;
— разработать мероприятия по применению «мягкой силы»;
— провести оценку эффективности применения «мягкой силы».
Объектом исследования является «мягкая сила» как компонент современного государственного управления России.
Предмет исследования – эффективность инструментов «мягкой силы» в современном государственном управлении России на современном этапе.
Заключение:
Концепция мягкой силы сегодня разработана огромным количеством ученых как западной, так и отечественной исследовательской среды, а также всё больше берется на вооружение самими политиками. В современной политологии определение мягкой силы варьируется от автора, интерпретирующего термин. Классическое определение звучит на первых страницах работы ее основателя Дж. Ная — как способность государства А формировать предпочтения государства В.
С момента возникновения понятия мягкой силы, оно быстро вошло в обиход политиков и исследователей, в том числе и России. Впервые в официальном российском политическом обиходе данный концепт возникает в 2013 году, в Концепции внешней политики Российской Федерации: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» — комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».
Понимание мягкой силы сегодня особенно важно, в связи с постоянным ростом применения ее во внешнеполитическом инструментарии стран Запада, Китая и, конечно, России. Глобальная мирополитическая система стремительно меняется, приобретая, по мнению специалиста Д. Галларотти всё более комплексные структуры, где поле применения твердой силы — сужается. Пристальное внимание к мягкой силе обращено представителей школ пост-структурализма, конструктивизма, копенгагенской школы международных отношений.
Несколько характерных черт современного глобального мироустройства, с которыми согласны критики неореализма следует выделить: во-первых, применение классической силы становится все менее и менее вероятным, потому что цена последствий войны и даже цена простой угрозы, особенно среди членов «ядерного клуба» в разы выше желаемого геополитического/стратегического исхода потенциального конфликта. В самом деле, крупнейшие политологи, историки, солидарны в идее, что «ядерная революция» стала предпосылкой к веку сообществ безопасности, в которых война немыслима в связи с огромной ценой и размахом жертв. Во-вторых, влияние взаимозависимости, экономической, политической, социально- культурной, финансовой, и огромные темпы ее развития сегодня накладывают на «силу» определенные издержки: глобализация является одним из мощнейших рычагов сдерживания стран от ската в глобальную ядерную войну. Сегодня методы внешнего маккиавелизма, а именно, наказание, запугивание, шантаж одними государствами других — становятся прежде всего в ущерб самим государствам. Принуждение постепенно заменяется включением, кооптацией. В-третьих, социальные и политические сдвиги в Европе, а по нашему мнению и в современной России, сделали народы более «чувствительными» к своему экономическому благосостоянию и, отсюда, противниками, как описал это в последней работе Роберт Каплан, «политического кода варваров». В-четвертых, роль международных институтов включает государства в более жесткие и узкие рамки силовых отношений, требует максимальной кооперации, а невыполнение юридических и институциональных норм влечет огромные экономические и внешне-финансовые, социальные и политические потери. Россия в данном случае является более, чем очевидный пример.
Россия является активным сторонником мягкой силы, будучи включенной в её «многополярный мир», осуществляя свою стратегию по средствам продвижения политической культуры и ценностей гражданского общества через НКО, университетские программы, форумы, внешнюю пропаганду и т.д. и направлена, главным образом, на бывших граждан СССР и т.н. «защиту русскоязычного населения». К векторам мягкой силы относится русский язык, русская литература и в целом культура, медиа, РПЦ, НКО, а также бизнес-связи.
Подводя итог, следует отметить, что на фоне глобализирующегося мира роль мягкой силы неумолимо растет. На сегодняшний день ни один учебник по проблемам международных отношений не обходится без упоминания этой концепции. Проблемы мягкой силы Китая, России, Индии, Японии, а также ЕС, БРИКС — выходят на передний план в исследованиях ученых Европы и России. Глобальный мир ставит новые задачи, как для политиков, так и исследователей, что требует дальнейшего расширения понимания концепции. Можно констатировать лишь одно — мягкая это новая форма межгосударственных отношений XXI века.
Такая универсальная и открытая для мира идея, которая ориентирована на сбалансированное устойчивое глобальное развитие, имеет большой шанс быть востребованной как традиционными обществами, так и значительной частью населения государств Европы и США.
Фрагмент текста работы:
Глава 1: Теоретические основы формирования механизма «мягкой силы»
1.1. Понятие и возникновение технологии «мягкой силы»
Автором концепции «soft power» («мягкой силы») и «smart power» («разумной силы») является профессор Гарвардского университета Дж. Най. Впервые термин «мягкая сила» он использовал в 1990 году в книге «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», подробнее теорию ученый изложил в труде «Soft Power: The Means to Success in World Politics». По мнению Дж. Ная, мягкая сила – это способность получать желаемый результат не используя принуждение, а формируя привлекательность и симпатию, побуждая к добровольному участию и сотрудничеству . По теории Дж. Ная, на мировой арене государство может применять три направления влияния — военное, экономическое и так называемую «мягкую силу», то есть авторитет культурных достижений, научных достижений, привлекательность социальной политики, эффективность информационной деятельности и тому подобное. Такой подход созвучен с концепцией «культурно-идеологической гегемонии» А. Грамши.
Многие государства сегодня хотели бы обладать «мягкой силой». Соединенные Штаты Америки, по-прежнему являются государством номер один по применению «мягкой силы»; Германия и некоторые другие европейские государства также придерживаются этой стратегии. «Мягкая сила» сегодня пользуется спросом не только на западе, но и все больше приобретает политическую привлекательность даже для таких автократических держав, как Россия и Китай. В западной части нашей страны это пока еще не так сильно ощущается, при этом для такого развития событий есть веские причины .
«Мягкую силу» можно отождествить с классическим PR в международных отношениях, при этом основным направлением деятельности является внешняя культурная политика, крайними проявлениями которой могут быть культурная / информационная экспансия и культурный / информационный империализм, составляющие немалую угрозу в современном мире. Ярким примером экспорта массовой культуры является киноиндустрия США, а информационное главенство государств обеспечивают мощные медиакорпорации «Time Warner» (США), «Viacom» (США) «Vivendi Universal» (Франция), «News Corpоration» (Австралия), «The BBC» (Великобритания) и др.
Деятельность медиаконгломератов приводит к тому, что страны «третьего мира» выступают только как пассивные потребители новостей, которые производят государства-лидеры. Новости, как правило, движутся в одном направлении – от центра к периферии, обратная связь присутствует, но довольно слабо и оказывается почти незаметной.
Очевидно, что в борьбе за информационное превосходство государства в своей внешней политике используют СМИ с целью манипулирования мировым общественным мнением. В работе «Манипуляторы сознанием» Г. Шиллер указывал на то, что содержание средств массовой информации – это мифы, которые полностью направлены на манипуляцию. По его мнению, при успешном применении мифы непременно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, который предотвращает возникновение альтернативного мнения или проявления социальной активности. «В условиях развитой рыночной экономики пассивность имеет как физическое, так и интеллектуальное измерение, оба они искусно эксплуатируются аппаратом манипулирования сознанием», — подчеркивает Г. Шиллер . Однако СМИ обладают способностью не только нейтрализовать активность индивидуумов, а наоборот — инициировать ее. В этом плане особенно полезны социальные сети и другие Интернет-ресурсы, которые способствуют ведению активных дискуссий и образованию многочисленных сообществ.